Экономика

№14 от 05 апреля 2012 года

Базовый императив
Базовый императив
Утром 1 апреля нынешнего года многим белорусам было не до смеха. Они ждали этого дня с нескрываемой тревогой. Да и как иначе, если оппозиционные политологи и экономисты в один голос стращали и предпринимателей, и обывателей тем, что с повышением базовой величины до 100 тысяч рублей неминуемо в три раза возрастет арендная плата и, соответственно, на столько же повысятся цены в магазинах и на рынках. Но вот день «Х» прошел, за ним другой, третий, а ценового обвала, вопреки всем предсказаниям нострадамусов от оппозиции, в стране не произошло. Цены остались на прежнем уровне, а в сетевых магазинах в рамках предпасхальных акций и вовсе прилично снизились на многие товары.
Так из-за чего же разгорелся сыр-бор, почему людей в течение трех месяцев лихорадило не на шутку? Ведь, в конце концов, апокалиптические экзерсисы нашей оппозиции на экономические темы для белорусов давно не в диковину. А дело, полагаю, в том, что большинство из нас прекрасно отдавало себе отчет в том, что повышение базовой величины — давно назревший, говоря словами Канта, категорический императив. Ибо этот показатель применяется для исчисления многих нормативов в сфере трудовых правоотношений, определяет размер штрафов и пошлин. Не случайно он фигурирует более чем в 200 нормативных актах, действующих в Беларуси. Причем в 2002 году, когда базовая величина была введена, предусматривалось, что ее размер ежегодно должен индексироваться на коэффициент инфляции. До 2007 года так, в общем-то, и было, базовая величина постепенно увеличивалась. Но начиная с 2007-го, достигнув 35 тысяч рублей, она «замерла» на этой отметке, несмотря на то, что уровень зарплат и доходов вырос с той поры в разы. Однако правительство, убаюканное ростом основных макроэкономических показателей и относительно невысокой инфляцией в стране, упорно «держало» базовую. И только сильнейший финансово-экономический кризис минувшего года вынудил его «отпустить» ее. Правда, «отпускать» при этом пришлось уже не на проценты, а почти в три раза. Естественно, подобный «большой скачок» вызвал определенную обеспокоенность у населения. К сожалению, своевременных внятных комментариев со стороны правительства и Министерства экономики относительно того, что повышение базовой величины не спровоцирует роста цен, не последовало. Между прочим, вот так зачастую и рождается паника на потребительском рынке.
Что же касается предпринимателей-арендаторов, то в отношении их вполне применима поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Трехкратное повышение базовой величины вызвало появление на минувшей неделе президентского указа, формирующего прозрачный и предсказуемый механизм изменения арендной платы. Отныне она будет определяться на основании нового показателя — базовой арендной величины, которая с 1 апреля установлена в размере 54 тысячи рублей. В дальнейшем она будет ежегодно меняться, но не произвольно, а исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему. Кстати, нынешний размер базовой арендной величины рассчитывался именно в соответствии с данным критерием. Иными словами, теперь предпринимателям, арендующим недвижимость, находящуюся в государственной собственности или в собственности ОАО с преобладающей долей государства, не придется гадать, какой будет арендная плата с 1 апреля каждого следующего года. Понятно, что для нормальной работы это имеет огромное значение.
Важно и то, что если арендатор произведет какие-либо улучшения в арендованном помещении, это не повлечет за собой увеличения размера арендной платы, как не раз бывало раньше. Таким образом, на деле обеспечивается защита его кошелька от возможных посягательств не в меру ретивых арендодателей.
В указе главы государства содержится и еще одна важнейшая норма. Отныне государство не будет регулировать размер арендной платы за торговые места на рынках и в торговых центрах, находящихся в частной собственности. Формирование арендной платы за такие места будет осуществляться в соответствии с положениями Гражданского кодекса Беларуси по соглашению сторон.
Примечательно в этой связи, что, например, в Минске резкого роста арендной платы за торговые места на частных рынках и в торговых центрах не ожидается. Поскольку, как отметил заместитель председателя комитета экономики Мингорисполкома Александр Калиновский, для этого «нет объективных оснований». Тем не менее, столичные власти сделали шаг в верном направлении, проведя накануне принятия указа переговоры с руководителями всех негосударственных торговых объектов города, в ходе которых рекомендовали сохранить существующий уровень арендной платы. По словам представителя мэрии, к этой рекомендации прислушалось абсолютное большинство арендодателей за исключением торгового центра «Паркинг». Его руководство решило увеличить базовую ставку аренды до 100 тысяч рублей, что, естественно, вызвало недовольство арендаторов. Ситуацию удалось локализовать, достигнута договоренность о том, что в ближайшее время предприниматели совместно с администрацией центра будут готовить новые документы по этому вопросу.
Данный факт, к слову, весьма показателен. Ведь власти неоднократно упрекали прежде в том, что они, дескать, вмешиваются в дела предпринимателей. Ну что же, государство предоставило последним полное право действовать самостоятельно, в том числе в конфликтных ситуациях. Так что, господа предприниматели, как поется в песне, «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.