Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Персона

№14 от 08 апреля 2021 года

«Хочется человеком умереть, а не предателем»
<STRONG>«Хочется человеком умереть, а не предателем»</STRONG>

Юрий Назаров – один из самых ярких представителей советской киношколы, человек с удивительной судьбой. В  26 лет он мог остаться парализованным, но вопреки прогнозам медиков встал на ноги и продолжил сниматься. А вот от роли в Голливуде отказался – не пошел на сделку с совестью. О войне, любви, страхе, поиске себя и истинном счастье актер рассказал в эксклюзивном интервью «7 дням».

 

– Юрий Владимирович, вкино вы часто играли людей из народа. Правда, что все ваши предки, напротив, – из интеллигенции?
– Крестьяне у меня только прадеды. А вот бабушка – врач, один дед – инженер-путеец, другой – геодезист. Родители стали инженерами-теплотехниками, из-за этого отца даже на фронт не взяли – был нужен в тылу. Он хорошо пел и даже записал на пластинку два романса. У многих моих одноклассников отцы погибли на фронте, мне перед ними было немного неудобно, но я радовался, что мой папа жив. К сожалению, радость оказалась недолгой: он тяжело заболел и умер в 1949-м. Мама одна вырастила нас с братом.
– Что вам больше всего запомнилось из военного и послевоенного детства?
– На этажерке у нас в доме стоял радиоприемник, и я помню, как мама внимательно слушала речь Молотова, сводки Советского информбюро.
В первые годы войны они были о потере городов, отступлении нашей армии – и лицо у мамы было грустное, растерянное. Но затем сводки становились все более радостные: о наших победах, об освобождении городов – и лицо у мамы светлело.
Мужчины были на фронте, поэтому в колхозе работали женщины, старики и дети. Я уже в первом классе сел верхом на лошадь. Помню, она погнала, а впереди елочка стояла, которая, как веслом, меня сбросила на землю. Одежда была изодрана, коленки разбиты, но это меня не остановило. Я с раннего детства вкалывал. Как-то раз мы с мамой копали картошку, и вдруг проходящая женщина сказала: «Хорошо вам, у вас мужик в доме есть». Меня тогда распирало от гордости.
Несмотря на все трудности военного и послевоенного времени, я с радостью вспоминаю октябрятское, а затем пионерское детство. И слова «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» для меня не сарказм, а приятное воспоминание, потому что детство у меня было действительно счастливое.
– После окончания театрального училища вы были распределены в театр «Красный факел» в Новосибирск. Как так получилось, что остались в Москве?

– Меня действительно туда распределили, я даже послал в театр телеграмму со словами: «Прошу принять по распределению и выплатить положенное пособие». Но уехать в Новосибирск не успел, меня утвердили на роль Дмитрия Новикова в фильме «Последние залпы». Пришлось отправлять еще одну телеграмму, на этот раз с просьбой отпустить меня на съемки. Так распорядилась жизнь, что я до сих пор снимаюсь.
– А почему перестали играть в театре?
– Люблю свободу, а в театре полное подчинение. Андрей Тарковский, Василий Пичул для меня были убедительнее, чем театральные режиссеры, и я им служил.
– Многие отмечают, что советские фильмы о войне были достоверные, им зрители верили, а сейчас, с компьютерными эффектами, – нет. Согласны?
– Вы правы, в советских фильмах ощущение войны было, а в современных – нет. В своем первом фильме «Последние залпы» я даже стрелял боевыми патронами, потому что холостой отката не дает. Как мне рассказывали участники войны, наводчики всегда стояли на коленях. А мой сержант, который учил меня обходиться с пушкой, стоял полусогнутый. Чтобы хоть что-то увидеть, я встал сбоку. Он выстрелил – и пушка разбила наводчику лоб прицельным устройством. У меня же от громкого выстрела заложило уши, потом левое ухо запело. Режиссер и оператор сами войну прошли, поэтому они использовали беруши. Мне же хотелось все по-настоящему, вот и получил проблему.
– Вы попали в страшную аварию, после которой, по словам медиков, могли не вернуться в кино. Кто или что помогло встать на ноги?
– По дороге на съемочную площадку фильма «Ты не один» произошла авария, водитель не справился с управлением. Машина перевернулась, двери заклинило. Я вылетел на бордюр и получил серьезную травму. Когда пришел в сознание в больнице, оказалось, что у меня тяжелый перелом позвоночника. Медицинские светила, посмотрев рентгеновский снимок, вынесли приговор, что я останусь парализованным на всю жизнь. Но благодаря моей силе воли и заботе жены, которая меня выходила, их прогнозы не сбылись. Когда после долгих усилий я вышел из палаты, все были поражены. Спустя два года вернулся в кино на съемки картины «Андрей Рублев», но снова оказался на волосок от смерти.
– Что тогда произошло?
– Андрей Тарковский увидел меня в фильме «Последние залпы», и чем-то я ему понравился, поэтому он пригласил почитать сценарий «Рублева». Я не мог упустить возможность поработать с таким режиссером, хотя ни на что не надеялся. Но когда мы встретились в следующий раз, Андрей с порога спросил, кого хочу сыграть. Я ответил, что мне понравилась роль Бориски, но она уже была предложена Коле Бурляеву. В результате режиссер предложил сыграть одного из князей.
Несмотря на травму позвоночника, в «Рублеве» работал в полную силу. Как-то, убегая от несущегося на лошади всадника, мой конь на скаку уперся в стену, встал на дыбы и резко упал копытами кверху. Съемки немедленно остановились, все бросились ко мне на помощь. Меня спас коррекционный корсет, который я вынужден был носить после повреждения позвоночника.
– Фильм Василия Пичула «Маленькая Вера» критиковали за ненормативную лексику. Вы считаете, она в картине оправданна?
– Лента правдивая, и мат там необходим. Но во многих фильмах ненормативная лексика используется для вредности. Я категорически против этого. Когда меня уговаривали сняться в подобных картинах, обещали хороший гонорар, я сразу отказывался и спрашивал: «А совесть какого гонорара стоит?» По этой причине отказался сниматься в Голливуде. Когда прочитал сценарий, понял, что он не соответствует моему понятию о порядочности, о советском человеке. Мне хочется человеком умереть, а не предателем в глазах своих детей.

«В день моего рождения, 5 мая 1937 года, дед с бабкой подарили красиво оформленную книгу «Избранные произведения Некрасова». Приобрели они ее заранее, а поскольку еще не знали, как меня назовут, подписали так: «Нашему первому, долгожданному внуку». Сначала я просто играл с этой книгой, а когда научился читать, она для меня стала настольной».

 

Народный артист Российской Федерации Юрий Назаров родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. В 1960-м окончил Театральное училище имени Щукина. В кино дебютировал в 1957 году в фильме «Рассказы о Ленине». На счету актера около 300 ролей в кино. Широкую известность получил благодаря картинам Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и «Зеркало».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.