Духовность

№12 от 19 марта 2020 года

Ответ на любовь и жертву
Ответ на любовь и жертву

К празднованию 550-летия Жировичской иконы Божией Матери и своего 500-летия Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, ставший духовным центром христианства Беларуси, продолжает хорошеть. Идет реконструкция братского корпуса, один этаж которого отдадут под гостиницу для паломников. Поражает и размах благоустройства центральной площади агрогородка, раскинувшегося на живописных холмах, где вскоре появится восстановленное озерцо.

Всевидящее око

Десятки людей в спецодежде, защитных касках, экскаваторы, самосвалы и другая техника обновляют не только площадь, но и колокольню, возведенную через дорогу от монастыря. Одетая в леса, она смотрит на притормаживающих у монастырской калитки Всевидящим оком: признаюсь, таких символов на православных святынях ранее не приходилось видеть...

– Всевидящее око на колокольне – это христианский символ, о котором говорится в Псалтире: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18). – это символ всеведения Божия, от всеведения Его никому не скрыться, – уточняет иеромонах Евстафий. – Око Господне начали размещать на иконах, алтарях еще с XVII века. Возможно, данное изображение более характерно для западной христианской церкви… Но влияние католической церкви на православную живопись не удивительно: у западных и восточных христиан тысяча лет общей истории: мы разделились на православных и католиков только в ХI веке.

...Наша встреча с отцом Евстафием состоялась после утренней службы в монастырской Свято-Никольской церкви. Здесь и находится главная святыня – икона Божией Матери «Жировичская». Нам также удалось побывать на службе, правда, почти на самом ее окончании, тем не менее впечатления от нее остались самые светлые. У чудотворной иконы горели свечи, священники читали молитвы, семинаристы пели псалмы. Миряне и монахи, среди которых был и наш гид по монастырю – иеромонах Евстафий, все стояли рядом и молились… Вот и я со службы вышла сбалансированной внутренне, если не сказать просветленной.

Напомним, иеромонах Евстафий (Халиманков) – один из 36 монахов Свято-Успенского Жировичского монастыря. Со дня открытия обитель ни разу не закрывалась, храня преемственность традиций на протяжении пяти столетий. Жизнь ее насельников  всегда была закрыта от посторонних глаз.

Братии монастыря людское внимание ни к чему. Однако для того, чтобы общество узнало побольше о обители и его святыни, наместник архиепископ Гурий и благословил знакомого нам отца Евстафия рассказать об этом.

Воскресшая Ирина

С иеромонахом, имеющим к высшему богословскому еще и высшее светское образование (Университет культуры), беседовать очень интересно. Отец Евстафий, будучи преподавателем семинарии, много знает и имеет свою точку зрения на важнейшие события в жизни Церкви и страны. На этот раз мы решили поговорить о главной имениннице предстоящих майских празднований – иконе Божией Матери и... чудесах, которые свершались с молящимися чудотворному образу.

Так были чудеса или все же их не было? Исцелял ли обретенный образ молящихся?

– Конечно, чудеса, в том числе чудеса исцеления, были, – отмечает собеседник. – Существует их хроника, где первые записи датируются XVI веком. Самое раннее из чудес – это воскрешение Раины (в крещении Ирины) Войнянки – дочери пинского вельможи, шляхтича, которая была при смерти, когда ее везли в монастырь, чтобы помолиться о выздоровлении девушки. По дороге она умерла. Убитые горем родители попросили отпеть ее и начали молиться. И вдруг перед чудотворной иконой их дочь воскресла, а когда  выздоровела, то дала обет посвятить себя Богу. Это чудо так поразило короля Стефана Батория, что он распорядился, чтобы Ирина стала игуменьей православного монастыря святой Варвары в Пинске.

Документально первые из чудес зафиксированы в книге жировичского иеромонаха Феодосия «Гистория, або Повесть людей розных, веры годных, о образе чудовном Пренайсвятейшое Девы Марии журовицком в повете Слонимском». Сегодня она хранится в библиотеке академии наук в Санкт-Петербурге. Там же находится и книга «Образ чудотворны Пресвитой Богородицы в Жировицах», написанная архимандритом Иосафатом.

– Чудеса происходили, но их не всегда аккуратно фиксировали, – отмечает отец Евстафий. – Однако в монастыре всегда старались расспрашивать людей: кто что помнит… У нас и сейчас есть такая книга записей, которая хранится в Свято-Успенском соборе монастыря. В ней люди оставляют свои записи, если хотят засвидетельствовать о свершившемся чуде.

О детях и здравии

О каких чудесах, свершившихся благодаря молитвам чудотворному образу Матери Божией Жировичской, чаще всего пишут наши современники? 

– В основном это благодарности Богу за то, что у семейных пар после долгих лет брака наконец родился ребенок. В XXI веке бездетность женщин и мужчин – очень распространенное явление. Я знаю много случаев, когда пары приезжали к нам молиться перед иконой Божией матери, а потом через какое-то время мамочки беременели. Не так давно у меня на исповеди был мужчина из России, который рассказал, что они с женой живут вместе уже несколько лет, а детей все нет, поэтому добрые люди ему посоветовали приехать в наш монастырь. Через несколько месяцев после его приезда к нам его супруга забеременела.

Собеседник также рассказал, что многие просят о здравии своем и близких: у кого-то болит спина, ноги, непорядок с разными органами: обычные человеческие немощи, освободиться от которых люди просят Господа и Матерь Божию.

– Некоторые потом свидетельствуют в этой вот рукописной книге: молитвы помогли! – отец Евстафий продемонстрировал фолиант, отражающий историю чудесных явлений.

Болезни и грехи

А бывали ли исцеления от таких серьезных заболеваний, как сердечно-сосудистые и онкологические, которые давно стали причиной смертности в нашей стране?

– Да, и такие случаи бывают, но нечасто, – ответил журналисту преподаватель Священного писания и Евангелия отец Евстафий и добавил: – На мой взгляд, в последние годы список чудесных исцелений от болезней сократился. Это раньше люди, не имеющие доступа к медицинской помощи, больше уповали на Бога. Теперь человек идет к врачу и благодаря успехам современной медицины выздоравливает.

Наш собеседник уверен, что человеку даже полезна болезнь:

– Я сам перенес сложнейшую операцию на сердце, и мой сосед по палате удивился тому, что мне, насельнику монастыря, где есть чудотворная икона, пришлось лечь под скальпель кардиохирурга… Я ответил ему, что болезнь эта была мне необходима. Она дается нам за наши грехи: монахи – тоже грешные люди...

...Кстати, перед беседой с иеромонахом на монастырском дворе мне встретилась монахиня Иоанна –  бывшая сестра милосердия, которая излечилась несколько лет назад от онкологии, молясь у чудотворной иконы Жировичской Божией Матери. Теперь она служит недалеко – в женском ските преподобного Амвросия Оптинского… Такие вот встречи.

К сожалению, интересную беседу пришлось завершить. Нас ожидала встреча в Православном центре реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис Сосновка», о котором мы расскажем в одном из номеров.

Пост как жертва...

После возвращения из Сосновки мы заглянули в монастырь и попали аккурат к обеду: нам пообещали приоткрыть одну из страниц монастырской жизни. Показать, как и чем в Великий пост питаются монахи и, может, даже дать пару рецептов...

И вот мы в трапезной, которую уже покинули большинство обедающих, но несколько монахов еще были за столом. Отмечаю, что здесь уютно: приятный интерьер дополняют цветы в вазах и чтение жития святых, которое закончил перед нашим приходом один из монахов…

– В основе каждой религии лежит жертва, – заполняет паузу иеромонах Евстафий, сопровождающий нас по обеденному залу. – Мы в ответ на любовь и жертву Христа отвечаем ему своей любовью, некой жертвой, которую мы Ему приносим. В частности, такой жертвой может быть и пост.

Пока коллега фотографирует нетронутые блюда (часть монахов не пришли), осматриваю обеденный зал: обычно сюда таким, как мы, вход воспрещен.

Признаюсь, обед удивил. Да, без мяса, рыбы и морепродуктов, но ощущение изобилия не покидает. Чувствуется, что все приготовлено с любовью. На тарелках – наваристый грибной суп, в фарфором блюде – тушеный картофель с грибами. Консервированные помидорчики, огурчики, хрен. На отдельных тарелках –  свежие помидоры, огурцы, зелень. В салатниках-розеточках сложные салаты с капустой, красным перцем и другими овощами и травами, зеленым горошком. Рядом – монастырский хлеб, ароматная выпечка, коржики с начинкой из джема и в глазури. Ясно, что мужчина из-за такого стола встанет сытым.

– Это обычный обед в пост,  – отмечает отец Евстафий. – Он в этот день отличается тем, что в блюдах нет подсолнечного масла. Все, что вы видите на столе, сделано в основном из того, что выращивается у нас на огороде. Обед, кстати, обязателен, в отличие от завтрака.

...и не повод для уныния

Как человек не запасливый и не очень умеющий готовить, я, бесспорно, проигрываю монастырским поварихам и пекарям, которыми (а также местными закромами) руководит очень милая, но энергичная и грамотная сестра Лидия Николаевна.

…Стараемся больше не докучать обедающим. Уходим из одной трапезной и попадаем в другую. Это монастырское кафе – его двери выходят
на агрогородок. Здесь часто обедают учащиеся местного колледжа, паломники и просто случайные путники... 

Встретившая нас Лидия Николаевна предлагает угоститься чем бог послал.

А это аппетитный салатик, наваристый суп с шампиньонами, такой, кстати, как стоял в монашеской трапезной. Поразило и второе блюдо с пюре, овощами и котлеткой из соевого фарша. Все же сытна и вкусна монастырская еда!

Когда попросили у Лидии Николаевны особый монастырский рецептик, та засмущалась и заторопилась: нужно было кормить прибывающих на обед студентов:

– Да самая обычная – простая еда, – сказала монастырский «шеф-повар».

На обед – первое, второе, каши, супы, соевые подливы, компоты, морсы. В меню всегда грибы. Сегодня блюда без растительного масла, а вот во вторник, четверг, субботу и воскресенье – с маслом. На Благовещение и в Вербное воскресение готовим блюда из рыбы, а в Лазареву субботу, которая стоит перед Вербным, подаем и красную икру. Продукты в основном свои, монастырские, которые заготавливаем с лета и осени. А вот сою закупаем, а также принимаем в дар от благодетелей. Прошлый сезон был грибным. Заготовили много. Хватит не только на Великий пост. Кстати, мясных блюд монахи вообще не едят. Но для паломников и студентов их готовят.

Вот такие секреты монастырской жизни нам удалось узнать во время нашей второй поездки в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь. Все с молитвой – четко, размеренно, основательно –  и никакого уныния, которое, кстати, является одним из смертных грехов.

В следующий раз расскажем о буднях Православного центра реабилитации «Анастасис Сосновка», которым руководит выпускник Жировичской духовной семинарии.

Фото Леонида ЩЕГЛОВА




Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Жировичская икона Божьей Матери и Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь – культурное наследие Беларуси.

В Институте теологии имени Святых Мефодия и Кирилла состоялся круглый стол...

Президент Беларуси Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и специальные премии деятелям культуры и искусства 2015 года. Церемония награждения состоялась 12 января во Дворце Республики.

Однажды в детстве увидела телепередачу, в которой рассказывалось о силе колокольного звона, о его влиянии на душу и тело человека. Была впечатлена увиденным. С тех пор, когда слышу мелодичные удары, открываю окна.