Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№33 от 15 августа 2019 года

Брест-2
Брест-2

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Рассматривая архитектуру какого-нибудь старинного особняка, всегда стоит помнить, что за его стенами прожили свои жизни несколько поколений хозяев. И о сложных, интересных судьбах его жильцов иногда впору писать целые романы. 

...Два этих особняка некогда принадлежали выходцу из старинного дворянского польского рода Ягминов, дважды бывшему Брестским уездным предводителем дворянства, помещику Павлу Ягмину. Род известен с конца XVI столетия, когда некий солдат Ягмин спас польского короля Сигизмунда III от неминуемой гибели в стычке при осаде Смоленска. Ему было даровано шляхетское достоинство с причислением к гербу «Пеликан». Спустя полтора века еще один Ягмин – Павел, родившийся в 1747-м и умерший в 1808 году, был известным на Брестчине хозяйственным и политическим деятелем Речи Посполитой. Сделал хорошую карьеру, в 1794-м стал маршалком Кобринским, заслужил расположение Станислава Августа Понятовского, последнего короля Речи Посполитой. Был вице-администратором королевских владений Брестской экономии, заседал в сейме и принимал участие в восстании Тадеуша Костюшко.

По духовному завещанию все его обширные владения были поделены между сыновьями брата Каэтана (сам он наследников не имел) – Павлом, Станиславом и Феликсом. Младшему – Феликсу – досталось наследства, видимо, меньше всех, потому как пошел служить по военной части. Участвовал в Крымской войне, а затем во время польского восстания 1863 года сражался бок о бок с Ромуальдом Траугуттом в кобринских лесах. Павел Ягмин (1794–1865), хозяин этих особняков, получил наследство от своего отца Феликса, который умер в 1813 году.

По улице Мицкевича, рядом с церковью Святого Николая стоят два особняка, некогда принадлежавших шляхетскому роду Ягминов. Возведены они в 30‑е годы XIX века.

В 1905 году в Брест-Литовске, по улице Дворянской (теперь Мицкевича), строится в «кирпичной архитектуре» новое здание мужской гимназии. Сейчас в нем размещается учебный корпус Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Брестская крепость построена в 1836–1842 годах в самом историческом центре города. Крепость многократно достраивалась и реконструировалась и в итоге стала огромным многоуровневым фортификационным комплексом. К весне 1915 года была одной из сильнейших крепостей всей Европы. Однако во время Первой мировой войны не оказала существенного влияния на ход событий: в последний момент было принято решение оставить ее без боя, а ценное имущество вывезти.

В сентябре 1939 года польская армия, оборонявшая Брестскую крепость, проявила героизм и стойкость, и в течение трех дней с 14 по 17 сентября отразила в общей сложности 7 атак противника, силы которого значительно превосходили силы защитников. При этом немцам был нанесен существенный урон. После этого польская армия организованно отступила на юг.  Крепость была частично взорвана. Затем, 22 сентября, Брест вместе с крепостью был передан немцами под контроль Красной армии.

В ночь на 22 июня 1941 года Брестская крепость первой приняла на себя вражеский удар немецких войск. Ее героическая оборона стала одним из крупнейших военных подвигов за всю Великую Отечественную. После войны Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой», а на ее руинах организовали крупный мемориальный комплекс.

В Брестской крепости стоит посетить уникальный археологический музей «Берестье». Уже после войны при проведении раскопок на этой территории обнаружили древнее городище. Спустя годы над ним надстроили специальное здание для защиты раскопок и поддержания идеальных условий для их сохранения. Это здание и стало музеем в 1982 году, который теперь открыт для посещения. Он абсолютно уникальный для Беларуси. В экспозиции и фондах музея «Берестье» хранится в общей сложности 43 тыс. экспонатов. В основе экспозиции – остатки деревянных строений древнего Бреста XIII века, а также целые улицы, вымощенные деревом.

В простых и изящных формах конструктивизма, недалеко от набережной Мухавца, в 1906 году возводится здание больницы местной еврейской общины.

«За польских часув» в Бресте было несколько публичных домов. На улице Орджоникидзе, 18 среди рядовой застройки начала XX века сохранился небольшой дом, где раньше располагался бордель.

Музей спасенных художественных ценностей открыт с 1989 года. Он единственный в стране представляет произведения искусства и предметы антиквариата, конфискованные таможенниками при попытке незаконного вывоза их за рубеж. Экспозиция размещена в 10 залах в здании-памятнике архитектуры, построенном в 1925–1927 годах. Здесь можно увидеть коллекцию русских икон XVI – начала XX века, ростовскую финифть, ювелирные изделия всемирно известной фирмы Фаберже. В зале искусства Востока представлены японский батик, китайские вазы, японский фаянс, буддийские скульптуры конца XIX – начала XX века. Жемчужиной зала графики является эскиз М. Врубеля к его картине «Демон поверженный».

Музей истории Бреста был открыт 25 июля 1998 года. Располагается он в небольшом особняке 1922 года, построенном по проекту архитектора Юлиана Лисецкого. Представлено свыше 800 экспонатов, рассказывающих об истории города, начиная от его основания в 1019 году и до наших дней.

В Бресте есть просто потрясающий музей железнодорожной техники. Посетителям разрешен доступ внутрь всех экспонатов. Можно осматривать как кабину машиниста, так и моторный отсек большинства локомотивов.

Брестский областной краеведческий музей – один из самых молодых областных краеведческих музеев в Беларуси. Открыт в 1950 году, в его состав вошли музей спасенных художественных ценностей, археологический музей, художественный музей, а также Каменецкая башня – уникальный памятник древнерусского оборонного зодчества ХIII века.

Музей обороны Брестской крепости был открыт в 1956 году в оборонительной казарме крепости-памятнике архитектуры конца XIX века. Экспозиционные залы занимают площадь 1000 кв. метров.

Экспозиция художественного музея представлена коллекцией изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 10 экспозиционных залах – работы художников ХХ–начала ХХІ века, три зала посвящены живописи и скульптуре, отдельно располагаются работы, посвященные графическому и декоративно-прикладному искусству. Здесь можно увидеть работы ткачества и вышивки, гончарство, соломо- и лозоплетение, роспись по дереву и стеклу, художественную обработку дерева, произведения самодеятельных художников.

«Музей войны – территория мира» открыт 22 июня 2014 года в юго-восточной казарме Брестской крепости (недалеко от памятника «Жажда»). В восьми залах разместились экспонаты из фондов музея крепости.

Отделение Банка Польского построено по проекту известного межвоенного архитектора Станислава Филасевича в стиле неоклассицизма в 1926 году. Основное украшение банка – его фасадная часть в виде массивной ротонды со сферическим куполом. Теперь в этом здании располагается Главное управление Национального банка по Брестской области.

29 августа 1921 года в Бресте-над-Бугом состоялась торжественная закладка краеугольного камня так называемой колонии служащих. Постройка колонии предполагала строительство 13 жилых домов – частично деревянных, частично каменных, располагающихся на земле, предоставленной городом на улице Унии Любельской, между улицей 3 Мая и аллеей Мицкевича.

Город для служащих в Бресте разделялся на три колонии. Самая крупная – колония имени первого президента Польши Габриэля Нарутовича. Вторая называлась «Тартак» и была спроектирована южнее колонии Нарутовича. Две эти колонии отделялись друг от друга зеленой зоной. Третья – «Схрониско» – располагалась на узкой территории между улицей Каштановой и парком имени 3 Мая.

Застройка всех трех колоний велась каменными и деревянными жилыми домами. В своем проекте архитектор Юлиан Лисецкий использовал так называемый национальный стиль: высокие крыши, или аттики, колоннады и пилястры, порталы и оригинальное обрамление окон. Это в значительной степени присуще каменным строениям усадебного типа.

В городе, к счастью, сохранилось множество зданий рядовой застройки. Остается надеяться, что городские власти смогут сохранить эти маленькие архитектурные шедевры.

Легенда от автора проекта

Сестрички

Продолжение. Начало в № 32.

Случайная встреча с охотником, который за любовь с дочерью вайделотки чуть было не заплатил жизнью, напугала вещунью настолько, что она приняла кардинальные меры, чтобы уберечь и защитить чад своих от глаза человеческого. И вот однажды вечером у костра сообщает она дочерям, что наделяет их силой своей магии способностью легко превращаться в какое-либо дерево, животное или птицу. Старшая дочь вайделотки, давшая обещание матери никогда не покидать дом, остановила свой выбор на березе.

– Хочу обращаться в березку, стоять на солнечной поляне недалеко от дома.

Две младшие дочери были очень веселые, шумные, постоянно о чем-то болтали и потому пожелали быть сороками.

Так с тех пор и повелось. Как только шум какой, голоса людские послышатся, старшая тут же превращалась в березку, а ее сестры в трескучих сорок. И, как сказала моя знакомая бабушка: «Первые, кто реагирует на появление в лесу человека, так это сороки».

Но что особенного было в том колдовстве? Расколдовывать и возвращать девушек в человеческий образ вайделотка оставила за собой. Тем самым упредив соблазн дочерей снимать с себя заклятья. Случалось так, что, как только нужно выходить из дома, она тут же превращала девушек в березу и сорок. Сама спокойно удалялась по своим делам.

Порой сестры-сороки улетали за ней следом, а иногда оставались в лесу со своей старшей сестрой-березкой.

Так продолжалось довольно долго, пока однажды не произошло одно печальное событие.

На этот раз вайделотка с самого утра собралась в деревню, где нужна была ее помощь ребенку, которого ударила лошадь. Заставив дочерей превратиться в березку и птиц, она тут же отправилась через гать в дорогу. По пути ее застала сильная гроза. Когда она вышла в деревню, узнала, что молния ударила в деревянную церковь и та сгорела дотла. По деревне от злых людей пошли слухи, что это вещунья своей бесовской силой уничтожила храм. Все заверения и объяснения бедной женщины были напрасны...

Разгневанные сельчане на пепелище храма вкопали столб, привязали к нему вайделотку, кинули ей под ноги ветки хвороста и подожгли. Хворост тут же взялся пламенем. Вещунья, не волнуясь за свою жизнь, стала выкрикивать просьбу, обращенную к людям, никогда не рубить берез и не убивать сорок. А в это время над костром с криком кружили и кружили сороки. Улетели они в сторону болота, когда огонь погас. Дочерей вещуньи так и не нашли.

Но еще долго люди вспоминали о необыкновенно красивой плакучей березе, растущей на том берегу болота, на поляне, недалеко от того места, где когда-то стояло жилище вайделотки.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.