Актуально

№50 от 12 декабря 2019 года

Не доверяй – проверяй
Не доверяй – проверяй

Количество киберпреступлений растет: за 11 месяцев этого года только в Минске зарегистрировано 2,7 тыс. фактов. Правоохранители прогнозируют, что в 2020-м страну ожидает увеличение атак, направленных в том числе на получение персональных данных из систем здравоохранения, страхования, образования. Увеличится количество фактов использования вредоносных программ.

О том, какие мошенничества в сфере IT-технологий наиболее распространены и к чему может привести простая человеческая помощь, рассказал оперуполномоченный группы по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Центрального РУВД города Минска Александр Василин (имя и фамилия изменены).

– В чем причина роста количества преступлений в сфере высоких технологий в Беларуси? Люди стали более доверчивы? Или мошенники изобретательнее?

– В большей степени это связано с тем, что технологии развиваются, а вместе с этим появляются и новые виды мошенничеств. Примером этому служат аферы с банковскими картами, от которых уже пострадали многие жители Беларуси: звонит человек, представляющийся сотрудником банка, и узнает какую-то личную информацию. Некоторые ошибочно полагают, что на эту удочку попадаются только пенсионеры. Нет. Доверчивость не зависит от возраста. Интересно, что часто заявители отмечали: мошенники, как специально, звонили именно в тот момент, когда у тех была высокая загруженность на работе. Надо сдавать отчет, а тут еще беспокоят «из банка», начинают говорить о каких-то мошеннических действиях. Вот и получается, что человек, даже не вникая в суть вопроса, передает информацию.

– Какие преступления в сфере IT-технологий наиболее распространены?

– Хищение с использованием компьютерной техники. Вариантов здесь масса. К примеру, летом нынешнего года был распространен следующий механизм. Молодые люди подходили к посетителям торговых центров с просьбой проверить работу сим-карты другого оператора в своем мобильном телефоне. Доверчивые люди, не подозревая о том, что может что-то произойти, давали сим-карты, а мошенники быстро и незаметно устанавливали приложение и оформляли микрокредит на абонента, похищая деньги со счета.

– Получается, простая человеческая помощь может таить в себе опасность. Что делать, если на улице незнакомец просит ваш телефон, чтобы позвонить?

– Нельзя давать посторонним свой мобильный телефон. Ведь помимо сим-карты, с которой могут похитить денежные средства, мошенники могут получить доступ и к приложению «Интернет-банкинг», имеющемуся практически у всех. Но предупрежден – значит вооружен. Когда к вам посторонние люди обращаются с просьбой помочь связаться с мамой, например, советую не выпускать телефон из рук, набрать нужный номер и включить громкую связь. Таким образом вы и доброе дело сделаете, и будете спокойны, что не станете жертвой мошенников.

– Существуют ли правила для использования социальных сетей?

– Пользуясь своим аккаунтом, нельзя переходить по различным ссылкам, особенно на сторонние ресурсы, так как они часто собирают персональные данные. На экране пользователя появляется информация о сбое в социальной сети и предложение повторной авторизации с вводом логина и пароля. Человек, не думая о плохом и ничего не подозревая, вводит запрашиваемые данные и тем самым предоставляет преступнику доступ к своему персональному аккаунту. Далее злоумышленник может написать сообщения друзьям пользователя от его имени с просьбой перевести какую-то сумму на карту, мотивируя это тем, что нужно срочно оплатить интернет, а денег нет. Чтобы не стать жертвой подобных действий, советуем для начала связаться с человеком по телефону и уточнить, присылал ли он текстовое сообщение.

– Как вести себя в киберпространстве, чтобы не стать жертвой мошенников?

– В первую очередь не вводите реквизиты своих банковских карт на незнакомых ресурсах. Лучше всего для платежей и интернет-покупок завести отдельную карту, привязать к сервису и на нее переводить определенную сумму, которую собираетесь потратить. Ни в коем случае не передавайте и не сообщайте никому платежные реквизиты, полный номер карточки и срок ее действия, логин и пароль к интернет-банку и другую персональную информацию. Используйте сложные пароли доступа к учетным записям электронной почты, социальным сетям и другим интернет-сервисам. Не открывайте электронные почтовые сообщения, полученные от неизвестных отправителей, и не запускайте их содержимое, а также не переходите по неизвестным ссылкам.

Совсем недавно мы писали о том, как мошенники крадут у доверчивых граждан деньги с банковских карт. И вот на днях – очередная вишинг-атака в Молодечненском районе.  За несколько минут разговора с лжесотрудницей банка 50-летняя жительница потеряла примерно Br3 тыс. Деньги женщина копила на поездку в санаторий. И внимание: пострадавшая призналась, что слышала (!) о подобной схеме, но уж больно убедительна была мошенница...



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Когда старания ценят – это самый мощный стимул для движения вперед.

Неуверенность в себе – главное препятствие у женщин для открытия своего дела.

Потребительская корзина – понятие условное. По сути это – определенный законодательно на конкретный срок набор продуктов питания, товаров и услуг первой необходимости, которые нужны человеку на протяжении месяца.

Семь самых значимых новшеств наступающего месяца