Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Персона

№26 от 01 июля 2021 года

Всесоюзная киномама
<STRONG>Всесоюзная киномама</STRONG>
 Народная артистка СССР Любовь Соколова, самая снимаемая актриса в мире, – моя крестная мать. Она пережила ад блокады Ленинграда, потеряла любимого мужа и единственного сына, но не утратила веру в людей. Все те, кто знал маму Любу − так ласково называли ее коллеги по цеху, − говорят, что и в жизни, и на экране она была мягкой и всегда готовой помочь. В преддверии ее 100-летия – родилась актриса 31 июля 1921 года – хочу поделиться с воспоминаниями о ней, ее любимых мужчинах, предательстве и ролях, благодаря которым она попала в Книгу рекордов Гиннесса.

«Работали, пока не отказывали руки»
Любовь Соколова училась в Ленинградском пединституте имени Герцена, когда режиссер Сергей Герасимов объявил о конкурсе слушателей в открывшуюся при «Ленфильме» актерскую школу. Она подготовила монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки», и он так понравился приемной комиссии, что сам Герасимов пригласил Любу. Из 1200 человек тогда отобрали всего 22 абитуриента. Денег на проживание в Ленинграде не хватало, поэтому девушка подрабатывала на вокзале носильщиком чемоданов.
Свою первую любовь Соколова встретила все в той же актерской школе. В мае 1941-го они с потомственным дворянином Георгием Араповским поженились. Из общежития Люба перебралась в квартиру ленинградских интеллигентов. В семье Араповских помнили Скрябина, который приходил к ним в гости, рассказывали о мазурке, которую танцевали на императорских балах.
Счастье было недолгим: через месяц началась война. Георгия на фронт не взяли по состоянию здоровья. С первых дней они рыли противотанковые рвы под Ленинградом, работали на авиационном заводе, вытачивали детали для военных самолетов. «Из цеха не выходили сутками, работали до тех пор, пока не отказывали руки или не падали в голодный обморок»,  –  рассказывала о тех временах актриса.

«Боялась, что меня съедят»
Зимой стало гораздо хуже. Хлебный паек сократился до 50 граммов в день, у Георгия голодные обмороки происходили все чаще, молодой сильный мужчина таял на глазах. «Чтобы отопить промерзшую квартиру, сожгли всю мебель. По улицам люди передвигались, обматывая ноги одеялами, отчего становились похожими на бесформенные тюки», –  рассказывала Любовь Сергеевна. А затем с дрожью в голосе вспоминала слова свекрови: «Скоро Невский покроется мертвецами. Любочка, прости, но если я уйду, я тебе сына не оставлю».
Страшное пророчество свекрови сбылось: сын угас следом за матерью. Обессиленная Люба осталась с двумя окоченевшими телами в пустой холодной квартире.
«В блокадную зиму трупы людей были повсюду, хоронить их было некому. Я чудом выжила. Сколько раз прощалась с жизнью, сколько раз боялась, что меня съедят! Сложила самые необходимые вещи в чемоданчик и, волоча его на веревке по обледенелым улицам, доползла к бывшим однокурсницам в общежитие. Они отпоили меня кипятком и затиркой, приготовленной из снега и остатков муки. Позже села в грузовичок и Дорогой жизни по Ладоге под непрерывными бомбежками в полузабытьи добралась до квартиры, где жила старая мамина подруга», – вспоминала народная артистка.
Оправившись от пережитого, Соколова решила продолжить учебу в киношколе. Летом 1942-го поехала в Москву и получила разрешение на обучение во ВГИКе. Правда, самого института в столице не оказалось – его эвакуировали в Алма-Ату. Туда добиралась больше двух недель.
Скудных студенческих пайков катастрофически не хватало. Еду выдавали по талонам, а в столовой кормили той же затиркой, которой Люба спасалась в Ленинграде. Общежитие располагалось у подножия горы в неотапливаемом здании, где морозы зимой доходили до минус 50 градусов.

«Свекровь, увидев меня, воскликнула: «Наконец-то тебя убили!»
Карьера Любови Соколовой началась в 1946 году в Театре киноактера. Через два года она дебютирует в кино в фильме «Повесть о настоящем человеке».
О своих ролях актриса рассказывала: «Когда снималась в «Хождении по мукам», нужно было сыграть сцену, в которой меня пороли шомполами, а потом я произносила очень сложный монолог. Настолько включилась в этот эпизод, что сыграть второй и третий дубли уже не смогла. А в фильме «Преступление и наказание» мою героиню Елизавету Ивановну должны были убить. На съемочной площадке я старалась не общаться с Тараторкиным, только наблюдала за ним и думала: как бы крыша у него не поехала на почве этого Достоевского. Между репетицией и съемками моей сцены прошло три дня. Все это время приходила домой, запиралась в своей комнате и не могла ни с кем общаться. Боялась потерять нужное состояние. А когда отснялась, свекровь увидела меня и воскликнула: «Слава Богу! Наконец-то тебя убили!».
На съемках картины «Хмурое утро» за Соколовой стал ухаживать Георгий Данелия. Худенький неказистый грузин совсем ей не понравился, к тому же он был младше почти на 10 лет. Но со временем женское сердце сдалось. Вскоре Люба забеременела. Режиссер не хотел ребенка, но она все равно родила сына Коленьку и посвятила мальчику всю себя. Данелия же так и не женился на Соколовой и все больше отдалялся от семьи.
Однажды Георгий Данелия пришел домой и, не глядя в глаза, тихо сказал: «Прости, но я полюбил другую женщину и решил на ней жениться. Нам надо разъехаться». После 26 лет совместной жизни Любовь Сергеевна молча собрала вещи и ушла в однокомнатную квартиру к старенькой маме. А Данелия официально женился на белоруске, режиссере Галине Юрковой, которая была на 23 года моложе Соколовой.

Счастье моё
Любовь Сергеевна с улыбкой вспоминала: когда в детстве у трехлетнего Коли спрашивали имя, тот отвечал: «счастье мое». Мать его иначе и не называла. Мальчик обожал книги. Особенно когда их ему читала мама. Николаю пророчили будущее великого режиссера. Она гордилась, что талантом сын пошел в отца: так же хорошо рисовал, лепил, писал стихи. После школы поступил во ВГИК на режиссерский, студентом снял свой первый короткометражный фильм «Моментальный снимок».
Николай не мог пережить предательство отца и на время уехал из Москвы в Минск, где мы с ним и познакомились. А через полгода, когда вернулся домой, перестал отвечать на звонки матери. Друзья по ее просьбе залезли через балкон в квартиру и обнаружили мужчину мертвым − с телефонной трубкой в руке и стихотворением, посвященным отцу.
Пережить потерю сына Соколовой помогла близкая подруга Майя Булгакова, но вскоре не стало и ее. В 1994-м актрисы ехали в машине киностудии на съемочную площадку. Водитель не справился с управлением и на большой скорости въехал в столб.
Едва открыв глаза в реанимации, Любовь Сергеевна спросила, что с Майей. И врач, отведя глаза, ответил: «Умерла, не приходя в сознание». У самой же Любови Соколовой был сломан позвоночник, который потом беспокоил ее всю оставшуюся жизнь.
Неужели человеку под силу пережить столько трагедий? Когда я однажды спросил об этом Любовь Соколову, она ответила мне так: «Обижаться никогда и ни на кого нельзя: ни на судьбу, ни на Всевышнего. Что Господь дает, тому и радоваться надо.
А где брать силы? Любить. Тогда и силы будут. Любить, несмотря ни на что, всех и все, что нас окружает. Я радуюсь каждому новому дню, солнцу, деревьям, цветам, добрым людям, которые, слава Богу, окружают меня».

Любовь Соколова сыграла около 400 ролей, став одной из самых снимаемых актрис. Ее называли всесоюзной киномамой, потому что ее часто видели в этом образе.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.