Давайте разберемся!

№44 от 29 октября 2015 года

Памятник на обочине
Памятник на обочине

Недалеко от моей родной деревни в Могилевском районе, на обочине вдоль трассы Могилев—Бобруйск стоит гранитный памятник погибшему мотоциклисту. Трагедия на этом месте произошла около трех лет назад. Парень ехал на большой скорости, когда вдруг дорогу ему перегородила фура, которая в этот момент поворачивала на придорожную стоянку… От полученных травм мотоциклист скончался на месте. Увидев этот памятный знак, даже самые отчаянные автомобилисты стараются снизить скорость...
К сожалению, с увеличением количества автомобилей на дорогах такие памятные знаки уже не редкость. Чаще всего это траурные ленточки, венки из искусственных цветов на фонарных столбах или небольшие кресты на обочинах. А порой встречаются и массивные гранитные памятники с надгробиями и оградами… Признаться честно, пока сама не получила водительские права, внимания на них практически не обращала — ну стоят, и что с того. Никому ведь не мешают... Но стоило мне сесть за руль и почувствовать ответственность за тех, кто находится в машине на пассажирском сиденье, как мое отношение к этим «знакам скорби» сильно изменилось. Всякий раз, проезжая мимо выцветших от времени венков и крестов, вздрагиваю — сколько жизней унесла жестокая и безразличная к человеческой судьбе дорога!

 

— Неподалеку от нашей дачи, возле водохранилища Рудея в Могилевском районе стоит памятник двум разбившимся на этом месте мужчинам. На меня, как на водителя, он действует сильнее любого дорожного знака, ограничивающего скорость. Искусственные венки выглядят жутковато, особенно ночью. Но в борьбе за человеческую жизнь все средства хороши. Эти памятники — как страшное напоминание о трагедии. И пусть люди, проезжая мимо, помнят, что они в ответе не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих. Жаль, что до некоторых это доходит только тогда, когда случается беда, — поделилась мнением водитель с семилетним стажем Елена Долова.
Между прочим в европейских странах ритуальные знаки вдоль дорог вряд ли встретишь. А вот в России их много, и выглядят они куда более удручающе. Иногда можно увидеть целую инсталляцию из кусков разбитой машины и старых покрышек. После такого зрелища неделю не уснешь…
— Мусульмане тоже отмечают место ДТП со смертельным исходом. Например, у нас в Дагестане принято класть на обочинах небольшой камень в память о погибшем. В принципе, примерно так выглядят и настоящие могилы на мусульманских кладбищах — скромно и не привлекая лишнего внимания, — рассказывает житель Республики Дагестан член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев.
Помогают ли эти безмолвные напоминания о хрупкости человеческой жизни предупредить очередное ДТП? Или, наоборот, отвлекают внимание от дороги? Ведь все-таки это не дорожные знаки…
— Трудно сказать, насколько необходимы кресты и памятники на обочинах. С одной стороны, они играют профилактическую роль в предотвращении ДТП — возможно, увидев их у дороги, водитель задумается и снизит скорость. С другой стороны, в последние годы таких знаков становится все больше и больше. И если тебе каждый день по пути на работу приходится проезжать мимо них, ты уже устаешь от этого негатива, а затем просто перестаешь обращать на них внимание, — считает старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анна Банадык. — В последнее время появились поклонные кресты. Обычно их устанавливают вдали от трассы, к ним приносят цветы, приходят помолиться. На мой взгляд, это хорошая традиция. Но когда люди самостоятельно устанавливают памятники и ограды, превращая придорожную полосу в кладбище, — это уже нарушение порядка. Все-таки для этих целей существуют специально отведенные места.

Проблема разрастающегося «дорожного кладбища» не только в эстетике, хотя всем нам действительно гораздо приятнее видеть из окна автомобиля зеленые деревья и поля, чем траурные ленточки и кресты. В первую очередь, эта проблема — головная боль для дорожных служб. Ведь именно они отвечают за все придорожные строения и объекты. Но разве кто-то спрашивает их разрешения на установку памятника на обочине?
— Для всех дорожников «ложные захоронения» — горячая и далеко не новая тема. Самовольно установленные «пустые могилы» у дорог не только отвлекают внимание водителей, но и являются помехой при обслуживании придорожной полосы, — объясняет начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Василий Галицкий. — Именно поэтому ежегодно дорожные службы вынуждены заниматься уборкой предметов ритуального назначения с обочин, а после еще и проводить разъяснительную работу с родственниками погибших. Часто в нашу сторону сыплются настоящие проклятия, приходится испытывать огромный стресс. Мы ведь тоже люди и сочувствуем чужому горю, но наша задача — обеспечить порядок и безопасность на дороге. Любая авария — это чрезвычайное происшествие для дорожников, тем более со смертельным исходом. Погибшие люди — это не просто цифры статистики для нас. Из года в год совместно с ГАИ Минской области мы разрабатываем мероприятия по совершенствованию организации безопасного дорожного движения. И мне кажется, именно такие меры, а вовсе не кресты на обочинах, помогают сохранить жизни водителей.
В апреле 2015 года губернатор столичного региона Семен Шапиро дал поручение дорожникам убрать вдоль автомобильных дорог все предметы ритуального назначения. Госавтоинспекция Минской области выдала соответствующее предписание КУП «Минскоблдорстрой». Была проведена значительная работа по наведению порядка, однако кто даст гарантии, что в будущем памятники не появятся снова?
Что касается церкви, то и она выступает на стороне властей. Поддерживая скорбящих родственников погибших в ДТП и понимая, что «ложные захоронения» созданы с благими намерениями для того, чтобы почтить память умершего и предостеречь от ошибок других водителей, тем не менее священнослужители говорят о том, что памятники следует устанавливать только на кладбищах.


 

— Не вижу ничего дурного в том, что люди ставят небольшие кресты или венки у места, где разбился близкий человек. Это заставляет задуматься других водителей и предостеречь их от лихачества. Но все же это не церковная традиция, и все должно быть в меру. Когда вдоль дорог появляются надгробия с оградой — это неправильно. Получается, если человек упал с высоты, то можно установить памятник прямо под балконом дома? Зачем такие крайности? По традиции христиане устанавливают памятники и кресты на месте захоронения праха покойного. Зачем же обустраивать вторую могилу? — говорит протоиерей Павел Боянков.
Никто по-настоящему не поймет горе родственников и друзей погибших, пока сам не столкнется с бедой. Любой из нас, потеряв близкого человека, чувствует необходимость каким-либо образом выразить свою боль, и каждый делает это по-своему. Одному достаточно поставить свечу в церкви и помолиться за душу покойного, другому хочется увековечить память погибшего так, чтобы об этом все знали. Но почему тогда придорожные памятники часто выглядят неухоженными, кресты со временем ржавеют, венки выцветают? Возможно, спустя годы боль от утраты утихает, и тем, кто когда-то устанавливал эти знаки скорби, становится вполне достаточно посещения могилы погибшего на кладбище? Или это просто подтверждает тот факт, что настоящую ценность представляет память о самом человеке, а не о том, при каких обстоятельствах он погиб? Может, вместо памятника лучше посадить молодое деревце, клен или рябину, таким образом почтив память погибшего, а заодно дав начало новой жизни? А об опасности на дороге пусть лучше предупреждают дорожные знаки...



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Есть у Новиковых и такие претензии: оголенная электропроводка (в ванной – без заземления); колотая облицовочная плитка с незаделанными швами и неотмывающимся раствором; труба канализационного слива, которая проходит по кухне, выполнена с наклоном в обратную сторону...

Важный момент: все колонки обеспечивают водоснабжением дома, не имеющие подключения к центральному водопроводу, на договорной основе!

В редакцию «7 дней» попали два письма – дело привычное, когда люди просят журналистов помочь разобраться в непростых ситуациях.

В качестве меры снижения и сдерживания цен Минздравом введены также рекомендуемые предельные розничные цены на 1 385 торговых наименований лекарственных препаратов.

 

В газете

Политика Социум Культура Досуг Здоровье Это интересно Усадьба Репортаж "7 дней" Обратная связь Наука и образование На заметку потребителю Мы и мир Ваше право 7 вопросов, 7 ответов Спорт Персона Компетентно Актуально Тема номера Сотрудничество Грани Наследие Экономика Перспективы Цифры и факты На заметку Давайте разберемся! Запасное колесо Без каблуков Духовность Давайте обсудим Праздники Таланты Искусство Квартирный вопрос Жизнь без опасности Прямая линия Белорусская марка Справочник «7 дней» Криминал История и современность Победы Как это было Отцы и дети Проверено на себе Модницам Женский клуб Мы и время Общий дом Рекорды Память Форумы Традиции Рекламная игра Великие женщины Проекты Великие писатели Настроение недели Мир и мы Конкурсы Скорбим Репортер На слуху Даты Есть проблема Ракурс Гостиная «7 дней» Интересный собеседник Уроки потребления Онлайн конференция История одной фотографии Юбилеи Имя в истории Координаты чудес АполитичНО Подписка Взгляд Ловушка для... Молодежная орбита Фестивали Великие политики Великая Отечественная Стоит посмотреть Эксклюзив Катаклизмы Творить добро В центре внимания Хотите — верьте Рецепты Юмор Что бы это значило? Страницы истории Регион Не из вредности Домовой Теленеделя Опрос «7 дней» Увлечения Приколы недели Путешественник Растем вместе Имя на карте Имена ЧМ-2014 Рубежи 150 золотых маршрутов моей Беларуси Время выбрало нас Мозг в режиме off На грани Удивительное рядом Мастер-класс Человек и его дело Визиты Фотовернисаж Литературная страничка Человек на своем месте Выборы Викторина Портрет современника Я выбираю Беларусь Награды Культпоход Вёсачка Выгода есть Как заработать? Пять с плюсом Линия защиты Помним! Гордимся! Есть такая профессия Акцент Вопреки «7 дней» на родине известных земляков Вкусная дипломатия Правило глагола Минску — 950 лет Соцопрос Открытия Разумный подход Ужин с классиком Малая родина 100-летие БЕЛТА Комсомол – моя судьба