Тема номера

№24 от 14 июня 2012 года

Централизованное тестирование: что изменилось в 2012-м?
Централизованное тестирование: что изменилось в 2012-м?

В Беларуси 13 июня стартовал самый важный этап вступительной кампании — централизованное тестирование. В нем принимают участие более 141 тыс. абитуриентов. Основная задача этого этапа вступительной кампании — дифференцировать абитуриентов по уровню подготовки для проведения конкурсного отбора в вузы. О том, каковы правила проведения ЦТ в этом году и будут ли они отличаться от прошлогодних, а также о многих других аспектах нынешней кампании рассказал Николай Феськов, директор Республиканского института контроля знаний Министерства образования Беларуси во время оnline конференции на сайтах БЕЛТА и Минобразования.
Юлия Александровна Каршина, Минск:
— Почему введен барьер в семь баллов? Не мало ли это для абитуриента, рассчитывающего быть студентом?
Николай Феськов:
— С целью исключения возможности участия в конкурсе абитуриентов, имеющих низкий уровень подготовки, установлено нижнее значение тестового балла, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной — 7 баллов.
Положительное значение тестового балла определялось с учетом анализа результатов централизованного тестирования за последние три года: процента выполнения заданий в тестах и уровня сложности заданий согласно спецификациям по учебным предметам, в соответствии с которыми были составлены тестовые задания. Таким образом, у абитуриентов, имеющих в сертификатах ЦТ 1—6 баллов, документы в вузы приниматься не будут. Традиционно на централизованном тестировании 10—12% абитуриентов набирают меньше семи баллов.
Кстати, Министерство образования ввело непроходные (неудовлетворительные) баллы за каждое испытание централизованного тестирования. Но это действует только при поступлении в вузы. Мы планируем, что такие абитуриенты смогут поступать в учреждения среднего специального или профессионально-технического образования.
Наталья Лойко, Минск:
— Многие считают, что тестирование формирует «неговорящих» выпускников. Каково ваше мнение?
Николай Феськов:
— Очень часто народ отождествляет ЦТ и ЕГЭ, а это в корне неправильное суждение. ЕГЭ — это форма итоговой аттестации, результаты которой используются при поступлении в вуз. Такой подход ближе к заявительному принципу западноевропейской системы образования — в вуз зачисляют без экзаменов на основании баллов в школьном аттестате. В системе ЦТ обычные выпускные экзамены в школе не принимаются во внимание. ЦТ — это форма вступительного испытания, которая позволяет составить рейтинг абитуриентов. Задача централизованного тестирования — определить одного выпускника школы относительно другого и предоставить этот рейтинг приемным комиссиям. В этом году в Беларуси 141 тыс. абитуриентов. Выслушать всех на устных экзаменах просто невозможно. Наиболее объективной формой проверки знания в таком случае является ЦТ.
Виталий Мохор, Минск:
— Вот уже несколько лет подряд почти треть испытуемых по некоторым предметам набирают минимальные баллы, в результате в вузы идут несильные абитуриенты. Почему? Тесты такие сложные?
Николай Феськов:
— Соглашусь, что абитуриенты показывают относительно низкий результат. Но этому есть и объективные объяснения. Во-первых, многие автоматически стобалльную шкалу переводят в десятибалльную. Условно говоря, 18 баллов по тесту превращаются в «двойку». Но это не одно и то же. Стобалльная шкала — шкала технологическая, определяющая место абитуриента в рейтинговом списке.
Второй момент — неоднородный состав участников ЦТ. Более половины из них — выпускники этого учебного года, они, как правило, имеют более высокие результаты, чем те, кто выпускался в предыдущие годы. В свою очередь в этом, более сильном составе, есть абитуриенты с разным уровнем подготовки. Выпускники школ объективно имеют более высокий уровень подготовки по общеобразовательным предметам по сравнению с теми, кто изучал их в ПТУ или в вечерней школе, где в программе на это заложено не более 60% времени, а основной упор сделан на получение специальности. Мы в свою очередь стараемся подбирать наши задания с расчетом на среднестатистического абитуриента. Но даже при таких условиях задания для некоторых категорий выпускников будут несколько сложнее.
Кроме того, ЦТ как форма вступительных испытаний привлекает большое количество абитуриентов, которые хотят просто попробовать свои силы. При другой ситуации они даже не пытались бы поступать, а теперь они тоже принимают участие. Некоторые приходят, заполняют форму регистрации, просматривают вопросы и, поняв, что не справятся, просто уходят. Результаты таких участников ЦТ также сказываются на общем среднем балле.
Наталья, Минск:
— Планирует ли РИКЗ выдавать абитуриентам вместе с сертификатом ЦТ задания по тестированию, чтобы человек реально мог видеть, на какие вопросы он ответил правильно, а на какие нет?
Николай Феськов:
— В этом нет необходимости. Мы издаем сборники не раньше проведения в резервный день. В резервный день предлагаются тестовые задания. Они идентичны тем, которые выдаются в основное время. Многие спрашивают: почему абитуриентам не выдают после репетиционного тестирования на руки те тесты, которые они выполняли, чтобы была возможность порешать сложные задания дома. Отвечу, что в соответствии с договором РИКЗа и ответственными организаторами тестовые задания являются нашей собственностью, в калькуляцию стоимости этой услуги задание не входит, чтобы дарить его абитуриенту. Никакой необходимости нет. Все задания взяты из сборников, учебников. Репетиционное тестирование — это не средство подготовки обучения, это средство диагностики.
Людмила Зеленина, Полоцк:
— Могут ли мои родители забрать сертификаты, если я уезжаю на соревнования?
Николай Феськов:
— Могут, но необходимо написание доверенность, и она должна быть заверена нотариусом.
Анастасия Евгеньевна Шестак, Клецк:
— Почему при поступлении на заочное сокращенное после колледжа нужно сдавать ЦТ по школьным предметам, а не экзамен или ЦТ по специальности, полученной в колледже?
Николай Феськов:
— Для того, чтобы определить уровень знаний выпускника колледжа, нельзя создавать ему особые условия для поступления. Он должен быть на равных условиях со всеми участниками ЦТ — выпускниками ПТУ, общеобразовательных школ. Иначе мы не сможем ранжировать всех объективно.
Павел Иванов, Минск:
— В старших классах нас не учат, а «натаскивают» на тесты. У меня, например, три репетитора. В школу ходил последний год только тогда, когда нужно было написать контрольную. Правильно ли это?
Николай Феськов:
— Я считаю, что это неправильно. Я хочу сказать, что мы проводим три этапа централизованного тестирования, это, прежде всего, средство диагностики. Например, ученик на первом этапе получил по электромагнитным колебаниям в физике ноль баллов, он понимает, что в этом направлении у него пробел. Он может с учителем, отцом или самостоятельно устранить его и проверить себя во время второго и третьего этапов. И мы видим, что благодаря этому наблюдается положительная динамика у абсолютного большинства, когда на третьем этапе средний балл выше, чем это было на первом этапе. Второе — это технологический аспект. Если ребенок не пойдет на репетиционное тестирование, то он не будет даже понимать, как отменять неправильный ответ, он зачеркнет его и еще больше усугубит свое положение вместо того, чтобы ниже в клеточках поставить, допустим, вместо А-3 А-4. Также хочу подчеркнуть, что сборники тестов не могут заменить учебник. Это плохо, если учитель на уроке открывает сборник тестов, тем более, что там нет хронологической последовательности тем, как в учебнике.
Виктория Владимировна, Брест:
— Слышала, что апелляцию на результаты ЦТ подать нельзя. Так, может, после сдачи ЦТ стоит на сайте РИКЗ выложить правильные ответы на тесты, чтобы каждый мог точно знать, где он ошибся, и не сомневаться в правильности оценки? А то на запрос результата высвечиваются только + и -, а точных правильных ответов нет.
Николай Феськов:
— Я начну со второй части вопроса. К сожалению, его автор не обратил внимание на то, что второе предложение давно реализовано. Как только заканчивается последнее тестирование, до окончания срока приема документов в вуз в печати публикуются все 10 вариантов по 14 предметам с ключами, с методикой расчета и с коэффициентами. У абитуриента есть возмож-
ность проверить свой вариант,
ответы на вопросы, тем более что у него есть сертификат. Что касается первой части вопроса, то, например, абитуриент считает, что из предложенных вариантов нет правильного ответа.
Он может сказать, что в таком-то задании нет правильного ответа или, по его мнению, вопрос составлен некорректно. Все присутствующие организаторы в аудитории обязаны внести это в протокол. Это и есть апелляция. Когда мы получаем бланки ответов, мы в первую очередь внимательно просматриваем протоколы.

 
Полный текст читайте на сайте www.belta.by



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.