Культура

№4 от 23 января 2020 года

«Я стеснялась получать стипендию во ВГИКе»
«Я стеснялась получать стипендию во ВГИКе»

С народной артисткой Российской Федерации Валентиной Теличкиной мы встретились в Санкт-Петербурге на XXVII фестивале «Виват кино России!», где она получила приз «Признание» за впечатляющую галерею женских образов в отечественном кино. Поговорили с ней на различные темы, например, о времени, «когда кино не стало», о подражательстве среди актеров.

– Вы родом из крестьянской семьи. Откуда появилось желание стать артисткой?

– Такая, видимо, у меня судьба. В три года воспитательница детского сада научила частушкам. Поначалу меня ставили на табуретку, я пела, мне громко аплодировали. И это желание получать аплодисменты заставляло учить новые песни, стихи, плясать. Стала выступать на школьной сцене. И если в жизни  могу теряться, то на сцене всегда органична. Как и во время съемок. Когда слышу: «Камера, мотор», – всегда перевоплощаюсь, стеснение уходит.

– Валентина Ивановна, правда, что после поступления во ВГИК вы стеснялись получать стипендию?

– Да. Поначалу мне казалось неправильным то, что за учебу в лучшем вузе мне еще и деньги платят! Я действительно испытывала неловкость по этому поводу. В институте стипендию выдавали два дня. Но несмотря на то, что жила я только на эти деньги, никогда не бежала получать их в первый день – мне было стыдно. Родители только время от времени к моей стипендии в 26 рублей присылали еще десятку, им и так было трудно.

– Как вышло, что еще студенткой начали сниматься в фильме «Журналист», роль в котором и стала вашей визитной карточкой?

– Когда Герасимов приступил к работе над «Журналистом», в роли Вали Корольковой уже снималась другая актриса.

А так как Сергей Аполлинариевич был заведующим кафедрой во ВГИКе, он и Тамара Макарова посещали все курсовые, экзамены. Я помню, как еще на первом курсе к нам на экзамен пришла Макарова и очень внимательно всех просматривала. У меня был  смешной этюд. Тамара Федоровна так хохотала, что чуть со стула не упала! Она убедила Герасимова посетить нас уже на втором курсе  и заодно оценить, подойду ли я для съемок в «Журналисте». Он пришел. Помню, как после экзамена, подойдя ко мне, поцеловал в лоб, поздравил с успешной сдачей: «Будешь артисткой, будешь». А Тамаре Федоровне сказал: «Не хочу приглашать ее на съемки. Она, конечно, дивная девочка, но мне такая не нужна».

Герасимов провел пробы на роль среди многих актрис, утвердил одну из них, уехал со съемочной группой на Урал. Там успел уже с выбранной актрисой снять два эпизода. А я в это время снималась в Иркутске у Владимира Краснопольского и Валерия Ускова в своем дебютном фильме «Таежный десант». И вдруг приходит телеграмма: явиться на съемки фильма «Журналист». А так как это был Герасимов, то молодые Краснопольский и Усков, которые его очень уважали, легко меня отпустили.

– Вы ведь во многих фильмах, например «Начало», «Пять вечеров»,  придумывали свои фразы, добавляя их в текст роли?

– Многие артисты дополняют свой образ, отчего роль становится ярче. Хорошие режиссеры и утверждают тех актеров, которые могут что-то свое привнести в фильм, а не только слушать режиссера. Ведь это признак того, что актер  прорабатывает образ глубоко. Я всегда, получив роль, начинаю ею жить!

– А вы знали, что в 70-е годы вам многие подражали?

– Честно говоря, не замечала, хоть и слышала об этом. Мне как-то рассказывали, что не только зрительницы, но и некоторые актрисы подражали мне. Например, говорили медленно, как я. Но мне это не нравится. Помню, когда еще училась во ВГИКе,  нам показали фильм «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. После его просмотра несколько человек старались делать все так, как  Джульетта Мазина. Со стороны это выглядело ужасно! Уверена: каждая актриса должна быть индивидуальна, находить в театральных и киноролях что-то свое, особенное. Только тогда на нее обратят внимание.

– Для меня было открытием, что вы прекрасно рисуете, провели уже много персональных выставок. Где-то этому учились?

– Увлечение рисованием пришло в 90-е. Тогда, я считаю, закончилось кино – ведь его делали непрофессионалы,  люди, далекие от кинематографа, поэтому в то время практически не было фильмов, в которых хотелось бы сниматься. А те предложения, которые поступали, для меня, ученицы Герасимова, были оскорбительными.

Взять кисти в руки мне посоветовал… врач. Он дал задание сделать любой набросок. Вспомнила школу, уроки рисования. В итоге что-то набросала, чтобы отчитаться перед доктором. Потом увлеклась рисованием так, что лет 15 не могла остановиться. Это помогало мне пережить отсутствие работы в кино. А потом съемки начали возвращаться, я стала заниматься живописью уже параллельно.

– Помните, как появились сначала бразильские, а потом и российские сериалы. Как к ним относитесь?

– Я радовалась, что начали выходить сериалы! Это дало возможность работать многим актерам. Конечно, среди этих картин есть всякие. Те, которые называют «мыльной оперой», смотреть невозможно, потому что знаешь, как режиссер по всем кочкам проведет героя. Но существуют и другие. В сериале «Бригада» вместе со мной играли Еременко, Безруков и другие молодые актеры, которые потом стали популярными. И проект получился неплохой, востребованный зрителем. А вспомните советские многосерийные фильмы «Вечный зов», «Строговы», «17 мгновений весны». Они ведь были очень хорошие.

– Как относитесь к Беларуси и белорусам?

– Очень люблю вашу страну. Для меня белорусы – прекрасные люди, с чувством собственного достоинства, без фанаберии, очень внимательные, культурные, гостеприимные. В вас нет ерничества. Я влюблена в Беларусь еще со времен СССР, когда снималась здесь в «Денискиных рассказах». Обожаю белорусскую кухню: драники, деревенскую колбаску. Отсюда  всегда привозила настойки в подарок мужчинам, и они были довольны. Желаю вам процветания! Не забывайте, что все  трудности – временные.

Справка «7 дней»

Валентина Теличкина родилась 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской области. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Еще студенткой снялась в фильме «Таежный десант». Популярность пришла после картины Сергея Герасимова «Журналист». Всего на счету актрисы около 80 ролей. Фильмы «Зигзаг удачи», «У озера», «Начало», «Пять вечеров», «Васса», «Где находится нофелет?» вошли в золотой фонд советского кино. Теличкина снялась в телесериалах «Бригада» и «Есенин», которые имели огромный зрительский успех. У Валентины Ивановны прошло несколько персональных художественных выставок.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

«Ошибки, которые люди считают ошибками, часто вовсе такими не являются. Помните Макмерфи, героя книги «Над кукушкиным гнездом»? Он хотел выломать раковину из стены, но не смог. И вот он уходит из комнаты, все эти ребята смотрят ему вслед, а Макмерфи оборачивается и говорит: «Но я хотя бы попытался, черт возьми!». Иногда я думаю, что это отлично подошло бы для моей эпитафии». Кирк Дуглас

Менавіта для мяне тэатр – гэта тое, што цябе хвалюе, ад чаго ты плачаш ці смяешся, пакутуеш. Тое, што прымусіць цябе напісаць сваёй маці, якую некалькі гадоў не бачыў, або пашкадаваць бацьку, які, можа, у дзяцінстве цябе трохі біў рэменем, але, нарэшце, ён нядрэнны чалавек…

Для меня работа в «Иуде» была очень значима, потому что это первая картина, где я работал по-настоящему, полностью окунулся в роль.

Оруэлл считал, что «быть честным и оставаться в живых – это почти невозможно». Я с ним согласен. Ты каждый раз идешь на какие-то мелкие предательства – самого себя, любимой, друзей, государства. Редкие люди имеют смелость и мужество говорить то, что думают, независимо от мейнстрима. Оруэлл и умел, и смел.