Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Персона

№1 от 06 января 2021 года

Темные ночи Тийны Локк
<FONT size=5>Темные ночи Тийны Локк</FONT>

Тийна Локк – не только ключевая фигура в мире эстонского кино, но и единственная женщина среди директоров 15 самых престижных кинофестивалей мира. В эксклюзивном интервью «7 дней» создательница и бессменный директор Таллинского кинофестиваля «Темные ночи» рассказала, с чего все начиналось.

– Вы окончили ВГИК. Когда поняли, что свяжете свою жизнь с кино?
– У нас в школе был один из первых классов в Советском Союзе, где преподавали киноискусство. Изучала его с интересом, ведь я увлекалась литературой, театром. После выпускного пошла работать в кинопрокат. Знала, что это для меня временная остановка, которая даст возможность понять, чем хочу заниматься в жизни.
В СССР была традиция каждый год проводить кинофестивали в разных союзных республиках. Пришел черед Эстонской, в Таллине организовали Всесоюзный кинофестиваль спортивных фильмов. К нам приехали многие известные актеры и режиссеры, которых раньше видела только по телевизору. Для меня это был другой мир! Я осознала, что нахожусь в среде, объединяющей все виды искусства и отражающей жизнь. В том мире все взято из нее, даже если переплетено с вымыслом. Это стало интересным открытием, вдохновившим меня поступать во ВГИК.
– После окончания института кинематографии вы вернулись на родину?
– Я стала профессиональным киноведом, кинокритиком и киноисториком. Это позволило успешно работать редактором на киностудии «Таллинфильм», где я редактировала, консультировала весь процесс съемки фильмов от сценария до монтажа. Затем начались реформы: в Советском Союзе все менялось, возникли сложности во многих отраслях, но я настолько была увлечена кино, что решила остаться в профессии. В то время открылись границы, а с ними и новые возможности. Стала работать журналистом-фрилансером, много писала о кино. Первой в Эстонии поехала освещать Берлинский и Каннский кинофестивали. Затем создала свою дистрибьюторскую компанию и стала покупать права на зарубежные фильмы напрямую с Запада.
– В 1997 году вы провели первый кинофестиваль. Расскажите, как он начинался.
– Фестиваль был небольшой, но вызвал интерес у зрителя, и у ворот Дома кино толпилась очередь желавших попасть на «Темные ночи». Я возглавила второй Таллинский кинофестиваль. У нас была очень хорошая команда, которая позволила развивать кинофестиваль – всего пять, сейчас это более 20 постоянных сотрудников. С августа, когда начинается основная подготовка, команда увеличивается до 90 человек. К нам также подключаются более 400 волонтеров.
– Как родился талисман этого мероприятия – волк, смотрящий на луну?
– Для того чтобы успешно работать, требовался бренд, понятный всем и помогающий в продвижении фестиваля. В мире знали советское кино, но приходилось объяснять, что в его недрах существовало еще 15 национальных киностудий, которые снимали свои фильмы. Я понимала, что нужно проводить «Темные ночи» осенью. В этот сезон по статистике люди чаще ходят в кинотеатры. По северным легендам, в ноябре вокруг нас бродят одинокие души. И мы решили, что пусть фильмы, как одинокие души, бродят в поисках своего зрителя. А волк – сильный символ и характерный герой наших сказок, легенд.
– Конкурсная программа в 2014 году была сертифицирована Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров, и «Темные ночи» вошли в число 15 важнейших кинофестивалей мира категории «А». В самом начале пути вы ставили себе такую цель?
– Конечно, я хотела, чтобы «Темные ночи» развивались. Со временем мы завоевали определенную позицию на карте международных кинофестивалей, переросли средний уровень. Но я не могла и представить, что войдем в число кинофестивалей категории «А». В 2013 году призом «За дело всей жизни» был награжден выдающийся венгерский кинорежиссер, обладатель премии «Оскар» Иштван Сабо. После церемонии закрытия кинофестиваля на банкете он и другие видные деятели мирового кинематографа спросили меня: «Тийна, а почему бы тебе не подать в FIAPF заявку на присвоение твоему фестивалю категории «А»?» Честно говоря, я была ошеломлена этой идеей. Позже, обсудив ее еще раз, мы все же решились.
– В программе фестиваля 250 фильмов – довольно много. Посоветуйте, как зрителю сориентироваться в ней.
– Я давно поняла, что простому зрителю все равно, сколько фильмов в списке. Для успешного маркетинга главное – выбор программ, тогда много различных групп придет в кинотеатры. И я рада, что, несмотря на сложное время, мы собрали масштабный тематический проект. Посудите сами: в этом году прошел фестиваль современного российского кино, детских и юношеских фильмов, смотр короткометражного кино, главная конкурсная программа, конкурсные программы дебютов, фильмов из стран Балтии и «Бунтари не без причины». И на каждую есть своя аудитория. У нас разработан сайт на эстонском и русском языках, каталог. К тому же за 24 года кинофестиваля мы приобрели своего зрителя, у которого есть предпочтения и режиссеры-фавориты.
– Одна из самых престижных наград «Темных ночей» – приз «За дело всей жизни». По каким критериям выбираете ее обладателей?
– У нас два приза «За дело всей жизни». Один вручается кинематографисту из стран Балтии – чтобы пропагандировать и поддерживать развитие кино нашего региона. Второй присуждается за вклад в мировое кино и влияние на наш кинематограф. В этом году премии вручили кинооператору Алару Кивило и всемирно известному кинорежиссеру Маргарете фон Тротта. В предыдущие годы премии удостаивались Андрей Кончаловский, Иштван Сабо и другие.
– В следующем году юбилейный, 25-й Таллинский кинофестиваль. Чего ждать зрителю?
– Задумки, естественно, есть, но я не буду их пока раскрывать. Единственное, что могу сказать: мы планируем создать парк в честь «Темных ночей» и на каждом последующем кинофестивале высаживать там деревья.

Тийна Локк– член Европейской киноакадемии, профессор кино и искусства Балтийской школы кино и медиа.  Награждена эстонским орденом Белой звезды, а также польским и финскими орденами, кавалер французского ордена ­Почетного легиона.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

У Олега Артемьева очень необычный статус для летчика-испытателя и космонавта – он первый космоблогер России. В его «Инстаграме» – 269 тыс. подписчиков, 81 тыс. – в «Твиттере». Собственный сайт, многочисленные интервью, детские вебинары, депутатская работа в Мосгордуме – остается только гадать, как можно объять необъятное. Плюс ко всему еще и космос: подготовка к полету, тренировки. О том, зачем космонавту заниматься блогерством и как можно совместить землю
и небо, говорим с Олегом Артемьевым. 

Правда ли, что знаменитый писатель-фантаст предугадал в своем произведении появление ковида? Будет ли продолжение нашумевшего аудиосериала «Ловцы видений»? Какой новый роман вот-вот появится в книжных магазинах? Поговорили об этом с самым популярным в мире российским писателем-фантастом, автором романов-бестселлеров «Ночной дозор» и «Дневной дозор», лауреатом самых престижных литературных премий Сергеем Лукьяненко.

Юрий Назаров – один из самых ярких представителей советской киношколы, человек с удивительной судьбой. В  26 лет он мог остаться парализованным, но вопреки прогнозам медиков встал на ноги и продолжил сниматься. А вот от роли в Голливуде отказался – не пошел на сделку с совестью. О войне, любви, страхе, поиске себя и истинном счастье актер рассказал в эксклюзивном интервью «7 дням».

В самом начале карьеры оператора Анатолия Заболоцкого чуть не признали профнепригодным. И только заступничество коллеги, лауреата Сталинской премии, помогло ему оставить за собой право авторской съемки, без которой позже не было бы культовых фильмов «Печки-лавочки» и «Калина красная». Сегодня Анатолий Дмитриевич рассказывает о том, как желание «перешибить» Голливуд чуть не закончилось трагедией во время работы над фильмом Шукшина и за что знаменитого оператора постоянно журил белорусский классик – Владимир Короткевич.