Экономика

№26 от 28 июня 2012 года

Гладко на бумаге…
Гладко на бумаге…

На минувшей неделе правительство Беларуси в последний раз отвечало на вопросы парламентариев нынешнего созыва. Как известно, срок их полномочий истекает, новые выборы назначены на сентябрь. Наверное, именно этим обстоятельством обусловлено то, что перед депутатами выступил первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, который сосредоточил внимание на узловых моментах экономической политики государства в данный конкретный момент и на перспективу.
По вполне понятной причине значительная часть выступления первого вице-премьера касалась отношений со стратегическим партнером — Россией, в частности, в связи с предстоящим в августе ее вступлением де-факто во Всемирную торговую организацию.
В целом озвученная Владимиром Семашко по этим вопросам позиция правительства излучает оптимизм. По большинству спорных проблем достигнуто принципиальное согласие сторон. Однако, как показывает опыт двусторонних отношений, «принципиальное согласие» далеко не всегда бывает панацеей при решении практических вопросов. Если в Беларуси оно действительно принципиальное, то в России при нестыковках зачастую ссылаются на «спор хозяйствующих субъектов». В результате реализация проекта затягивается до бесконечности, пока он не изживает себя.
Поэтому, например, весьма и весьма не ясно, когда может воплотиться в жизнь идея создания автомобильного холдинга на базе МАЗа и КамАЗа. Вроде бы стороны, наконец, договорились, что слияние будет происходить на паритетных началах, но пакет соответствующих документов еще только предстоит разработать, затем, как водится, согласовать, а потом подписать. Не говоря уже о практической реализации данного проекта.  Сколько на все это потребуется времени, сказать трудно.
Не решен до конца данный вопрос, а правительство уже предлагает создать холдинговую компанию на базе «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша». Нас уверяют, что белорусским производителям комбайнов и отечественным хлеборобам это будет выгодно. Слов нет, проводить единую политику в сфере производства сельскохозяйственной техники целесообразно для всех. Вот только в сотрудничестве с кем ее проводить? Ведь не секрет, что «Ростсельмаш» нынче лежит. И не факт, что поднимется с учетом вступления России в ВТО, когда к нашим соседям начнет, по сути, беспрепятственно поступать конкурентоспособная сельхозтехника из-за рубежа. Ибо понятно, что в таком случае вкладывать деньги в «Ростсельмаш» экономически не имеет смысла. Из этого вытекает вопрос: какой резон Беларуси выдвигать подобную идею? Только ради того, что рыночная стоимость российского предприятия сегодня очевидно будет не столь уж высокой? Но ведь нужно смотреть в перспективу…
Еще одна проблема, которая не может не беспокоить Беларусь, — это ситуация, когда после вступления России в ВТО могут снизиться таможенные пошлины на грузовые автомобили, сельхозтехнику, тракторы. Россия для себя уже приняла решение — она планирует ввести утилизационный сбор в качестве компенсации возможных потерь. Иными словами, ввести дополнительный налог в целях поддержки своего производителя. Правительство Беларуси, по словам Владимира Семашко, тоже сейчас занимается тем, чтобы «цивилизованно минимизировать эти риски». Правда, возможные способы минимизации он  не назвал, поэтому о них можно только догадываться. Однако ясно, что легких путей здесь не будет.
Я уж не говорю о более частных, но от того не менее чувствительных для наших производителей вопросах. Взять, к примеру, квотирование Россией поставок белорусского сухого обезжиренного молока. Первый вице-премьер справедливо назвал подобную практику нонсенсом. Действительно, если в Россию сможет без всяких ограничений поступать новозеландское или австралийское молоко, то белорусское должно тем паче. Однако вопрос пока не решен, как, впрочем, и многие другие.
Включая, в не столь уж отдаленной перспективе, главную фишку — цену на газ. Сегодня мы покупаем его по более чем приемлемой цене. В следующем году, по заверению Владимира Семашко, она может даже чуть снизиться. Но дело в том, что весь этот газ принадлежит «Газпрому». И при возникновении форс-мажорных обстоятельств еще не известно, как обернется дело. Поэтому белорусское правительство настойчиво ищет возможности закупать газ у независимых российских поставщиков, например, у «НОВАТЭКа», «Итеры» и других. Понятно, что «Газпром» не в восторге от этих планов, а учитывая его близость к Кремлю, их реализация вряд ли будет простой.
Другой нюанс газовой проблемы заключается в том, что Беларусь, Казахстан и Россия договорились о том, что с 2015 года перейдут на равнодоходные рыночные цены на газ. Однако эксперты во всех трех странах уже сегодня предупреждают, что этого, скорее всего, не произойдет. Межправительственным белорусско-российским соглашением предусматривается, что в таком случае белорусская сторона и «Газпром» будут действовать по тому соглашению и по той формуле, которая прописана по 2014 год включительно. Кстати, нам это будет обходиться дешевле, чем переход на те же равнодоступные цены. Но это в теории. А как будет на практике?
 Одним словом, на бумаге все выглядит весьма гладко. Вот только не забыть бы при этом известную поговорку…

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.