Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№22 от 28 мая 2020 года

Августовский канал
Августовский канал

1824 год – бум торговли в Европе. Пруссия накладывает на всех, кто везет товар через ее территорию, немалые торговые пошлины. Выход один – соединить каналом Балтийское и Черное моря по бассейнам Вислы и Немана в обход – 101 километр! Но такому сложному проекту нужен серьезный расчет и мощная подготовка. Чтобы его реализовать, потребовалось 15 лет и больше 7 тысяч рабочих. Строят 18 шлюзов, 14 мостов, плотины, инфраструктуру.

Начинался водный канал вблизи польского Августова и пролег практически до белорусского Гродно. Двадцать два километра проходит по территории современной Беларуси. Для своего времени Августовский канал – чудо инженерной мысли и большой прорыв. 

Но, когда объект сдают в эксплуатацию, оказывается, что он уже не нужен: Пруссия снижает пошлины, начинается подъем строительства железных дорог, и речной транспорт отходит на второй план. До 1860-х по каналу все еще плавают баржи и пароходы, сплавляют лес, а потом и вовсе забывают, списывают с баланса – за ненадобностью.

Однако в 1960-е польский участок канала  реконструировали и он стал Меккой туристов-водников. В 2004–2006 годы и белорусская часть Августовского канала также переживает масштабную модернизацию. Район канала становится для иностранцев зоной без визы – число путешественников медленно, но неуклонно растет, появилось сразу нескольких видов туризма – экологический, экскурсионный, спортивный.

Непревзойденной красотой и девственной чистотой отличаются природные ландшафты вокруг Августовского канала. Здесь раскинулись прекрасные хвойные леса и озера. Большинство туристов предпочитают путешествовать по каналу на байдарках, каноэ, моторках и ловить рыбу.

На белорусской части Августовского канала действуют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза.

Шлюз Домбровка  расположен рядом с одноименной деревней. На этом участке сформирована развитая туристическая инфраструктура. Здесь есть парк, аренда байдарок, возможность покататься на теплоходе, беседки, зона отдыха и многое другое. Недавно открылся небольшой музей, его экспозиция расскажет об истории канала, познакомит с жизнью белорусов XIX века.

Между деревнями Соничи и Черток канал покидает русло частично спрямленной реки Черная Ганча, которая круто поворачивает на север. Для того чтобы возродить резкие перепады реки, на ней установлен шлюз-регулятор Черток. Еще одна задача этого водосброса – подстраховывать шлюз Куркуль в годы особенно сильных паводков и сбрасывать паводковые воды в старое русло Черной Ганчи. Через Черток проходило разветвление дороги Сопоцкин – Калеты – Сейны.

Первоначальные чертежи этого гидротехнического сооружения не сохранились, поэтому вероятное время окончания постройки – 1831 год. Во время Великой Отечественной войны шлюз-регулятор  был полностью разрушен. Его пришлось отстраивать заново. Восстановительные работы завершились в 2006-м, и обновленный деревянный распределительный шлюз вновь занял свое место перед водопропускной трубой на дороге Соничи – Рынковцы. Появился и новый автомобильный мост через канал у деревни Соничи.

Шлюз-регулятор Куркуль расположен на сотом километре канала, в полутора километрах от шлюза Немново и является частью его комплекса.

Куркуль построен после корректировки первоначального проекта Августовского канала и должен был обеспечивать сброс паводковых вод весной на отрезке Домбровка – Черток – Немново, что гарантировало бы нормальную работу судоходного шлюза Немново во время навигации. Речушка Осташанка, в которую сбрасывался избыток воды, после строительства шлюзов Куркуль и  Черток превратилась в настоящий обводной канал.

В 30-е годы минувшего века, когда была прекращена эксплуатация шлюза Немново, вся масса воды из Августовского канала сбрасывалась через Куркуль. В результате ниже него возникло дикое русло.

Водоспуск  реконструирован в 1935 году. Проведенные капитальные работы кардинально изменили внешний вид: вместо старой конструкции установлена бетонная плита, опирающаяся на сваи, каменная кладка укрепила дно, появились гранитные блоки на стенах для защиты от льдин.

В 1988 году восстановлением шлюза занимались энтузиасты Ян Зажецкий и Тадеуш Урбанюк, чьи предки раньше работали на Августовском канале. Они самостоятельно отремонтировали распределительные механизмы. Окончательная его реставрация завершилась уже в наше время. В 2004–2006 годы Куркуль полностью переустроен. Шлюз интересен тем, что он реставрирован и сдан в таком же состоянии, каким его создали строители 170 лет назад. То есть никакой современной техники или новых механизмов на нем нет.

Возле водосбросного сооружения открыт для туристов домик смотрителя. Он рассчитан на 10 мест.

В шести километрах к северо-востоку от городского поселка Сопоцкин, в километре к юго-западу от деревни Лесная на канале находится шлюз Волкушек. Строили его в 1824–1839 годы, реконструировали в 2004–2006-х. Здесь туристы могут увидеть солнечные часы XIX века. Циферблат –  огромная каменная глыба. Реставраторы заменили пластины, выставили главную стрелку. Украсила раритет застывшая в металле лесная ящерица. 

Есть версия, что это самые старые действующие солнечные часы в области. По легенде, их в начале XIX века установил генерал Игнатий Прондзинский, который в то время заведовал работами по устройству Августовского канала, в честь любимой женщины. 

У деревни Лесная, что находится ниже по течению от шлюза Волкушек, есть такая достопримечательность, как паром. Канал разделил селение на две части, а объединила левый и правый берег паромная переправа. 

На территории четырехкамерного шлюза Немново заканчивается Августовский канал. Сразу за ним его русло впадает в Неман. Шлюз этот самый высокий и большой из 18 своих «собратьев». Длина его – 43,5 метра, перепад воды составляет почти 10 метров, а шлюзование занимает больше часа.

Первоначально он проектировался как двухкамерный, однако в 1833 году подрос – появилась третья камера. А в ходе реконструкции в начале двухтысячных в связи с понижением уровня Немана была достроена еще одна – четвертая. Именно здесь можно увидеть всю мощь гидравлического сооружения. Во время шлюзования теплоходы и байдарки поднимаются на высоту трехэтажного дома порядка десяти метров.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.