Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Запасное колесо

№28 от 12 июля 2012 года

Кодекс для автомобилиста
Кодекс для автомобилиста
С 1 июля в силу вступили новые требования к техническому состоянию транспортных средств при прохождении государственного технического осмотра. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: они куда более лояльны к автовладельцам по сравнению с теми, что были ранее. И, как говорят представители УП «Белтехосмотр», это лишь первый шаг на пути либерализации всей процедуры.
На базе других

Стоит сказать сразу, что ранее в стране вообще не было одного общего документа, который четко регламентировал бы прохождение техосмотра и в котором были бы конкретно определены все требования к техническому состоянию транспортного средства, после выполнения которых оно получило бы разрешение на допуск к участию в дорожном движении.
То есть ранее система работала, используя большое количество разрозненных указов, приказов, правил, нормативов и других официальных документов, изданных различными ведомствами и организациями. А собрано воедино все только теперь. Все требования сведены в один документ — технический кодекс установившейся практики (ТКП) «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки». 
— С 1 июля текущего года технический кодекс — единый документ для всех юридических лиц, которые проводят гос­техосмотр транспортных средств в нашей стране. Если ранее для разрешения спорных моментов приходилось обращаться к десяткам различных источников, то теперь и работники станций, и автовладельцы будут пользоваться одним конкретным комплексным документом, в котором достаточно четко и ясно прописан каждый пункт. Теперь работник диагностической станции, вынося заключение о несоответствии технического состояния транспортного средства установленным требованиям, будет ссылаться на конкретный пункт ТКП, что, без сомнения, сделает процедуру прохождения гостехосмотра более демократичной и понятной для автовладельца, — рассказал корреспонденту газеты «7 дней» начальник производственно-технического отдела УП «Белтехосмотр» Василий Аверков.
Над созданием кодекса трудился не только коллектив УП «Белтехосмотр», но и специалисты Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника», УГАИ МВД, Министерства транспорта и коммуникаций, Госстандарта.
— Само внедрение документа — это только начало большой работы по совершенствованию процедуры гостехосмотра, — говорит Василий Иванович. — Под технический кодекс сейчас разрабатывается, например, новая форма диагностической карты, которая станет более информативной и понятной для автовладельцев.
Если коротко, то теперь в карте, в случае признания транспортного средства  не соответствующим установленным требованиям, будет указываться конкретный пункт ТКП, который был нарушен. Непосредственно в карте будут отражаться результаты проверки тормозных систем транспортного средства и его экологических показателей.
В УП «Белтехосмотр» не скрывают, что стремятся направить основные усилия работников диагностических станций на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья людей, сохранность их имущества и охрану окружающей среды, то есть на решение задач, установленных техническим кодексом.
Навстречу людям
На данный момент в Республике Беларусь действует 219 диагностических станций, проводящих государственный технический осмотр транспортных средств, каждая из которых получила не только экземпляр нового кодекса, но и подробную технологическую инструкцию, описывающую порядок проведения контроля технического состояния транспортных средств.  
Автовладельцы могут ознакомиться с текстом кодекса на сайте Государственного комитета по стандартизации в разделе «Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь». 
Кодекс — документ молодой, но и ему уже требуется актуализация в связи с появлением новых равноправных участников дорожного движения — мопедов.
 — Актуализация очень важна для этого документа и по другим причинам. Ведь это наш первый опыт. И не удивительно, что сделать такой документ с первого раза непогрешимым — задача очень сложная. Как только документ стал работать в практической плоскости, стали заметны отдельные неточности, которые требуют их оперативного устранения, — подчеркнул Василий Аверков.
В беседе Василий Иванович удивляется некоторым посетителям интернет-форумов, которые ругают УП «Белтехосмотр» буквально за все. Не сделали что-то — плохо, сделали — тоже плохо. Не разобравшись, не испытав, что называется, на своей шкуре, люди набрасываются на нововведения просто потому, что это новое! А ведь стоит присмотреться, разобраться — и станет понятно, что этот документ стремится максимально упростить процедуру гостехосмотра, приблизить ее к европейским аналогам. Возможно, не так быстро, как нам бы того хотелось, но дело, по крайней мере, движется.
— Наш основной прорыв — в более либеральной системе оценки технического состояния транспортного средства. Раньше у нас все было несколько примитивней: соответствует или не соответствует. Теперь, по аналогии с Европой, появилось заключение «соответствует с замечаниями». Например, теперь за не работающий контрольный сигнал функционирования внешних световых приборов автовладельца не заставят повторно проходить контрольные операции, а оставят это на его совести. Мы поворачиваемся лицом к автовладельцу, перенимая европейский опыт, где не обязательно каждый раз применять «карательные» меры, ведь можно действовать и иначе. Тем более, что сложившаяся в нашей стране практика показывает — большинство людей свои машины любят и содержат в достойном виде и состоянии, — пояснил Василий Аверков.
Хорошо, плохо и почти хорошо
Что касается лакокрасочного покрытия (ЛКП), то здесь также новый технический кодекс становится на сторону автовладельца. Ведь, по большому счету, небольшие царапины для поездившей по белу свету машины — самое обычное дело, которое никоим образом не влияет на безопасность других участников движения.
— Внешний вид автомобиля — это исключительное дело его владельца, — говорит Василий Аверков. — Мы бы вообще не трогали владельцев ни за царапины, ни за цвет кузова, ни за что-либо еще во внешнем виде авто. Вместе с тем, существует незыблемое правило: цвет транспортного средства должен соответствовать указанному в регистрационных документах. Это необходимо для идентификации транспортного средства в случае его угона, дорожно-транспортного происшествия, совершения преступления. Однако если на внешне видимых поверхностях кузова окажется участок, окрашенный в цвет, отличный от указанного в регистрационных документах, и размер этого участка не превысит 30 % от видимой поверхности кузова, гостехосмотр такое транспортное средство пройдет.
Технический кодекс «разрулил» еще одну конфликтную ситуацию, часто возникающую в ходе гостехосмотра транспортных средств. В приложении 4 к ПДД приведен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении.
Одно из таких условий — на транспортном средстве не должно быть значительных внешних повреждений деталей кузова и окраски. Но что такое значительное повреждение, а что — незначительное?
В кодексе введены условные критерии, по которым можно оценивать степень повреждения деталей кузова или окраски транспортного средства. Критерии представлены в виде окружностей двух диаметров:
5 см — для окраски и 10 см — для повреждений деталей кузова. Теперь, в ходе практического применения ТКП, будет обсуждаться только правильность выбора критерия, а сама суть вопроса решена.
Тот же принцип либерализации действует и в отношении наклеек на кузове транспортного средства. Если с расстояния в 10 метров нельзя различить, что на ней написано или изображено, то безопасности дорожного движения она не угрожает, и вы получаете разрешение на допуск.
Еще один важный момент — с 1 июля дымность дизельных двигателей не нужно проверять на максимальных оборотах, что ранее создавало для автовладельцев массу проблем.
Также узаконены все «родные» световые приборы на автомобилях американского производства. Проблем с красными указателями поворотов или чем-то подобным больше не будет, теперь это закон. 
Главное, что в деле контроля за техническим состоянием транспортных средств сделан первый серьезный шаг по дебюрократизации и упрощению процедуры, охватывающей миллионы граждан нашей страны. Работа над кодексом продолжается. Он будет постоянно совершенствоваться на благо всего нашего многомиллионного братства автомобилистов.
Что, согласитесь, нельзя не приветствовать!


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Едва потеплело, что только не выкатилось на улицы городов и весей Беларуси! Моноколеса, гироподы и ховерборды, электросамокаты, сигвеи и прочая невидаль особенно пришлась по душе службам доставки продуктов, прокату, курьерам, да и обычным гражданам. И все замечательно, если бы не одно «но».

Знают ли наши автомобилисты, какие наказания для них предусмотрены в новом Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), вступившем в силу с 1 марта 2021 года? Вместе с экипажем инспекторов ДПС ОГАИ МОБ Фрунзенского РУВД г. Минска – Владимиром Брилевичем и Максимом Пархоменко – выезжаем на смену, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

С 1 марта в силу вступит новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Что изменится для автомобилистов, рассказал начальник ОГАИ МОБФрунзенского РУВД г. Минска Андрей Шуканов.

Вот уже несколько недель автомобильный мир Беларуси живет по новым правилам: с 1 января вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении ввели транспортный налог. Начальник ОГАИ МОБ Фрунзенского РУВД
г. Минска Андрей Шуканов рассказывает о нюансах этого новшества.