Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Социум

№15 от 15 апреля 2021 года

Убрать все барьеры
<STRONG>Убрать все барьеры</STRONG>

Министерство архитектуры и строительства утвердило новые строительные нормы «Среда обитания для физически ослабленных лиц». По задумке разработчиков, этот документ должен сделать безбарьерную среду еще более доступной. Мы поинтересовались у людей с инвалидностью, что они думают о нововведениях и c какими сложностями сталкиваются сейчас.

 

«Пандус только в поликлинике»
Владимир Синцов из агрогородка Поколюбичи Гомельского района – инвалид первой группы. Руки и ноги у него парализованы. Передвигаться может только на электрической коляске, что требует высокого уровня безбарьерной среды. Однако в агрогородке с этим серьезные проблемы.
– Пандус есть только в поликлинике, но он слишком крутой для спуска и подъема.
В одиночку мама не может меня закатить по нему, приходится всегда просить о помощи прохожих. На почту, в магазины, сельский совет и, самое главное, церковь я попасть не могу. Не так давно храм ремонтировали, мы попросили настоятеля установить пандус, мама даже предложила помочь всем необходимым. Нам пообещали его сделать, но прошло три года – и никаких изменений, – рассказывает Владимир.
Но то, что в Поколюбичах нет пандусов, далеко не самая большая проблема инвалида. Куда хуже для него отсутствие дороги. Асфальтирования 640-мет­рового участка по улице Советской между улицами Трудовой и Крупской Владимир добивается не первый год. Дорожные службы после его многочисленных обращений асфальт положили. Но не 640 метров, а всего 200 и на совершенно другом участке – от дома Владимира на Трудовой до улицы Ленина. К тому же не учли один нюанс.
– Улица Ленина – часть оживленной трассы Р-30 между Гомелем и Веткой. Там большой трафик, поэтому передвигаться на коляске по проезжей части очень опасно. А на улице Советской, где авто встречаются намного реже, до сих пор обычная гравийка. Периодически ее разравнивают грейдером, но после каждого дождя опять появляются ямы, – объясняет Владимир Синцов. – В ДРСУ обещали включить участок на Советской в план по асфальтированию на 2021 год, но позже сказали, что для этого нужно около 70 тысяч рублей, которых сейчас нет. Написал две недели назад обращение в Гомельский облисполком – может, оттуда помогут.

«Для нас безбарьерная среда – это бордюры»
Не все гладко обстоит с безбарьерной средой даже в областных центрах. Гомельчане Дарья Дорошко и Владимир Череухин –
незрячие. И наибольший дискомфорт в городе они испытывают на пешеходных переходах, особенно регулируемых.
– Во-первых, на некоторых светофорах мало горит зеленый свет – дорогу перейти не успеваю, в итоге несколько недель назад попал под машину, –
рассказывает Владимир. – Во-вторых, у меня снижен слух, и звуковой пищащий сигнал я не улавливаю, зато отлично слышу постукивающий. Правда, на весь Гомель только один такой светофор: на улице Советской возле университета.
Еще одна проблема для Дарьи и Владимира, связанная с пешеходными переходами, – пологие спуски для колясочников, которые совместили с тактильной плиткой. По словам девушки, из-за пологих спусков стало непонятно, где начинается дорога:
– Нам нужны бордюры – это хороший ориентир, по которому можно четко понять линию разграничения. Комфортные условия можно создать для всех: для колясочников сделать пологие спуски по бокам, а нам оставить в центре небольшой участок с тактильной плиткой и бордюром.
В Министерстве архитектуры и строительства объяснили, почему это сделать невозможно: устройство и проектирование пешеходных путей движения происходит с учетом потребностей всех категорий физически ослабленных граждан, в том числе людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, пожилых, беременных, детей. «По этой причине перепад высот на переходах и уменьшение ширины проезжей части не допускается. Иные требования по высоте бордюров в определенных местах при разработке строительных норм не рассматривались», – отмечают в ведомстве. 
По мнению Владимира, особое внимание необходимо уделить созданию безбарьерной среды на остановках общественного транспорта:
– Я всегда спрашиваю у людей номер маршрута, но когда на остановку приезжают сразу несколько автобусов, начинается суета и найти нужный практически невозможно. Тогда я одной ногой захожу в транспорт, держусь рукой за поручень и слушаю, куда он едет. Но иногда следующую остановку объявляют только после того, как двери закрылись. Знаю, что в некоторых европейских городах у незрячих есть специальные приборы вроде брелоков, которые при подъезде общественного транспорта сообщают его маршрут. 
В Беларуси таких брелоков нет. Но в строительных нормах прописано: остановки общественного транспорта необходимо оборудовать речевыми звуковыми электронными информаторами с дистанционным управлением.
Хватает в городе и искусственно созданных преград. Например, выносные рекламные щиты часто установлены возле стен, которые для незрячих один из главных ориентиров в пространстве.
– Хорошо бы устанавливать их на газоны или в нескольких метрах от стены, чтобы они не мешали передвигаться, – предлагает Владимир. – Еще хотелось, чтобы на крыльце у магазинов поручни были закруглены. Когда перила резко отсечены, то после удара о них остается синяк.
Но даже с учетом всего перечисленного пара дает достаточно высокую оценку безбарьерной среде Гомеля.
– Поставила бы семерку с минусом. В городе часто встречается тактильная плитка, появляется все больше речевых информаторов, большинство светофоров оборудованы звуковыми сигналами, в лифтах – шрифты Брайля. По знакомой территории могу ходить сама, но дальше без сопровождения не отправлюсь, – добавляет Дарья.

 

Василий Попков, председатель правления Гомельской областной организации Белорусского общества инвалидов:
– С каждым годом идет улучшение безбарьерной среды, на это затрачиваются колоссальные деньги. Теперь на этапе разработки проекта перед строительством или капитальным ремонтом здания рассматривается обустройство доступной инфраструктуры для инвалидов-колясочников, незрячих, глухонемых, а также пожилых людей, беременных и мам с колясками. Так, в Мозыре открыли музей с предусмотренной в полном объеме безбарьерной средой, поликлинику в Гомеле. Благодаря появлению норм «Среда обитания для физически ослабленных лиц» мы можем давать рекомендации (от имени общественных объединений инвалидов) о доработке проекта перед началом возведения. Например, по нормам в туалете для инвалидов на стене в районе унитаза должен находиться закрепленный с двух сторон поручень. Так вот, мы  можем посоветовать сделать его откидывающимся, чтобы человеку удобнее было им пользоваться.
Вообще, нам нужно разработать универсальный дизайн, который позволит комфортно себя чувствовать всем людям, относящимся к категории физически ослабленных лиц. Строители должны понимать, что во время ремонта тротуара или придомовой территории высокие бордюры следует убирать, а не оставлять.  Еще бывали случаи, когда направляющую плитку клали вперемешку с предупреждающей, а когда мой коллега спросил, зачем так сделали, то получил в ответ: «Так красивее». Подобного не должно быть.
Если говорить о том, чего не хватает, то хотелось бы, чтобы к решению задач  безбарьерной среды подходили комплексно – от здания до остановки общественного транспорта. Важно еще при формировании бюджета отдельной строкой прописывать выделение средств на приобретение и установку электрических подъемников, которые необходимы. Сейчас деньги выделяют на обустройство безбарьерной среды, и порой очень трудно воспринимать, в каком направлении их использовать. Также нужна унифицированная база данных инвалидов по районам: она поможет нам определить места, где проживает больше людей с ограниченными физическими возможностями, что позволит оперативно реагировать на решение проблем.

 

Социально значимые объекты должны быть оснащены пандусами, звуковыми речевыми электронными информаторами с дистанционным управлением, тактильными полосами и другим оборудованием, способствующим социальной интеграции
и самостоятельной деятельности всех категорий граждан.

 

 

Вокзал станции Минск-Пассажирский -- одно из мест в столице, где активно внедряется безбарьерная среда. На прошлой неделе там появилась система навигации для слабовидящих «Крокі на гукі»: 100 звукоречевых информаторов и тактильные мнемосхемы с объяснением планировки помещений, расположении ключевых объектов, записанным шрифтом Брайля.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

С 8 июля официально запретили продавать несовершеннолетним энергетические напитки. Газировка с кофеином, любимая многими подростками, встала в один ряд с табачными изделиями и алкоголем. Прошлись по крупным магазинам в Молодечно и узнали, может ли там школьник запросто купить такой напиток.

У минчанина Льва Тюнина четверо сыновей: старшему 7 лет, а младшему вот-вот исполнится 2 года. И с каждым из них молодой папа был в декрете! Узнали, каково для мужчины провести в таком отпуске больше 6 лет.

Министерство архитектуры и строительства утвердило новые строительные нормы «Среда обитания для физически ослабленных лиц». По задумке разработчиков, этот документ должен сделать безбарьерную среду еще более доступной. Мы поинтересовались у людей с инвалидностью, что они думают о нововведениях и c какими сложностями сталкиваются сейчас.

Добытчик, супруг, папа, сын, зять...  И это все про мужчин. Как стать достойным отцом и любящим мужем, учат в «Папа-школе».