Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Актуально

№48 от 25 ноября 2020 года


Мы идем каким путем?

<P>Мы идем каким путем? </P>

Мы идем каким путем?
Общественный транспорт с приставкой «электро» – мировой тренд. Рассказываем, какие у него перспективы в Беларуси.

В столице – успех
По улицам Минска курсирует более 80 белорусских электробусов, в которых накопителями служат суперконденсаторы. Это значит, что на каждой конечной станции запас электричества приходится пополнять. Маршруты такого транспорта проложены по всей столице. Городские власти планируют, что в ближайшее время их станет еще больше.
Уже сейчас можно констатировать: идея заменить традиционный транспорт электрическим оказалась в целом успешной. Хотя поначалу многие сомневались в ее целесообразности. Мол, неизвестно, как поведет себя оборудование (и особенно суперконденсаторы) в белорусских условиях. Однако и спустя три с половиной года после первых рейсов электробусы успешно справляются со своей задачей.

А что в регионах?
Пока из всех областных центров электробусы есть только в Могилеве. Правда, там курсирует всего две машины китайского производства. В отличие от столичной техники им одной зарядки хватает на 150 километров.
Впрочем, в ближайшие несколько лет ситуация в областях может кардинально измениться. Для этого есть как минимум две причины.
Первая – запуск БелАЭС, после выхода которой на промышленную мощность появится немало дополнительной энергии. Во-вторых, Министерство транспорта и коммуникаций вместе с учеными и предприятиями разрабатывает госпрограмму по развитию электротранспорта на 2020 – 2025 годы. Как сообщили в пресс-службе ведомства, доля «зеленых» автобусов и троллейбусов должна вырасти до 30%. Ставка сделана на столицу, областные центры и города, где живет больше 100 тыс. человек. При этом каждый такой населенный пункт должен разработать свою дорожную карту. К слову, подобные подходы заложены в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2030-го. 
Пока же «электротранспортный» вопрос регионы решают самостоятельно. По большому счету, именно поэтому дело движется медленно.
Например, в Минской области есть четыре крупных города, где в перспективе может появиться «зеленый» транспорт. Об этих планах говорят уже давно. В некоторых источниках даже фигурировала конкретная цифра по количеству электробусов – 115. Однако пока на территории области работает лишь одна машина, да и ту купил «БЕЛАЗ» для перевозки рабочих по территории предприятия.
– Все упирается в финансирование. У нас была собственная концепция по развитию электротранспорта, однако пока процесс приостановили, это требует серьезных вложений, – поясняет генеральный директор крупнейшего перевозчика Минщины ОАО «Миноблавтотранс» Владимир Федорович.
Троллейбусной контактной сети в городах области нет. Поэтому в качестве городского пассажирского транспорта региону идеально подойдет электробус.
– В данном случае нужны машины с запасом хода на смену. По существующей маршрутной сетке показатель должен составлять не менее 180 километров. То есть необходимо, чтобы электробус был оборудован не суперконденсатором, как в столице, а более емким накопителем. Иначе из-за отсутствия зарядки на конечной станции перевести машину на другой маршрут просто не получится, – говорит Владимир Федорович.
В дополнение к электробусам, по его словам, паркам необходимо будет выстроить профильную инфраструктуру. Кроме непосредственно места зарядки, нужно протянуть кабельные сети, дать персоналу допуск к электрическим работам, предварительно его обу­чив, обеспечить безопасность. Вероятно, придется нанимать новых сотрудников. Да и сам электробус необходимой компоновки – вещь дорогая. Стоит около 800 тыс. рублей. За эту сумму можно купить три городских автобуса МАЗ-103.
– На электробус водителя обычного автобуса не пересадишь – техника значительно отличается, хотя на первый взгляд кажется, что разница не столь велика, – отмечает еще один нюанс генеральный директор ОАО «Миноблавтотранс».
По его мнению, внедрять электротранспорт даже в небольших городах возможно. Однако нужно делать это комплексно – запуск единичных машин нецелесообразен.
– Вся система должна заработать единовременно. И желательно на самых протяженных маршрутах. Это более эффективно. В любом случае, одномоментно перейти с газомоторного топлива на электричество не получится. Для этого нужен серьезный толчок. Скорее всего, пуск БелАЭС им и станет, – резюмирует Владимир Федорович.

Всего электротранспорт представлен в девяти городах Беларуси. В Минске система включает в себя троллейбус, электробус, трамвай и метро. В Гомеле, Бресте, Бобруйске и Гродно курсируют только троллейбусы. В Витебске в дополнение к ним работают трамваи, Могилеве – электробусы. А еще в двух городах – Мозыре и Новополоцке – функционируют трамвайные системы.

Не электробусом единым
Впрочем, говорить о развитии электротранспорта в контексте исключительно электробусов нельзя. В некоторых городах курсируют троллейбусы с запасом автономного хода. Среди областных центров больше всего таких машин в Гродно, где гибриды появились в 2018 году. Принцип работы простой: после окончания контактной сети машина преодолевает расстояние до конечной на аккумуляторном ходу. Кстати, во время движения «по проводам» батарея заряжается.
– У нас 15 таких троллейбусов, работают на четырех городских маршрутах. В среднем запаса аккумулятора хватает на 15 километров. Летом, когда не надо включать дополнительные системы, хватает на большее расстояние, – поясняет заместитель директора унитарного городского предприятия «Гродненское троллейбусное управление» Андрей Эйсмонт.
Опыт эксплуатации таких машин оказался успешным. Во-первых, в маршруты включили районы города, куда не проведена контактная сеть. Во-вторых, пропала необходимость в модернизации какой-либо инфраструктуры. Наконец, как показала практика, такой троллейбус может объехать любой затор или место ДТП.
– Конечно, хочется, чтобы подобных машин на улицах было больше: это удобно и экологично. Однако все упирается в финансирование, – подчеркивает заместитель директора.
Обсуждали в Гродно и идею запуска электробусов. Но в данном случае вместе с финансовым вопросом пришлось бы решать и вопрос создания сопутствующей инфраструктуры.

Из истории
Первый в мире троллейбус создал Вернер фон Сименс в 1882-м. В этом же году в пригороде Берлина заработала регулярная пассажирская линия.
В Беларуси такой вид транспорта появился в 1952-м – это были троллейбусы. Разумеется, курсировали они в Минске.
Кстати, электробус не намного младше своего «старшего брата». Прототип электрического автобуса впервые продемонстрировали в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.

Зеленый тренд
Развитие электротранспорта – история не только про современность и моду. По данным Белстата, на долю транспорта пришлось больше выбросов вредных веществ (775,8 тыс. тонн), чем на фабрики, заводы и прочие предприятия (426,1 тыс. тонн). Переход на «зеленый» общественный транспорт значительно уменьшит загрязнение атмосферы. А значит, и жить в белорусских городах станет еще комфортнее.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Белорусский агротуризм переживает бум: потенциальные клиенты просят владельцев поставить кровать под деревом в саду, лишь бы отдохнуть на природе! Разбираемся, как повышенный спрос повлиял на цены в усадьбах.

Участники круглого стола по вопросам интеллектуальной собственности рассказывают, как она может сделать нас богаче.

Жара за плюс 30 расставляет наши пищевые приоритеты по своим местам, а значит, и покупательские интересы. Чертовски хочется пить и чего-нибудь холодненького. Поэтому чаще всего покупаем воду, квас да мороженое. Это подтвердила корреспонденту и директор одного из магазинов известного в стране ретейлера, торгующего в спальном районе Фрунзенского района столицы, куда мы заглянули за охлаждающими продуктами.

В столичных торговых сетях и развлекательных центрах теперь можно сделать прививку от коронавируса. Корреспонденты БЕЛТА узнали, как работает пункт вакцинации в ТЦ «Столица».