Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Мы и мир

№28 от 09 июля 2020 года

Уход профессионала    
Уход профессионала    

Кто не помнит знаменитую сцену дуэли из культового французского боевика «Профессионал»? Решивший мстить за модную нынче «политкорректность» спецагент Бомон против пришедшего его остановить садиста и по совместительству комиссара Розена! Жан-Поль Бельмондо и Робер Оссейн. Добро и зло! Они стоят друг против друга. Замерли… Их глаза пересеклись на директрисе выстрела, который должен вот-вот прозвучать. Весь вопрос, кто произведет его быстрее и точнее? А пока в испуганной пустоте между ними трепещет, как последняя надежда, гениальная музыка Эннио Морриконе  «Chi Mai…» – «Кто и когда угодно…». Музыка сладкая и тревожная, как сама жизнь. Хочется, чтобы она длилась бесконечно, но законы жанра неумолимы. Бах!!!

Вот точно так – ожидаемо и неожиданно – прозвучала весть, что композитора, сочинившего музыку для «Профессионала», больше нет. Эннио Морриконе было 92 года. Он прожил долгую славную жизнь. Кто теперь будет нас радовать настоящей музыкой – популярной, но написанной в классическом стиле для оркестра и массового кино?

Джерри Голдсмит и Джон Барри давно на небесах. Владимир Косма? Пожалуй, только он… Слава Богу, с нами еще живет обыкновенное  чудо – Геннадий Гладков, чей театр есть и в Минске. Но что-то давно Гладкова не приглашали в большое кино!

Однако вернемся к Эннио... Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. В 12 лет поступил в консерваторию, где получил три диплома – по классу трубы, аранжировки и композиции. В 16 лет Морриконе занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, где прежде играл его отец. В 1960 году начал аранжировать песенки для телешоу, а в 33 года занялся музыкой к фильмам. Безуспешно…

Как же так вышло, что две самых знаменитых дуэли мирового кино – в вестерне «Хороший, плохой, злой» и в «Профессионале» – прошли под музыку Морриконе? Одна разыгралась в конце XIX века, другая в конце прошлого. В первой участвовали трое ковбоев, во второй двое шпионов. И везде победил лучший… Впрочем, все были хороши: и Клинт Иствуд, и Эли Уоллах, и Ли Ван Клиф, и Бельмондо с Оссейном. Однако можно точно утверждать – ни одна из этих дуэлей не казалась бы настолько напряженной, если бы не музыка Эннио Морриконе!

Он прослыл мастером паузы. Заполнял самый длинный или скучный кадр таким глубоким смыслом –  не только музыкальным, но и философским, – о котором режиссер порой даже не помышлял. И это возвышало фильмы с партитурой Морриконе на уровень притчи. Не зря его друг на всю жизнь и однокашник Серджио Леоне любил приглашать Эннио прямо к себе на съемочную площадку. Как обычно работает режиссер с композитором? – показывает ему уже готовый материал, указывает хронометраж пленки и говорит: «Озвучь!». В фильмах же Леоне многие сцены буквально выстроены под музыку Морриконе. Можно сказать, что эти картины ваяли не только режиссерские ножницы, но и дирижерская палочка!

Как к этому пришел Эннио – одному Богу известно – ведь именно тот раздает таланты и судьбы. Морриконе можно считать счастливчиком: его подтянул к мировой славе другой счастливчик – прародитель спагетти-вестернов Серджио Леоне. Впрочем, идея режиссера была вполне коммерческая: снимать дешевые итальянские вестерны на дешевой испанской натуре и с дешевыми «звездами», но для пресыщенных американских зрителей. А композитором и вовсе можно пригласить своего лучшего друга, потому что тот может помочь и за бесплатно. Схема безумная, но она сработала! И знаете почему? Потому что если бездари могут угробить даже самый большой бюджет, то таланты даже при минимальном финансировании могут сделать конфетку. Или шедевр!

Первый их фильм так и назывался  – «За пригоршню долларов». Зритель ломал голову – что бы это значило? По сути Серджио и Эннио снимали фильм про самих себя. Только под видом не разборчивых в средствах и небогатых ковбоев, которые точным выстрелом в зрительские сердца должны были сорвать себя с долговой петли.

Бахх!!! Веревка тогда лопнула… Вернее, ее срезала горячая пуля истинного искусства. И началась «легенда». Вернее, притча – «Однажды в Голливуде». Не зря ведь Тарантино называет Леоне величайшим режиссером, а свой последний «Оскар» Морриконе заработал именно на одном из «киночтив» Квентина. Три итальянца  составляют сегодня славу Голливуда. Которому больше нечего предъявить…

В кино было много хороших композиторов. И многих из них легко отличить по «почерку». Морриконе можно узнать по первым же звукам. Ему не повезло в одном – в его музыке слишком много бандитов, убийц и мошенников. Но он сумел извлечь из этого не самого лучшего материала высокую мелодию любви, поэтому он  – профессионал. И кто ему придет на смену? Пожалуй, никто.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Ко всем бедам Японии надо добавить еще и то последствие оккупации, а потом и дружбы со стороны американцев, что со всеми своими ближними соседями – с обеими Кореями, Китаем и Россией – у Страны сбежавшего солнца очень сложные отношения. Мягко говоря, прохладные и туманные. Прямо как Японское море.

Чтобы играть по-трамповски, нужно уметь рисковать. Значит ли это, что Пекин ждет ноября и другого американского президента, у которого не будет той же хватки?

Особенно черный оттенок этому восточному «кофе» сегодня придают открытые неподалеку от Кипра нефть и газ. Обойдя восточную «удочку» острова, на которую уже мало что клюет, Турция направила свой бур, точнее, буровое судно, в район юго-западного побережья Кипра. В сопровождении военных кораблей. И тут же объявила: «Всем судам настоятельно рекомендуется не заходить в этот район!». «Оба-на!» – сказали греки. И те, что киприоты, и просто…

Соединенные Штаты Америки действительно никогда не будут социалистическим государством. Ибо при социализме такая империя не только не нужна, а, наоборот, будет мешаться под ногами.