Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



История одной фотографии

№30 от 25 июля 2013 года

Ворваться в небо
Ворваться в небо

Имя режиссера Леонида Нечаева большими буквами вписано в историю детского кино. «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Сказка о звездном мальчике», «Питер Пэн» и другие детские фильмы, снятые на киностудии «Беларусьфильм», вошли в золотой фонд советской кинематографии, их знают и любят миллионы зрителей. На снимке, историю которого мы хотим рассказать сегодня, запечатлен момент съемок очередного нечаевского фильма под рабочим названием «И днем, и ночью». Не стоило труда установить, что речь идет о картине «Примите телеграмму в долг», которая вышла на экран в 1979 году. Что ж, давайте вместе вернемся в те дни, когда фотокамера «остановила мгновение» на съемочной площадке фильма...  

«Этот фильм самый пронзительный...»
Мне посчастливилось пообщаться с Леонидом Нечаевым в его последний приезд в Минск в 2009 году, поэтому многое о его работе на «Беларусьфильме» я узнала, что называется, из первых уст. Коренной москвич, Леонид Алексеевич именно в Беларуси создал практически все свои киношедевры. Приехав в Минск в 1972-м снимать фильм «Приключения в городе, которого нет», он остался здесь на целых семнадцать лет. «За 17 лет в Беларуси я снял 12 картин, а после этого за 20 лет в Москве — всего три. На «Беларусьфильме» меня звали Кощей Бессмертный. Худющий был, костюм 48-го размера на мне болтался — потому что работал, не останавливаясь», — с улыбкой вспоминал мэтр. 
В 1975 году на экран вышел знаменитый фильм-сказка «Приключения Буратино», в 1977-м — «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки». А в 1978 году Леонид Нечаев приступил к съемкам фильма «Примите телеграмму в долг». Признаюсь честно — сама я у режиссера ничего про этот фильм не спрашивала, о чем теперь, конечно, жалею. Картина прозвучала не так громко, как другие работы мэтра, и информацию о ней пришлось собирать буквально по крупицам. А ведь в одном из своих интервью «Учительской газете» в 1993 году Леонид Нечаев, отвечая на вопрос журналиста о том, какой из своих фильмов он считает лучшим, сказал: «Примите телеграмму в долг».  Может быть, он не так знаменит, как «Буратино» и «Шапочка». Но, по-моему, из всех моих фильмов этот самый... пронзительный, что ли... Я до сих пор не могу без слез видеть отдельные сцены...»
Действие фильма, в отличие от сказочных декоров других нечаевских лент, разворачивается в самом что ни на есть реальном мире. Двенадцатилетний мальчик Саня Линев живет в деревенском доме с родителями и двумя младшими братьями-близнецами. У него чистая, добрая душа и — всепоглощающая страсть к изобретательству. То пытается усовершенствовать подъемный механизм колодца, то «осовременить» принцип действия старого ткацкого станка своей соседки Пивашихи, за что ему нередко достается «на орехи». Но главная мечта Сани, над реализацией которой он упорно трудится в своей мастерской, — смастерить реактивный летательный аппарат и, подобно Икару, «ворваться в небо». Поддержки он ищет у известного академика из Москвы, уговорив сотрудницу почты принять телеграмму в долг. На пути к своей мечте юный мечтатель сталкивается с жизненными реалиями, которые становятся для него серьезным испытанием. Доверившись легкомысленной, взбалмошной девчонке, Саня впервые терпит горечь предательства... Но добро, если в него верить, обязательно победит... 
... Римма Гущина,  работавшая на картине «Примите телеграмму в долг» редактором, пришла на нашу встречу с ценным подарком — рекламной брошюрой этого фильма 1979 года выпуска, которая в наши дни уже настоящий раритет. Как выяснилось, работать с Леонидом Нечаевым она начала, когда он был еще никому не известным режиссером — была редактором на его первой картине «Приключения в городе, которого нет». Спустя пять лет творческая судьба вновь свела их на съемках фильма «Примите телеграмму в долг». 

Римма Гущина, редактор фильма
«Примите телеграмму в долг».

— На мой взгляд, этот фильм занимает в творчестве Нечаева отдельную нишу, — делится мыслями Римма Александровна. — Это единственная лента, снятая им на «Беларусьфильме» в формате не телевизионного, а художественного фильма. Отличается она и по своей сути. Конечно, даже сказки у Леонида Нечаева были с философским подтекстом. Но этот фильм — серьезное, хотя и с излюбленными нечаевскими комедийными ходами, размышление о проблеме становления личности человека. Не случайно даже его жанр определен как «детская «грустная» комедия»...
Сценарий фильма написал московский сценарист Анатолий Усов, музыку — известный композитор Алексей Рыбников, художником-постановщиком выступил блестяще сработавший до этого на «Красной Шапочке» Игорь Топилин. Операторскую работу в картине выполнил талантливый белорусский оператор Владимир Калашников. Именно на съемках фильма «Примите телеграмму в долг» родился плодотворный творческий тандем Леонида Нечаева и Владимира Калашникова — они вместе работали в дальнейшем на картинах «Проданный смех» (1981 г.), «Сказка о звездном мальчике» (1983 г.), «Рыжий, честный, влюбленный» (1984 г.). 
Римма Александровна с улыбкой вспоминает, какие очереди детей, сопровождаемых родителями, выстраивались на конкурсный актерский отбор фильма «Примите телеграмму в долг». Все хотели сниматься у знаменитого Нечаева, стать новым Буратино или Красной Шапочкой. «Помню, один мальчик, которого не взяли в фильм, так горько плакал в коридоре, что у меня сердце не выдержало и я помогла ему пройти на эпизодическую роль», — вспоминает моя собеседница.
На главную роль по итогам кастинга был утвержден простой минский школьник Андрей Тихончик. Хотя, пожалуй, слово «простой» не совсем уместно, когда речь идет о кинозвездочках Нечаева. Он сразу видел потенциал ребенка и безошибочно делал свою ставку. Саня Линев в исполнении Андрея Тихончика — живой, искренний, настоящий. Жаль, что, судя по всему, эта роль стала для него единственной. В 1980 году Андрей Тихончик на XIII Всесоюзном кинофестивале СССР в Душанбе удостоился приза детского жюри за лучшее исполнение главной роли.
Удивительно, но практически весь остальной основной актерский состав фильма — сплошь звезды советского экрана. Легкомысленную девочку Сашеньку играет «Красная Шапочка» Яна Поплавская. В роли ее родителей — Евгений Евстигнеев и Екатерина Васильева, родителей Сани Линева — Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская. Соседка Пивашиха — Татьяна Пельтцер, участковый милиционер — Олег Анофриев. «Нечаева все любили. И с удовольствием снимались в его фильмах, — вспоминает Римма Гущина. — О таком звездном составе многие режиссеры могли только мечтать...» 
И днем, и ночью...

 

Владимир Логвинович (на фото 1978-го года он стоит справа).

Снимок, сделанный на съмочной площадке фильма «Примите телеграмму в долг», запечатлел работу самого режиссера Леонида Нечаева, оператора Владимира Калашникова и ассистента оператора Владимира Логвиновича. К сожалению, двое из них уже ушли из жизни. В 2010 году у Леонида Нечаева случился инсульт — спустя полгода после того, как мэтр отметил свое 70-летие. Владимир Калашников погиб в автомобильной аварии. 
А вот Владимира Логвиновича мы разыскали и смогли пообщаться. Как выяснилось, Владимир Алексеевич проработал на «Беларусьфильме» около 40 лет, участвовал в съемках нескольких десятков картин. Он работал с Леонидом Нечаевым на «Приключениях Буратино», затем режиссер позвал его в съемочную группу фильма «Примите телеграмму в долг». 
— Даже не знал, что сохранилась такая фотография, — признается Владимир, с интересом вглядываясь в снимок. — Мне здесь 26 лет всего. Это мы под Новогрудком, там в основном весь фильм и сняли...
В качестве ассистента оператора он отвечал за резкость изображения, рассказывает Владимир. Работа ответственная, если не настроить нужный фокус — все, «кина не будет». На первом плане красуется отечественная камера «Дружба», именно на таких в основном работали в те годы операторы. «Камера хорошая, надежная. Вот только штативы не очень. Они были деревянные, если намокали — раздвигались с большим трудом», — отмечает мой собеседник.
О тех съемках у Владимира Логвиновича остались самые лучшие воспоминания. Владимир Калашников был и блестящий фотограф, и оператор, что называется, от Бога. Интересно было работать и с Леонидом Нечаевым. Он приходил на съемочную площадку, точно зная, что и как будет снимать. Дети в режиссере просто души не чаяли. «Не то, чтобы у него был дар воспитателя — он их не воспитывал, нет. Но он умел с ними говорить на их языке. Поэтому проблем на съемочной площадке не возникало», — вспоминает Владимир Алексеевич.
— Когда в 2009 году Леонид Нечаев после долгого перерыва снова приехал в Минск, мы встретились в съемочном павильоне «Беларусьфильма». В это время там снимали картину «Волки», я работал на ней вторым оператором. Обнялись с таким чувством, будто расстались только вчера... До сих пор не могу поверить, что его больше нет, — делится Владимир Логвинович.
Во время съемок фильма «Примите телеграмму в долг» было немало интересных моментов, которые остались за кадром. Мой собеседник вспоминает, как однажды во время установки реквизита в доме Пивашихи ребята для поднятия настроения громко включили на кассетнике джаз. И Татьяна Ивановна Пельтцер, до этого спокойно сидевшая в углу, подхватилась и начала выделывать такие танцевальные «па», что все только диву дались. А ведь ей тогда шел 75-й год. 
По вечерам под гостиницей в Новогрудке, где жили актеры и съемочная группа фильма, начинался другой «концерт». Мой собеседник со смехом рассказывает, как под окнами собирались юные поклонники Яны Поплавской и начинали скандировать: «Красная Шапочка, выходи!..». Милиция приезжала, разгоняла. Через полчаса опять: «Красная Шапочка, выходи!..». И так до глубокой ночи. А в 6 утра реквизитор начинал заводить задействованные в съемках мопеды, чтобы успеть подготовить их к работе. В общем, рабочее название фильма к новогрудским съемочным будням как раз подходило — жизнь действительно бурлила и днем, и ночью. Но это не помешало впоследствии дать фильму чуть более интригующее название «Примите телеграмму в долг». Под ним очередная нечаевская кинолента и вошла в историю белорусского кино. Равно, как и снимок фотокорреспондента БелТА, сделанный на ее съемочной площадке... 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Не так давно, в начале июня, в редакцию обратился молодой человек, Максим, строитель — его бригада участвует сейчас в ремонте Республиканского центра олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. При ремонте в здании им была обнаружена старая армейская фотография, датированная 22 мая 1945 года.

На строительство Минского тракторного, союзные власти денег старались не жалеть. Во многом поэтому планы по развертыванию в Минске выпуска тракторов были осуществлены в минимально возможные сроки.

Фотокорреспондент БЕЛТА и ТАСС Владимир Лупейко всю войну снимал на фотокамеру жизнь и борьбу белорусских партизан.

... Двадцать восьмого декабря 1995 года. Время для страны не простое, поскольку после обретения независимости жизнь еще предстоит перестроить на новый лад, преодолев немало трудностей и проблем.