Мы и мир

№21 от 21 мая 2020 года

Нам бы «АББУ!»
Нам бы «АББУ!»

Я принадлежу к поколению настоящих рокеров! Не тех, что носят кожаные косухи и перманентно завитые волосы, а более ранних. Тех родных исчадий хард-рока – в естественных прическах а ля-мушкетер, в ботинках на платформе а ля-Deep Purple и свободно ниспадающих брюках клеш. В хард-роке, рожденном «под землей», то есть underground, есть вырвавшаяся наверх свобода и агрессия, но есть и эстетское стремление к красоте и совершенству. И поэтому в роке еще правит бал мелодия, красивые гитарные риффы, блюзовая основа и философичность, передаваемая не столько словами, сколько чувствами и ассоциациями. Отсюда «психоделичность» рока, то есть обращение к психике слушателя, доведенное до совершенства в таинственных композициях Pink Floyd.

Но если вы хотите чистого рока,  слушайте Deep Purple и гитарные сомнамбулические соло Ричи Блэкмора! Забота о душе слушателя, о его ассоциациях неизбежно приближала истинный хард-рок к классической музыке. Лучше, тоньше и мощнее всех это уловил и сыграл гитарист Ричи Блэкмор, которого я зову Паганини нашего времени. Кто еще мог сыграть божественную мелодию на одной струне, кроме этих двух виртуозов?

Можно  сказать, что тяжелый рок – это классика для огромных масс; это музыка, берущая стадионы за фибры души и властно влекущая ввысь, к совершенству. Да, тогдашний слушатель был куда более… не хочу сказать образованным, но уж точно более подготовленным, чем нынешний потребитель попсы. Можно ли себе представить, чтобы сегодня многотысячная толпа фанов вдруг замирала, вслушиваясь во внезапно наступившей тишине в трехминутное одиночное триммирование Ричи Блэкмора на гитаре, понимая, что вот сейчас на их глазах виртуоз творит чудеса. И достигает совершенства…

Хеви-метал тоже родился из хард-рока. Блэкмор придумал длинные, все набирающие темп гитарные соло. Они у него были то мощные, как удары «топора» (так на сленге музыкантов зовется гитара), то мечтательные, как фуги Баха.  Другой гитарист – Тони Айомми из британской же Black Sabbath – взял из всего этого богатства первую, агрессивную часть, и взвинтил темп. Так получился хеви-метал! С тех пор в википедиях пишут, что, дескать, основали жанр англичане. И это неверно! Да, Тони Айомми жил и родился в Англии, но настоящее его имя – Фрэнк Антониони, и он итальянец по крови.  Он возвел рок на ту высокую ноту, что и неаполитанские теноры, и посему назовем его –  Карузо рока и метала!

К чему я это рассказал? А к тому, что даже в 1970-е, в невероятную эпоху музыкального расцвета и рокового пиршества, когда царили и щедро нас одаривали своими шедеврами такие «монстры», как Deep Purple,  Pink Floyd, Black Sabbath, Led Zeppelin, Uriah Heep, Queen, The Who, Manfred Mann`s Earth Band и др., в общем, в ту благословенную пору, когда поп-музыка раскручивалась сладкими «сиренами» из Boney M,   Dschinghis Khan, Bee Gees и Eagles и когда Игги Поп еще только нащупывал свой альтернативный рок, а Фредди Меркьюри еще не украл глэм-рок у Kiss, в общем, даже тогда  все рокеры, от классических до панков, и в их числе я, мы все неизменно снимали шляпы, ценили, уважали, да что там… любили шведскую «простенькую» диско-группу АВВА!

Нет ничего ценнее, чем талант, искренность и натуральная красота.

Что в музыке, что во плоти! А эти две шведки были настоящими красотками. Как сахар, белый и темный, как запретная мечта ловеласа, как шампанское и коньяк, как «червы» и «пики» в пасьянсе любви – обе девушки составляли один музыкальный пьянящий коктейль. И никто не мог отказаться его пригубить! Агнета Фельтског и Анни-Фрид Лингстад – их имена трудно произнести, но, Боже,  как же сладостно их слушать!

Двое парней,  Бенни Андерссон и Бьёрн Ульвеус, поставляли красоткам прекрасные мелодии и мастерски отточенные аранжировки. Со словами дела обстояли чуточку хуже. К тому же чувствовалось, что это перевод со шведского на английский! Но, скажите, какой мужчина будет вслушиваться в слова таких обольстительных певиц? А девушки! Какая из них будет подбирать эпитеты, почувствовав себя наяву «Танцующей королевой»?

Даже носителям языка, англичанам, наплевать и на перевод, и на смысл, и на шведский акцент, раз на днях они дружно проголосовали за то, что именно «АББА» спела «величайшую в истории Евровидения песню». Британцев не смутило и название сингла  – «Ватерлоо» – которое напоминает им, что, даже победив Наполеона, они за долгих два столетия так и не стали на континенте «своими» европейцами!

«В этом году нет Евровидения? – сказали отделившиеся недавно англичане. – Прекрасно! Так давайте же слушать «АББУ», тем более после их победы в далеком 1974-м все Евровидение, по большому счету, можно было и закрыть».

А вы как думаете? И какой итог вы подобьете полувековой массовой культуре Запада?



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Рынок – вот что развивало капиталистическую гражданскую авиацию. Он же ее погубит.

Германия оказалась вынужденной принести официальные извинения после того, как «стерла» Израиль с карты, опубликованной в рамках немецкого военного отчета Службы военной контрразведки. Дело в том, что эту страну изобразили в том же цвете, что и соседнюю Иорданию.

Если Победа общая, то незачем ее делить. Нельзя «приватизировать» священный огонь и память – тут же затухнет и то, и другое; а нужно только поддерживать их.

Сегодня Капитал в рабочей среде, в трудовой интеллигенции и вообще среди миллениалов культивирует трудоголиков. Пашущих и 10, и 15, и 24 часа.