Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Беларусь – Китай

№31 от 30 июля 2020 года

Притяжение «Великого камня»
Притяжение «Великого камня»

В чем сила, брат? На этот главный вопрос культового фильма белорусы через несколько лет будут отвечать: «В логистике!». Новость о том, что вскоре в Беларуси появится еще одна, опорная, отрасль, экономики, пришла из Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

Мультимодальный

– Буквально вчера зарегистрировали управляющую компанию мультимодального железнодорожного терминала! – поделился радостью первый заместитель директора Компании по развитию индустриального парка Кирилл Коротеев. – Это не просто логистический проект, связывающий две точки – начальную – в Китае, конечную – в Евросоюзе. Он – глобальный. По духу и сути отвечает концепции Шелкового пути. Беларусь связала воедино интересы крупнейших международных транспортно-логистических компаний Китая, Германии, Швейцарии. Это немецкая «Дуйсбургер Хафен», китайская «Чайна Мерчантс групп», швейцарский «Хупак». Четвертый акционер – Брестское отделение Белорусской железной дороги.

Теперь мы сможем привлечь в страну многомиллионные потоки грузов мировых компаний, движущихся по Шелковому пути. Пока они идут через Беларусь, в лучшем случае – транзитом. На первоначальном этапе предусмотрена простейшая переработка грузов – фасовка, упаковка. Инвестиции составят 47,4 млн евро, а средний объем грузоперевозок – до 180 тыс. контейнеров в год – железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Наша цель – создание логистического хаба.

Второй

– На каком из проспектов индустриального парка – Минском или Пекинском – появится мультимодальный терминал?

– Совсем в другом месте. На территории второго этапа развития индустриального парка – вдоль первой взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта Минск, на месте лесного массива, по которому в 2016-м прошлась стихия и повалила практически все деревья. Уже идет (с весны 2020) проектирование новой площадки, территория которой 860 гектаров. Ранее прошло общественное обсуждение с населением близлежащих деревень: они не против нашего соседства!

Учитывая близость аэропорта, проектировщики предусмотрели все требования, предъявляемые к соседним с ним зданиям, сооружениям: по высоте, материалам конструкций, излучениям и т. д. Впереди обустройство инфраструктуры нового района индустриального парка, строительство подъездной 5-километровой железнодорожной ветки от железной дороги, по которой сейчас подвозится к аэропорту топливо и горюче-смазочные материалы.

Якорный

...Кирилл Юрьевич уверен в том, что новый – якорный инвестор – управляющая компания мультимодального терминала в составе четырех акционеров – придаст импульс темпам развития индустриального парка. И вот почему.

– Наши немецкие коллеги – речной порт города Дуйсбурга – конечной точки сухопутного Шелкового пути, проходящего из Китая через Беларусь, – в производственной логистике не новички. Они знают, что заказчику нужны не просто перевозка и склад, а возможность сэкономить на конечной стоимости товара. Они готовы экспортировать в «Великий камень» клиентские связи, компетенции и славу надежного мирового уровня логистического оператора.

Завернуть товаропотоки на себя, чтобы помочь компании-поставщику снизить себестоимость продукции, а покупателю – цену на нее – это высший пилотаж в логистике. Что мы сможем сделать? Да все что угодно! Например, провести досборку колес перевозимых автомобилей, осуществить розлив брендированных напитков в потребительскую тару. Мы уверены в том, что нам удастся перераспределить товаропотоки, идущие по Великому шелковому пути как с Востока, так и с Евросоюза.

Архитектурный

– Мировая экономика сильно пострадала от пандемии COVID-19. Сказалась ли она на жизнедеятельности «Великого камня»?

– Безусловно, сказалась. На сегодня в парке зарегистрирован 61 резидент из 15 стран. Приблизительно такая цифра была и на начало года. Да, мы сумели привлечь несколько новых резидентов, но все же некоторые ушли. Выжили, остались только мощные проекты, которые будут, как задумано, реализованы.

Главное то, что индустриальный парк продолжает строиться, прирастать новой инфраструктурой. Вскоре на одном из главных – Минском проспекте, который начинается от инсталляции с камнем, вместо строительного городка – появится комплекс зданий. Инвестор, проектировщик и застройщик которого в одном лице – многоотраслевая компания из Поднебесной «Синомач».

В проект под названием «Факел» «Синомач» намерена вложить порядка 20 млн. Здания непростые: они украсят проспект продуманным архитектурным дизайном. Цель их появления: стать субпарком-инкубатором для инновационных проектов, стартапов, которые намерен поддерживать инвестор. «Факел» будет привлекать по проектам, по новым материалам, оптике, полупроводникам, автомобильным датчикам и т.д.

Несмотря на то, что компанию зарегистрировали чуть более месяца назад, к строительству намерены приступить уже в июле. Кстати, строить будут белорусские и китайские субподрядные организации. Уже сейчас по парку 65–70% субподряда отдано нашим, местным, компаниям из разных регионов страны.

Венчурный

– Но ведь и управляющая компания заявила об открытии собственного инновационного центра, куда собиралась привлечь ученых, изобретателей и прочих разработчиков категории «стартап»....

– Мы не переходим дорогу друг другу, а предлагаем больше возможностей… Наш центр откроет свои двери уже через месяц. Здесь будут демонстрационный зал, офисы, лаборатории с оборудованием и испытательными стендами для проведения научно-исследовательских и конструкторских работ. Начинающих предпринимателей готовы финансово поддержать, для чего совместно с китайским партнерами создаем венчурный фонд. Молодые белорусские ученые и разработчики должны оставаться дома, а не уезжать за границу со своими идеями и мечтами.

Современный

– Как сегодня идут дела у компаний-резидентов, заявивших первыми об открытии высокотехнологичных бизнесов?

– В стадии завершения строительство завода компании «Зумлион», которая на шасси МАЗа открывает массовый выпуск дорожно-строительной техники: уже начались пусконаладочные работы и сборка первых образцов продукции.

Построен первый из четырех цехов завода «Рухтех» – белорусской дочки американской IPG Photonics, которая специализируется на создании оптоволоконного лазерного оборудования, востребованного в промышленности и станкостроении. Предприятие намерено запустить полный цикл производства такого оборудования. В одном из административных корпусов «Рухтех» открывает образовательный центр, где будет под свои задачи готовить кадры.

Собраны первые троллейбусы швейцарской компании «Хесс Грейт Стоун». Их отличает современный дизайн, оснащение современными системами кондиционирования. Важный факт: они будут производиться в Беларуси, а экспортироваться на родину инвестора.

Шеринговый

– А с какими проектами пришли новички?

– Белорусская компания «Дельфидиа» намерена заняться выпуском индикаторных тест-систем для глюкометров, а также систем дистанционного контроля здоровья. Объем инвестиций – более $1 млн. Бизнес расположится на арендных площадях индустриального парка.

Еще одна компания «ЕЕС-ГРУПП» пришла в «Великий камень» с относительно скромным бюджетом ($0,5 млн), но весьма привлекательным для молодежи продуктом. Она будет выпускать электросамокаты.

Надеемся, что цены на эту весьма популярную технику резиденту удастся сбить. Сегодня прокат шерингового электросамоката в Минске стоит 03 руб/мин. + 2 руб старт: итого 20 руб/час.

Скоростной

– Даже самый современный завод не сможет завоевать рынок, если его владелец не наберет толковую, образованную команду, которой нужна крыша над головой...

– Безусловно, – согласен Кирилл Коротеев. – Условия парка требуют технически образованной рабочей силы. Ее ищут по Минску, другим городам и областям страны работодатели. Находят, если не находят – обучают. За прошедшее время создано около тысячи рабочих мест. Потребность в специалистах при запуске всех производств составляет 5,6 тыс. Учитывая высокие компетенции работников, средняя зарплата по индустриальному парку составляет 2,5 тыс. рублей. Работники фирм «Великого камня» проживают в близлежащих населенных пунктах Смолевичского и Минского районов, столичном районе Сокол, Минске. Некоторые из них отпраздновали новоселье в декабре 2019 года, заселившись в первый жилой дом индустриального парка со встроенной социальной инфраструктурой (фельдшерский пункт, почта, опорный пункт охраны правопорядка). Готов проект очередного 173-квартирного дома. На подходе – еще два – с более серьезным перечнем объектов социальной сферы. Есть такая уверенность в том, что «Великий камень» в ближайшем будущем превратится в город-спутник Минска.

А пока ждем появления скоростного поезда до аэропорта, который будет делать остановку в «Великом камне». Тогда потребность в работниках наши резиденты закроют специалистами, живущими в Минске. Проезд к нам от столицы займет 30 минут. Кстати, в индустриальном парке обкатывают в порядке эксперимента беспилотный автобус, который будет подвозить людей к месту назначения от остановки поезда. Пока это минивэн, потом, когда примут соответствующее законодательство, разрешающее использование беспилотников, вероятно, появится и более вместительный и экологичный транспорт.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В Поднебесной активно внедряются в экономику и быт самые разные инновации и технологии. Есть даже такая поговорка: то, что обсуждается в Нью-Йорке за завтраком, к обеду внедряется в Китае.

(Продолжение. Начало в №31 от 1 августа 2019 года)

В Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» вскоре появится железнодорожный терминал.

Не так давно заместитель главного редактора журнала «Полымя» докторант Института литературоведения имени Янки Купалы НАН Беларуси Микола Трус побывал в Китае...