Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Культура

№40 от 01 октября 2020 года

Дворцовые тайны
Дворцовые тайны

Больше 10 лет идет реставрация дворца Пусловских в Коссово – архитектурного шедевра, аналога которому нет в Беларуси. В 2021 году ее планируют закончить. Рассказываем, как специалисты восстанавливают  дворцовые интерьеры, фото которых искали в нескольких странах, но так и не нашли.

Без крыши и дверей

Коссовский дворец построен в 1838 году. Подтвердить подлинность этой даты во время исследований археологам помогла найденная монета – раньше их всегда клали на угол дома в ходе строительства.

Возвел для себя это впечатляющее здание Вандалин Пусловский – шляхтич и промышленник, хозяин нескольких процветающих предприятий. Владимир Казаков – директор ООО «Реставрация-инвест» и научный руководитель историко-культурной ценности «Коссовский дворец» –  отмечает: место для строительства выбрано интересное – дворец располагается на возвышенности, а несколько террас спускаются вниз, прямо к дому Тадеуша Костюшко. Так композиция дворцово-паркового комплекса объединяется со зданием, где жил военный деятель. Кстати, именно Вандалин Пусловский вложил средства на восстановление дома Костюшко. И уже тогда он фактически стал музеем.

Владимир Казаков вспоминает, что до реставрации дворец был полностью разрушен. Стоял без крыши, перекрытий, окон и дверей с 1944 года. В то время в нем располагалась немецкая комендатура. При отступлении здание подожгли. Кто и как – неизвестно, документальных сведений об этом не сохранилось.

Музей – гостиница – кафе

С тех пор дворец восстанавливать даже не пытались. Первые работы начались только в 1989 году – тогда археологи сделали обмеры, очистили пространство комплекса от мусора. Сам же процесс реставрации начался лишь в 2008-м, после разработки необходимой документации. На это потребовались годы в том числе и потому, что о дворце Пусловских сохранилось мало достоверных сведений.

«Перед началом реставрации любого объекта проводим большую историческую работу по его изучению, – объяснил Владимир Нахимович. –

Специалисты перелопатили и в Варшаве, и в Вильнюсе материалы, касающиеся того, как выглядел этот дворец, но практически ничего не нашли. Сохранились только изображения так называемого Белого зала и гостиной – они стали для нас основными. После реставрации во дворце появятся фрески, печи, люстры, элементы скульптуры и образ камина – все, что засвидетельствовано исторически».

План реставрации, по словам Владимира Казакова, разрабатывался с учетом «вопроса о приспособлении». Дворец должен зарабатывать на свое содержание. В итоге центральный блок решили отдать под музей, в левом флигеле сделать маленькую гостиницу, а в правом – кафе-ресторан.

Фрески Белого зала

Во время любых восстановительных работ без нововведений не обойтись. Вот и дворец Пусловских слегка трансформировали: если прежде с домом Костюшко дворцово-парковый комплекс соединялся лишь композиционно, то теперь – и функционально. Во время реставрации создана новая пешеходная связь между двумя достопримечательностями.

Изменить пришлось не только здание – для гостиницы и кафе-ресторана во дворце провели воду, канализацию, электричество и отопление. Дело – за благоустройством парка: там высадят деревья, кустарники, создадут необычные цветочные композиции.

Уже сейчас Владимир Казаков готов рассказать, каким посетители увидят музей: «Белый зал у нас будет самым красивым, потому что там сейчас художники восстанавливают фрески. Думаю, в ноябре-декабре закончат. Гостиная после реставрации станет выполнять историческую, общественно-культурную функции. А назначение остальных помещений – их около ста – мы меняем, находим для них новое предназначение, чтобы было не так, как у Пусловского, когда весь дворец – это жилье одного хозяина».

Тем не менее аутентичность этих помещений не разрушится – при создании обновленного дизайна специалисты опирались на стилевые аналоги дворцов XIX века.

О Коссовском дворце ходит немало красивых легенд: якобы в танцевальном зале пол был стеклянным и под этим стеклом плавали рыбки; по ночам Вандалин Пусловский выпускал в коридоры дворца льва, чтобы тот охранял помещения; в Ружанах можно было оказаться, воспользовавшись подземным ходом.

Владимир Казаков, слушая эти рассказы, улыбается и уверяет: в них нет ни слова правды. «Надо быть реалистами: эти легенды документально не подтверждены. Во время исследований мы пытались искать подземный ход – его нет! Да и, согласно легенде, этот ход был длиной 25 километров – такого никто и никогда не сделает! Поэтому я всегда говорю: пусть это все остается лишь легендой, не будоражащей сильно воображение».

Виталия КРИЧЕВСКАЯ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Что показывают на закрытой выставке «Минск в Музее» в Национальном художественном музее? Рассказывает научный сотрудник и автор концепции проекта Артем Лапицкий.

Выставка «По следам музейных экспедиций» продлится до 10 ноября.

Нарисовавшему любимца всех советских детей –  Чебурашку –  знаменитому мультипликатору Леониду Шварцману на днях исполнилось 100 лет!

Вторая ассоциация связана с Минском. Дело в том, что в далеком 1962 году я некоторое время находился на киностудии «Беларусьфильм». Однажды в городе стоял очень густой туман. Из-за него соседних домов не было видно. И вдруг заметил сияние окон гостиницы от восходящего солнца, которое пронзило туман. Это была очень красивая картинка, я стоял как заколдованный.