Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Культура

№38 от 17 сентября 2020 года

Добытое в экспедициях
Добытое в экспедициях

В Брестском областном краеведческом музее представили коллекцию этнографических предметов, которую собирали 70 лет! Рассказываем, как специалистам удается получить самые интересные экспонаты.

В музее сохраннее будет

Выставку «По следам музейных экспедиций» готовили специально к 70-летию музея. В нее вошло около 150 наиболее ярких экспонатов, которые этнографы собрали во время экспедиций по Брестчине. Это предметы быта, народные костюмы конца XIX – начала ХХ века, гончарные изделия и многое другое. Глядя на них, можно понять, как люди жили более 150 лет назад. Всего же в фонде музея хранится 175 тыс. экспонатов, объединенных в 23 коллекции.

Автор выставки Ольга Новикова, заведующая научно-методическим отделом, отмечает: найти предметы этнографии – большая удача. Многие не сохранились. Некоторые владельцы даже не подозревают, что привычным в крестьянском быту вещам самое место в музее. Тем не менее, именно они в последнее время в основном и пополняют здешние коллекции. Помогают в этом краеведы и энтузиасты, которые бесплатно передают сюда свои находки.

Сотрудники музея на протяжении многих десятилетий выезжают в историко-бытовые экспедиции по деревням области. При этом они не только ищут новые предметы для коллекций, но и обязательно делают записи в полевых дневниках, расспрашивают местных жителей об обычаях и предках. Ольга Новикова признается, что добыть нужные предметы не всегда легко: зачастую приходится долго убеждать их владельца, что в музее вещи сохранятся намного лучше и принесут больше пользы.

Одна история из экспедиций надолго запомнилась брестским музейщикам. В 2013 году они были в деревне Ольшаны Столинского района – по приглашению жительницы, которая хотела отдать то, что у нее хранилось. При встрече женщина показала ярко вышитые предметы, но – современные, а потому пока музейной ценности не представляющие. Сотрудников же заинтересовал неприметный сундук, на котором хозяйка сидела. Правда, женщина не спешила его открывать и показывать содержимое. После долгих уговоров она это все-таки сделала – и музейщики увидели детали традиционного костюма Столинского района: плиссированные атласные юбки и фартуки, кофты с большими отложными воротниками. Одежда была профессионально пошита в 1950-е годы из покупной ткани талантливыми деревенскими портными. Юбки и кофты в таких костюмах – определенного цвета, традиционного для какого-либо праздника. Например, зеленый костюм хозяйка всегда надевала на Троицу. Наряды из Ольшан украсили коллекцию музея, их можно увидеть на выставке.

Каптур, гарсет и детская сорочка

Многие экспонаты посетители музея увидят впервые. Например, реконструкцию головного убора Домачевского строя – чепец «каптур», который носили замужние женщины. Это небольшая шапочка с ушками, пошитая из фабричной ткани и украшенная тесьмой. Ее реконструкцию для Брестского музея выполнила народный мастер из Минска Галина Рудницкая. Домачевский строй выделялся своей элегантностью и активным использованием черного цвета.

Детская одежда в музее является редкостью, поэтому обратите особое внимание на выставленную сорочку, пошитую для младенца в деревне Язвинки Лунинецкого района. Сорочка изготовлена из тонкого кужельного полотна намитки (головного убора полотенчатого типа). Детскую одежду часто шили из бывшей в употреблении взрослыми.

На выставке можно увидеть коллекцию деревянных резных прялок-«потесков» – яркого примера декоративно-прикладного искусства. В большинстве регионов Беларуси украшение прялок – явление не распространенное. Поэтому резной декор, который использовался в Брестском регионе, вызывает особый интерес. Музейную коллекцию «потесков» пополнил аспирант-археолог НАН Республики Беларусь Антон Дацкевич, он нередко помогает музею в поиске интересных экспонатов.

Впервые отдельно демонстрируется такой элемент традиционного костюма, как женская безрукавка – гарсет. Внимание обязательно привлечет и колодный улей, дымокур, необычные для современного человека приспособления для вязки снопов цурки, характерные для Западного Полесья.

Не обошлась этнографическая выставка без деревянных композиций народного мастера Беларуси Николая Тарасюка, который жил в деревне Стойлы Пружанского района. Его творчество внесено в Список нематериального наследия Беларуси. Николай Васильевич не просто вырезал фигурки из дерева, а составлял из них композиции, изображающие сцены из народной жизни. Его работы очень просты, поэтому нравятся детям. На своей усадьбе мастер создал целый музей «Успаміны Бацькаўшчыны». А некоторые произведения Николай Тарасюк передал в Брестский областной краеведческий музей еще в 80-е годы. Сейчас на выставке можно увидеть четыре композиции: «Свадьба», «В церкви», «Крестьянский двор» и «Строительство дома».

Наталья ГРИБКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Желание написать книгу время от времени посещает многих. Вот только авторами становятся далеко не все. Вместе с писателем Алексеем Горбуновым разбираемся в том, легко ли создать шедевр, существует ли формула бестселлера, чему учат на «писательских курсах» и к какой оборотной стороне славы нужно быть готовым.

«Ганди молчал по субботам» – модная постановка, репетиция которой заканчивается на сцене Гомельского областного драматического театра. С его художественным руководителем Сергеем Лагутенко мы говорим о том, за чем на самом деле зритель ходит на спектакли, есть ли конкуренция у театров и обижаются ли актеры, если им не досталась главная роль.

Волшебный мюзикл, народное шоу, битва за титул «Властелин села» и другие причины отправиться в эти выходные на Купалье в Александрию.

В Национальном историческом музее открылась экспозиция «Друкарскі двор XVI стагоддзя», посвященная Международному дню музеев. Посетители смогут не только увидеть печатный станок, но и воссоздать на нем первую страницу Библии Франциска Скорины, а также сделать бумагу по старинной технологии. Корреспонденты «7 дней» одними из первых ознакомились с уникальными артефактами.