ЭКОлогика

№4 от 23 января 2020 года

C «улыбкой «Теслы» за рулем
C «улыбкой «Теслы» за рулем

Вадим Шут – один из первых обладателей автомобиля «Тесла» в Беларуси. Мы прокатились с ним по столице в шикарной Model S и на себе испытали энергию знаменитого электрокара!

Разгон на 5 секунд

С Вадимом Александровичем встречаемся на его минской станции техобслуживания электромобилей. Во дворе – Nissan Leaf, Chevrolet Bolt и другие электромобили. Но наше внимание естественно привлекает шикарный Tesla Model S черного цвета… Подхожу к этому красавцу и по привычке пытаюсь схватиться за ручку. А ее нет. Вадим Александрович вынимает из кармана ключи – маленький стильный брелок в виде уменьшенной копии автомобиля.

– Ну что, прокатимся? – улыбается он.

Мигом запрыгиваем в машину. Ее салон кажется пустым: на месте ручника и коробки передач – ничего. Вадим Александрович легким движением руки отправляет на это место… свою шляпу.

На передней панели из привычного – лишь кнопки аварийки и бардачка. Все остальное заменил огромный дисплей. На экране можно отрегулировать освещение, подвеску и даже тормоза. Одно нажатие – люк на крыше медленно открывается, и мы любуемся ясным небом…

«Тесла» бесшумно трогается с места. И вот мы уже едем по столице на одном из самых крутых электрокаров мира. Что скрывать, приятные ощущения…

– Когда я четыре года назад купил «Теслу», чувствовал себя, словно рыбка в аквариуме: едешь, а все тебя разглядывают, – вспоминает Вадим Александрович. – Сейчас уже никто не удивляется.

– Есть модели «Тесла», которые разгоняются до сотни за 2,5 секунды...

– Хм. Поверьте, для незабываемых ощущений вам хватит и пяти… – водитель давит на газ, и нас моментально вдавливает в кресло, а щеки стремятся достать уши и лицо «смеется»! Вот это драйв! Так вот что означает выражение «улыбка «Теслы»! Страшно даже представить, как бы мы «улыбались» на автобане…

Копейки на ремонт

На светофоре машина притормаживает.

– А вот сейчас я отпустил педаль газа, машина отдыхает и электроэнергия возвращается обратно в батарею. Это называется рекуперацией, – поясняет Вадим Александрович. – Поскольку машина тормозит мотором, колодки почти не изнашиваются.

– А как вообще вы ремонтируете свой электромобиль ?

– За три года на ремонт и обслуживание «Тесла» моей жены потратили копейки. Здесь ведь не нужно ни масло менять, ни фильтры. Машина проехала 70 тыс. километров, а мы пару раз подвеску только ремонтировали – и то по-мелочи. До этого на «Ситроене», БМВ ездили – большие деньги отдавали за ремонт. То колодки поменять, то сцепление...

– Не хотите купить машину с автопилотом? Или в Беларуси пока нет с хорошим?

– Почему, уже есть. Все модели, начиная с 2016 года, выпускаются с автопилотом. Можно вообще ничего не делать за рулем. Удобно в пробке. В потоке здорово – нажал кнопку, музыку слушаешь. Правда, на нашей разметке программа автопилота иногда не видит полосу и препятствия… Я вообще водитель старой закалки, меня автопилот напрягает. Машина сама перестраивается, сама резко разгоняется, сама тормозит... Руки так и тянутся к рулю! Подсознательно сложно доверить свою жизнь технике.

Мобильник вместо ключа

Прокатившись по городу, возвращаемся на СТО Вадима Александровича. Его специалисты, между прочим, одними из первых в Беларуси занялись ремонтом электромобилей, и в частности «Теслы». Специально купили и разобрали до винтиков первую машину, долго изучали «внутренности», а после добавляли функции и меняли технические параметры...

– До этого ремонтировали обычные автомобили. Конечно, было тяжело делать первые шаги, – вспоминает замдиректора СТО Виталий Горегляд. – «Тесла» – это другой мир. Нужно понимать, что у этого автомобиля есть свой софт, его практически невозможно диагностировать, потому что все управление зависит от электроники. Машина управляется сугубо компьютером. «Tесла» постоянно обновляется: по wi-fi добавляются новые функции. В общем, эта машина – как дорогой гаджет. 

– А что делать, если потерялся ключ от машины?

– Им пользоваться не обязательно. Открывать и заводить машину можно и без ключа: устанавливаете приложение, заводите свой аккаунт. Очень удобно. Можно даже дистанционно позволить другому человеку завести автомобиль. Например, недавно мой знакомый улетал в командировку за границу. Попросил забрать машину из аэропорта и зарядить. Он просто открыл ее для меня через телефон…

Машина нашего времени

– Вадим Александрович, за электромобилями будущее?

– Во всем мире это уже настоящее. У нас пока все же есть сложности с продвижением электротранспорта. В первую очередь это касается зарядных станций. Пока большая часть владельцев электромобилей живут в частных домах и имеют собственную зарядку. Дома заряжаться – никаких проблем. У меня три машины заряжаются ночью, и все отлично. Поначалу, правда, были сложности с сетью: включал машины в розетку, и вся деревня могла остаться без света. Сейчас сеть поменяли. А вот если у тебя нет своей зарядки, то это, мягко говоря, некомфортно.

– В Беларуси уже около 250 зарядок, этого не хватает?

– Из них 200 – с переменным током. К сожалению, пока эта не та мощность, с которой можно чувствовать себя комфортно, перемещаясь на большие расстояния. Сами понимаете, три часа простоять с «Теслой» на зарядке, а потом проехать всего 100 километров – это не классно. Поездишь по делам день по городу, а вечером нужно за другом в аэропорт, и понимаешь: туда доберусь, а обратно без дозарядки никак... Любой человек хочет купить вещь такую, чтобы ему было выгодно и комфортно. Поначалу я и сам ездил к этим зарядкам. А потом посчитал: за год провел тридцать суток на зарядке… Так где же выгода? Где комфорт? Хотя нельзя сказать, что развитие по части заряда электрокаров в нашей стране не идет. Компания «Белоруснефть» установила несколько зарядок, которые «дают» 250 километров за час, и уже есть станция на постоянном токе, которая может зарядить электромобиль на 650 километров за час!  

На современных суперчарджах (супербыстрые зарядки на постоянном токе, которые устанавливает компания Tesla) полбатареи можно пополнить за 20 минут. В прошлом году был в Шанхае, там на стоянке возле крупного бизнес-центра стоят 50 суперчарджей. Мне стало интересно: зачем столько в одном месте? Оказалось, так выгодно. В каждом суперчардже стоит накопитель. В часы минимальных нагрузок они собирают энергию. Как только городу нужна энергия, она поступает из суперчарджей (как из аккумуляторов)!

Мы не могли уехать домой, не увидев легендарные «крылья сокола» – открывающиеся вверх задние двери кроссовера Tesla Model Х. Впечатляющее зрелище! Нехотя возвращаемся в реальность и садимся в свой скромный автомобиль с ДВС… С мечтой о далекой альтернативе. Или не такой уж далекой? Скажи нам лет пятнадцать назад, что у каждого в кармане будет крутой смартфон, который еще и фотографирует, вряд ли бы мы поверили… Так и с электромобилями – это как раз тот случай, когда будущее не остановить.

Фото Оксаны МАНЧУК



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Компост – это вещество, полученное в результате разложения органических отходов растительного и животного происхождения. По сути, это земля с улучшенными свойствами, богатая азотом, кальцием, фосфором и другими полезными минералами.

Мой трехлетний ребенок в этом году уже дорос до такого праздника, как Новый год, и с нетерпением ждет подарков под елкой.

Со временем поняла, что переработка – это всего лишь «выгребание воды из тонущего судна». Бороться с отходами необходимо еще в магазине, то есть не покупать лишнего.

Многие возмущаются, когда видят, как мусоровоз сгружает три контейнера со вторсырьем в один бак. Мол, какой тогда смысл все сортировать? Смысл есть. Действительно, во многих городах нашей страны сбор вторсырья налажен именно таким образом. Уже потом на сортировочной линии его вручную распределяют на конвейерной ленте.