Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Персона

№19 от 13 мая 2021 года

Михаил Жигалов:
«Актерству научить нельзя. Научиться − можно»
<STRONG>Михаил Жигалов:<BR></STRONG>«Актерству научить нельзя. Научиться − можно»

Фильм «Афганский излом» вышел на экраны 30 лет назад и сразу же снискал огромную зрительскую любовь. Одну из главных ролей в нем сыграл заслуженный артист РСФСР Михаил Жигалов. К своей мечте стать актером он шел долгие годы. О мастер-классе от наркоманов, разборках с милиционерами и страшной трагедии во время съемок он рассказал в эксклюзивном интервью газете «7 дней».

 

− Михаил Васильевич, вы появились на свет в разгар Великой Отечественной, детство прошло в трудные послевоенные годы. Чем оно запомнилось?

− Я родился в эвакуации в Куйбышеве, только к концу войны мы с мамой вернулись в Москву. Жили в дореволюционной трехэтажке в центре столицы, на 4-й Тверской-Ямской улице. Помню, как еще в раннем детстве мне рассказывали, что в годы войны после бомбежки наш дом дал трещину и подлежал сносу. Но вот что удивительно: он до сих пор стоит среди новостроек. А все вокруг снесли, трудно узнать то место, где прошло мое детство.
Жили в послевоенное время очень бедно, родители с утра до позднего вечера были на работе, меня воспитывала бабушка. У нас стояла печка, которую вместе топили. Я сидел на маленькой скамеечке около бабушки и смотрел, как она подбрасывает дрова. Потом рассказывала мне сказки, пела, мы вместе слушали пластинки.
Около нашего дома ходил трамвай − в народе его называли «Аннушка». Любимым увлечением детворы было кататься на подножке, а затем на ходу прыгать в сугроб. Я был очень озорным мальчиком и доставлял много хлопот бабушке. Как-то раз, заигравшись, чуть не упал в колодец. К счастью, зацепился ногами за сруб – меня успели схватить и вытащить. В другой раз, убегая, упал и ударился головой о рельсы. Когда меня нашли, все лицо было залито кровью. Шрам от удара остался на всю жизнь − как напоминание о неспокойном детстве.

− Вы говорили, что сцена увлекала вас с детства. Почему тогда поступили не в театральный, а в Московский институт химического машиностроения?

− Действительно, я очень увлекался театром. Но отец был сельским человеком и считал, что есть всего две уважаемые профессии: агроном и инженер. Остальные − баловство. Я же мечтал учиться на историческом факультете, но не поступил. Чтобы снять стресс, ушел в загул. Родители были в Чехословакии и ничего не знали, а бабушка меня покрывала. Но, естественно, она переживала за непутевого внука, поэтому предложила пойти работать на завод,  взяв меня  на «слабо». После смены полуживой приползал домой и падал от усталости. Это действительно был каторжный труд, от которого остались мозоли. Спустя год я увидел объявление о наборе на подготовительные курсы в Московский институт химического машиностроения. Для меня это был повод уйти с нелюбимой работы, не нарушив данное бабушке слово. После окончания института меня распределили в Научно-исследовательский институт химического машиностроения  «НИИхиммаш». Сначала работал с энтузиазмом, но в какой-то момент понял, что занимаюсь не своим делом. Я хотел играть в театре и, взвесив все за и против, решил рискнуть.

− А почему сомневались? В юности вы играли в самодеятельном театре и даже снялись в главной роли в любительском фильме, после чего вас отметил известный кинорежиссер Михаил Ромм.

− Михаил Ильич Ромм не просто отметил мою работу, а пригласил поступать к нему через год, когда он выпустит курс и будет набирать новый. Я тогда учился на втором курсе Московского института химического машиностроения и всерьез его слова не воспринял. Но спустя год мне позвонили от Ромма и напомнили: его предложение в силе. Я бы им с удовольствием воспользовался, но у отца диагностировали рак, и я не мог огорчить его.

− Какова была реакция  родных, когда вы сообщили им, что уходите в артисты?

− Мама с ужасом в глазах спросила: «Миша, ты будешь играть зайчиков?». Зайчиков я не играл, но восемь лет был в труппе Центрального детского театра. Чтобы не терять времени, не стал сдавать экзамены в театральный вуз, вместо этого поступил на второй курс студии при ЦДТ. Получается, я актер без высшего образования. Хотя до сих пор считаю, что актерской профессии научить нельзя, но научиться можно. 

− У вас почти 150 ролей в кино, однако многие знают вас именно по работе в фильме «Афганский излом». Чем запомнились съемки?

− Это совместный российско-итальянский фильм, в котором, помимо наших актеров, снимался итальянец Микеле Плачидо. После сериала «Спрут» он был очень популярен в СССР. Из всех моих работ эта картина наиболее приближена к достоверности и самая трудная по ряду причин.

− Каких же?

− В те времена в Афганистане и приграничной территории шли боевые действия, поэтому условия съемки были экстремальные. Например, в Душанбе снайперской пулей был убит наш администратор картины. Из-за этой трагедии на длительный срок съемки остановили. Начинали  мы их в СССР, а закончили в России, когда проката уже не было. На премьеру пригласили воинов-афганцев, и им фильм понравился за достоверность. Это была высшая награда для съемочной группы.

− После съемок вы были в Афганистане?

− Спустя много лет режиссер документального кино Виктор Хоменко снимал фильм об Афганистане, и я напросился поехать туда с ним. Как я рисковал, понял уже на месте. Например, в кафе, где питалась съемочная группа, через неделю после нашего визита ворвалась вооруженная группа и всех посетителей расстреляла. Помню предупреждение военных: если слышим, как человек свистит три раза, нужно бросать камеру и бежать к машине.

− Еще одна ваша яркая роль − в картине «Петровка, 38». Как вам удалось настолько глубоко вжиться в роль наркомана?

− Чтобы войти в нужный образ, мы с Георгием Юматовым посетили психоневрологическую больницу. Жора для своей роли хотел научиться заикаться, я общался с медиками и наркоманами, чтобы понять их мир. Было приятно, когда один из врачей психбольницы позже позвонил мне и сказал: «Михаил, вы сыграли физиологически достоверно». О том, что роль удалась, говорит и тот факт, что меня несколько раз забирали в милицию, перепутав кино и реальность. В какой-то степени это тоже награда для актера. Хотя роль в «Петровке, 38» создавала определенные неудобства: приходилось повсюду ходить с удостоверением актера театра «Современник» и постоянно доказывать, что я не наркоман.

Михаил Жигалов родился в Куйбышеве (Самара) 2 мая 1942 года. Окончил студию при Центральном детском театре, после чего восемь лет служил в его труппе. Кинодебют состоялся в фильме «Самый последний день». Всего на счету актера 147 ролей. Наиболее известные − в лентах «Афганский излом», «ТАСС уполномочен заявить», «Беспредел», «Граница. Таежный роман», «Марш Турецкого», «Бригада», «Не родись красивой».

«Несмотря на солидный возраст, я не потерял интерес к жизни, к делу, которым занимаюсь. Мне до сих пор нравятся женщины. Поэтому грех на что-то жаловаться. Я с уверенностью могу сказать, что счастливый человек».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.