Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Конкурс
>>>
Совместный проект
>>>
Рекламная игра
>>>



Культура

№49 от 05 декабря 2019 года

Мир без великих ничтожен
Мир без великих ничтожен

На IV Сочинском международном кинофестивале приз за лучшую режиссерскую работу получил Владимир Хотиненко за фильм «Ленин. Неизбежность». Главная награда за лучшую мужскую роль присуждена Федору Бондарчуку, сыгравшему в этой картине. С обладателем престижной премии режиссером Владимиром Хотиненко мы поговорили о кастинге на роль вождя, об основе для сценария этого фильма и том, почему у него не было громкой премьеры.

– Владимир Иванович, какими источниками вы пользовались, создавая фильм «Ленин. Неизбежность»?

– В основном воспоминаниями нескольких десятков русских революционеров, которые посещали кабачок «Кабаре Вальтер» в Цюрихе. Мемуары свидетельствуют: днем вождь революции работал, а вечерами проводил время в этом увеселительном заведении, в котором устраивались представления. На них молодые люди в шутовских нарядах выбегали на сцену и декламировали стихи на абракадабрском языке. А в перерывах читали манифесты о том, что искусство устарело и съедено вшами в окопах войны. И на смену ему придет антиискусство. Эти люди назывались дадаистами, и у Ленина с ними сложились хорошие отношения. Сохранились записи дадаистов о том, что они его считали большим революционером.

Как рассказывали в своих записях очевидцы, Владимир Ильич иногда на сцене «Кабаре Вальтер» играл на балалайке. Сохранились написанные им стихи, которые он сам читал со сцены. Сегодня «Кабаре Вальтер» – это центр современного искусства и магазин сувениров, где, кстати, стоит бюст Ленина. Там я купил футболку с портретом Ильича. В мире не так много масштабных культурных явлений, поэтому к 150-летию Ленина хотелось бы провести вместе со Швейцарией в «Кабаре Вальтер» мероприятие. Бесценны воспоминания людей, которые видели и знали лично Владимира Ильича, а затем вместе с ним возвращались в одном поезде из эмиграции в Россию. В результате обнаружилось столько интереснейших подробностей, позволяющих представить живого человека, а не забронзовевшего, которого нам навязывала советская история. В фильме очень важны детали, поэтому исторический вагон, в котором Ленин с соратниками возвращался из эмиграции, мы воссоздали полностью. Оказалось, что в нем, помимо сидячих мест, было 4 купе. Одно из них предложили вождю революции. Очевидцы утверждают, что он этому сопротивлялся, но его убедили. Аргументировали, мол, в купе его ничего не будет отвлекать от работы. Из архивов, которые были рассекречены после окончания Второй мировой войны, стало известно: Парвус оказал содействие Ленину и его соратникам, чтобы они вернулись в Россию из эмиграции. Но если у Парвуса была задача разрушить Российскую империю и разбогатеть на этом, то у Ленина такой идеи не было. История не терпит сослагательного наклонения, и о чем бы мы сейчас ни размышляли, это абсолютно бессмысленно. Поэтому в картине нет такого, что Ленин был прав или нет. Чтобы рассуждать об этом, нужно оказаться в тех условиях, в которых находился Ильич. У меня самого, например, один дедушка был георгиевский кавалер и воевал за белых, а второй дед – за красных. И в этом драма, трагедия нашей истории.

– У вас был кастинг или вы сразу отдали главные роли Евгению Миронову, Федору Бондарчуку и Дарье Екамасовой?

– Кастинг был. На роль Ленина, чтобы потом меня не обвинили в протекционизме, пробовались и другие актеры, например, Евгений Стычкин. Он потом сыграл Троцкого у моего ученика. Но изначально я видел в роли Владимира Ильича только Миронова и даже ему сказал: «Женя, если ты не согласишься, то я не буду снимать картину». Миронов сильно сомневался, принимать или нет мое предложение. Я благодарен, что он, несмотря на свою загруженность, все же согласился.

У нас есть хороший специалист по пластике, актер Леонид Тимцуник. Он, на мой взгляд, без сложного грима справился со своей задачей, превратив Миронова в Ленина. Перед этим они с Женей отсмотрели много хроники, чтобы уловить малейшие детали того, как выглядел Ленин. Нужно было избежать растиражированных стереотипов во внешности вождя революции, чтобы это не превращалось в пародию. Для меня очень существенны детали, поэтому не столь важно, чтобы Екамасова была внешне похожа на Крупскую, важнее сходство в поведении. И, на мой взгляд, Дарья потрясающе сыграла Надежду Константиновну. Крупская была очень красивой женщиной! Потом уже в зрелом возрасте болезнь испортила ее внешность. Вы не видели в интернете коллаж из двух фотографий: на одной – молодая Крупская, на другой – актриса Скарлетт Йоханссон? Все отмечают, как удивительно они похожи. Увидев эти фото, близкие Скарлетт предположили, что Йоханссон и Крупская могут быть родственниками.  Хотят даже провести расследование. Известно, что у Скарлетт Йоханссон славянские корни.

На роль революционера Парвуса также был кастинг. Но когда я увидел Бондарчука, который у меня уже играл Деникина, сразу понял: это его роль.

– По сюжету фильма действия происходят в Швейцарии, Германии и России. А где на самом деле снимали?

– Бюджет картины не позволял снимать ее в Цюрихе, Берне и Берлине, где в реальности происходили события. В результате мы вышли из положения, начав съемки в Будапеште. Удивительно, но в венгерской столице нашли все то, чего уже нет в самом Берлине из-за бомбежек в годы войны. В Будапеште снимали в комфортных условиях, потому что там много профессионалов, привыкших к совместным проектам с иностранцами.

– Какой вы видите прокатную судьбу фильма?

– К сожалению, у нас не было рекламной кампании, хотя на съемочном этапе нам многие обещали ее организовать. Но вместо 150 копий картины у нас всего 70. Мы отказались от громкой премьеры в Москве с красной дорожкой, шампанским, потому что это расходится с идеей фильма. Съемки обошлись недорого, поэтому не волнуемся, как отбить в прокате огромные суммы. Для нас важно, чтобы люди увидели один из драматических эпизодов нашей истории. К тому же в следующем году – 150 лет со дня рождения Ленина. К сожалению, молодежь плохо знает свою историю, а некоторые даже не в курсе, кто такой Ильич. Проблема в том, что у молодежи поменялось восприятие. Ее не интересует по-настоящему значимое, великое, а только успешное, то, что приносит деньги. Такие фигуры, как Ленин, им не интересны. Печально, что у нынешнего поколения масштаб исторических событий потерялся. Но ведь мир без великих людей ничтожен...

Справка «7 дней»

Владимир Хотиненко свою дебютную картину «Один и без оружия» снял в 1984 году в соавторстве с Павлом Фаттахутдиновым. Фильм был отмечен призом «За дебют» на Всесоюзном кинофестивале. Лучшие фильмы: «Зеркало для героя», «Макаров», «72 метра», «Мусульманин». На счету Владимира Хотиненко около 10 актерских работ в кино.


 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Вторая ассоциация связана с Минском. Дело в том, что в далеком 1962 году я некоторое время находился на киностудии «Беларусьфильм». Однажды в городе стоял очень густой туман. Из-за него соседних домов не было видно. И вдруг заметил сияние окон гостиницы от восходящего солнца, которое пронзило туман. Это была очень красивая картинка, я стоял как заколдованный.

Изначально я не имел всех необходимых физических данных для занятий балетом. Пришлось пройти через боль, внутренние переживания и обиды.

С Беларусью связана кровно: моя бабушка, мама отца, родом из Речицы Гомельской области. В Минске много лет жили бабушкины родные братья и их потомки. Да и сама бабушка там жила какое-то время, когда деда перевели на службу в Минск с Дальнего Востока.

Апошняя сцэна спектакля – прызнанне ў пачуццях цацкі мядзведзіка свайму юнаму сябру – сціснула горла: «Я цябе люблю. Я цябе люблю. Я цябе люблю…».