Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Персона

№9 от 04 марта 2021 года

Игорь Угольников:
«Один человек может повернуть историю»
Игорь Угольников:<BR>«Один человек может повернуть историю»<BR>

Когда-то известный российский кинопродюсер и режиссер Игорь Угольников блистал в развлекательных и юмористических программах, а в последнее десятилетие занимается созданием военно-патриотических фильмов – «Брестская крепость», «Батальонъ», «В июне 41-го». В прошлом году на экраны кинотеатров вышла военная драма «Подольские курсанты», повествующая о подвиге юных ребят в битве под Москвой в октябре 1941 года. А осенью зритель увидит картину «Учености плоды», посвященную спасению пушкинского наследия в период немецкой оккупации в 1943 – 1944 годах.

– Игорь Станиславович, почему вы обращаетесь к военной тематике? Ведь гораздо проще дарить праздник и романтику, а вы создали студию «Военфильм»...  

– Первую половину жизни я снимался в комедийных фильмах, на телевидении делал юмористические программы. Вспоминаю о том времени с удовольствием. Тогда жизнь казалась каким-то бесконечным фейерверком. Говорят, если человек не становится радикалом в молодости, у него нет сердца, а если в зрелом возрасте он не станет консерватором, у него нет ума. Подписываюсь под каждым словом. Все прошло. Я совсем иной. Для меня очень важно высказываться на тему стойкости русского духа, подвига великих предков. Уверен, что эта война продолжается. Она сама и ее итоги становятся неким геополитическим оружием, подвиг советского солдата уничтожается.
На Западе говорят, что чуть ли не американцы с англичанами победили красных и фашистов, а Гитлер воевал вместе со Сталиным против цивилизованного мира. Эта война направлена прежде всего на нынешнее поколение, которое за 20 лет взращено с помощью совершенно иной идеологии, и такому надо противостоять. В данном случае мое творчество сопряжено с этой борьбой. Необходимо быть максимально достоверным. Молодежь удивительным образом чувствует вранье. Мои коллеги для того, чтобы добиться большего интереса у молодых зрителей, стараются с ними заигрывать и пренебрегают достоверностью. А наш зритель отворачивается от военного российского кино, когда чувствует неправду, и возвращать это доверие крайне тяжело.

– Правда ли, что книгой «Брестская крепость» вы зачитывались с детства?

– Впервые прочитал ее лет в 12. И был потрясен выбором, который делает человек. Как поступить, когда обречен? Когда ты никому не нужен? Фронт ушел далеко-далеко, патронов нет… И слышишь: «Все! Сдавайся! Бороться бессмысленно!» Кто-то, чтобы страдания прекратить, встает в полный рост и принимает пулю в грудь, кто-то сдается, а кто-то решает стоять до конца, тем самым приближая 9 мая
45-го. Оказывается, один человек может повернуть историю!

– Вы только что побывали в Пушкинских горах на премьере фильма «Учености плоды». Расскажите об этой картине.

– Этот фильм задумывался в 2014-м, когда мы снимали «Женский батальон». Я узнал о том, что происходило в Пушкинских горах, в музее Александра Сергеевича в Михайловском, когда Псковская область была оккупирована немецкими войсками. Оказывается, из Института имени Гёте сюда приехала некая фрау Шиллер, которая водила экскурсии по музею, утверждая: Пушкин не только великий русский, но еще и мировой поэт. Однако не все руководители канцелярии вермахта были с ней согласны. По их мнению, у славян не может рождаться гениев и тем более африканского происхождения. Это отправная точка для сценария фильма. Есть и более глубинные вещи, которые постаралась раскрыть лента «Учености плоды». В ней Пушкин живет в трех ипостасях: безвинный свидетель, наблюдающий за событиями в своем любимом месте – Михайловском; великий поэт, перед которым преклоняются даже враги, и символ борьбы – того, что у нас нельзя отнять. Картина многослойна и непроста для восприятия зрителем. На экраны фильм выйдет, вероятнее всего, осенью. Буквально на днях сняли эпилог. Очень важно было сделать это именно в день дуэли Пушкина, в феврале, когда лежит снег. Но в прошлом году, как вы помните, зимы не было и ничего не получилось, а сейчас навер­стали.

– Вы рассказывали, что на съемках «Брестской крепости» произошел удивительный случай: в октябре, когда надо было снимать зиму, вдруг выпал снег. И сейчас похожая история.

 – Чудесным образом в этот день светило яркое солнце, совершенно не было ветра и сильного мороза, стояла сказочная красивая погода, как будто сам Александр Сергеевич нам ее подарил. Может, так оно и есть…

– Какие советские фильмы являются отправной точкой для вашего творчества? 

– Когда приступали к съемкам «Подольских курсантов», ставил задачу, чтобы наш фильм достойнейшим образом встал на полку вместе с такими великими картинами, как, например, «Они сражались за Родину». Безусловно, до этой планки дотянуться невозможно, но усилия делать необходимо. А если говорить о любимых фильмах, то, как у мальчишки, выросшего в Советском Союзе, для меня настоящее кино – это и «Белое солнце пустыни», и «В бой идут одни «старики», и «Любовь и голуби»... Словом, все те картины, которые навечно остаются в душе. Мы знаем их наизусть, а при этом всегда, когда видим их на экране телевизора, смотрим до конца.

– Вы как-то упомянули, что во время съемок фильма «Подольские курсанты» нашли могилу своего второго дедушки, который считался без вести пропавшим...

– Мой дед, мамин папа, пропал без вести осенью 41-го года. И единственное, что у нас осталось на память, – бумажка, в которой об этом написано, и два письма. С помощью друзей, работающих в архиве, удалось изучить боевой путь деда. Я был потрясен, узнав, что он в сентябре строил тот самый Ильинский рубеж для подольских курсантов и погиб 7 октября – в день, когда мужественные ребята взошли на этот рубеж. Те трагические события произошли в 40 километрах, в Смоленской области, около деревни Глотовка. Бойцы выходили из окружения, с ними – более ста раненых, которых потом оставили в деревне. Когда туда пришли немцы, заставили местных жителей выкопать огромную яму, в которой расстреляли моего деда и всех раненых бойцов Первой дивизии народного ополчения.
Я нашел старушку, свидетельницу этой трагедии. Ей сейчас 93 года. На месте расстрела я поставил памятник, и сейчас вместе с поисковиками будем поднимать останки, перезахоранивать их в братскую могилу в 10 километ­рах от этого места. Наверное, это мой дед привел меня сюда…


Фильм «Брестская крепость», продюсером и автором идеи которого был Игорь Угольников, входит в ТОП-100 лучших картин всех времен и народов по версии многих авторитетных киносайтов.


С 2006 по 2017 годы Игорь Угольников возглавлял Телерадиовещательную организацию Союзного государства России и Беларуси (ТРО Союза).

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Юрий Назаров – один из самых ярких представителей советской киношколы, человек с удивительной судьбой. В  26 лет он мог остаться парализованным, но вопреки прогнозам медиков встал на ноги и продолжил сниматься. А вот от роли в Голливуде отказался – не пошел на сделку с совестью. О войне, любви, страхе, поиске себя и истинном счастье актер рассказал в эксклюзивном интервью «7 дням».

В самом начале карьеры оператора Анатолия Заболоцкого чуть не признали профнепригодным. И только заступничество коллеги, лауреата Сталинской премии, помогло ему оставить за собой право авторской съемки, без которой позже не было бы культовых фильмов «Печки-лавочки» и «Калина красная». Сегодня Анатолий Дмитриевич рассказывает о том, как желание «перешибить» Голливуд чуть не закончилось трагедией во время работы над фильмом Шукшина и за что знаменитого оператора постоянно журил белорусский классик – Владимир Короткевич.

От проститутки Симы-Гулливер в «Интердевочке», завуча в «Учителях», императрицы Екатерины I в «Петр Первый. Завещание» до советского министра в «Фурцевой». За 35 лет в кино Ирина Розанова сменила более 150 образов! О подростковых побегах, возрастных ролях, работе с Тодоровским и удивительном письме, изменившем ее жизнь, актриса рассказала в интервью газете «7 дней».

В последние десятилетия главное дело Бориса Любимова – Высшее театральное училище имени Щепкина и Малый театр России. Он с коллегами формирует искусство завтрашнего дня и работает уже на 2050-е и даже 2070-е годы! Чтит традиции и вместе с тем идет в ногу со временем. Не случайно возглавляемая Любимовым знаменитая «Щепка» – лидер «по производству» самых снимаемых в кино театральных артистов. Беседуем с Борисом Николаевичем о том, что предлагает зрителю современный театр и во что перерастает в молодежи бунтарский дух.