Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Гостиная «7 дней»

№32 от 08 августа 2019 года

Неисправимые времена Ефремова
Неисправимые времена Ефремова

Среди номинантов на премию Союзного государства за 2019–2020 годы в области литературы и искусства значится и имя художественного руководителя Театра-студии киноактера народного артиста Беларуси Александра Ефремова. На высокую награду он выдвинут «за создание кинофильмов воспитательного и патриотического характера, посвященных героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, постановку спектаклей русской и мировой драматургии».

Александр Ефремов по-прежнему верит: кино – это не столько развлечение, сколько искусство духовного самовыражения, человеческого самосохранения и душевного врачевания. Он рад, что застал в своей жизни театр изысканной сценической формы, высоких мыслей и чувств, театр удивительный, многообразный, волшебный…

– Вы родились в Нижнем Новгороде, а спустя десятилетия волею судеб оказались в Беларуси. Что вспоминается из той давней поры? Какие картинки детства врезались в память?

– Разные эпизоды всплывают в памяти. Вот, скажем, один из них. ...Казенная однокомнатная квартира. Мама складывает накрахмаленное белье, а папа в офицерском кителе и хромовых сапогах, выпивший, лежит на диване и почти говорит под гитару: «Если АМО-Фордзон перегоним, тогда Раечка будет твоя…». А мы с братом Колькой за печкой-голландкой стоим, затаив дыхание. В глазах отца такое отчаяние, кажется, что сейчас он встанет, швырнет в угол гитару, хлопнет дверью и мы его больше никогда не увидим.

Предвоенное поколение молодых повзрослело стремительно и жестко. Мой папа, Василий Александрович Ефремов, ушел на фронт добровольцем в 17 лет. Вернулся, когда ему было 21… Пацан вроде, а уже успел пройти через страшные жизненные испытания. Был ранен, горел в танке. В его правом плече застрял осколок, с которым так и умер. Он рассказывал, как Красная армия, войдя в Германию, увидела добротные дома, хорошие дороги, достаток, в котором жили немцы… Потом солдаты Победы вернулись на родину, а вокруг – разруха и бедность. Какая бездна разочарования была у людей и одновременно какие силы, чтобы снова пахать, поднимать, кормить, строить, выращивать!

– Как вы относитесь к идее интеграции двух стран – России и Беларуси?

– Прекрасно! Никогда не разделял взгляды белорусских и российских либеральных кругов, выступающих против сближения наших народов. По-моему, лидеры мнений, включая деятелей культуры, должны сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить разобщения и разъединения нашего давнего братства.

Мой отец-танкист в составе 1-го Белорусского фронта под командованием Константина Рокоссовского участвовал в боях за освобождение Беларуси. Поэтому физически ощущаю то, что наши страны породнены пролитой кровью, неразрывностью исторических судеб, памятью о пережитых вместе тяжелых испытаниях. Я, русский человек, живу и работаю в Беларуси с 1976 года и не представляю, что мы когда-либо будем испытывать холодные и неприязненные чувства по отношению друг к другу. Идеи Союзного государства абсолютно жизнеспособны и ясны. Даже с точки зрения профессионала понимаю, что кинематографический продукт Беларуси станет конкурентоспособным лишь при условии его выхода на рынки многомиллионного русскоязычного зрителя из других республик.

– Уже давно на Первом канале планировали премьерный показ 4-серийного кинофильма Александра Ефремова «Танкист». Ленты на ту же тему – «Т-34», «Танк» – зрители уже посмотрели, а что случилось с вашей картиной?

– Не знаю, в чем там дело. Это ведь так называемое продюсерское кино, то есть режиссер, сдав картину, практически не имеет возможности повлиять на ее судьбу. Главные роли в фильме «Танкист» сыграли Алексей Чадов и Вероника Пляшкевич. В основе сюжета – подвиг легендарного Зиновия Григорьевича Колобанова, экипаж которого в одном бою из своего «КВ» подбил 22 немецких танка! Этот самоотверженный поступок зафиксирован во всех учебниках по танковому искусству – американских, английских, немецких…

Съемки фильма велись в Минске, на «Линии Сталина», на военных полигонах, на натурной площадке «Беларусьфильма». Несмотря на жару, вся киногруппа работала с полной отдачей сил, на совесть. Актеры выложились по максимуму. Ведь тема войны для белорусских кинематографистов не проходная, особая. Разве можно смириться с тем, что некоторые страны пытаются исказить, пересмотреть историю, сфальсифицировать итоги Второй мировой войны?! В своем фильме мы еще раз напомнили о том, что победил советский народ! А о таких людях, как Зиновий Колобанов, современники должны знать как можно больше. Именно на этих примерах нужно воспитывать подрастающее поколение.

– Как вам кажется, кино, театр должны потакать неразвитым вкусам аудитории или ориентироваться на эстетически развитого зрителя, пусть даже и не массового, побуждая его к сотворчеству и размышлению?

– По-настоящему талантливый автор всегда найдет способ достучаться до зрителя или читателя. Искусство должно нести важные мысли. Когда Шекспир выпускал свои пьесы, перед ним стояла архисложная экономическая задача – вытащить с рыночных площадей зрителя в театр. И он, рекламируя свой продукт, разговаривал на понятном массам языке: «У меня история, в которой море крови и любви. Молодой парень грохнул своего дядю, потом убил отца своей возлюбленной, а она затем сошла с ума. Приходите в театр, посмотрите». И народ пошел. Кто-то воспринимал действо как триллер, а кто-то слышал и другое: «Быть или не быть, вот в чем вопрос...».

Сегодня кинематограф и театр решают похожие задачи: важно вытащить зрителя из 3D-пространства, оторвать от телевизора, показывающего бесконечные сериалы, и дать ему возможность поразмышлять над вечными шекспировскими дилеммами. Искусство должно заставлять думать, развлекая. Наш спектакль «В поисках истинного Я» или «Смешанные чувства» – на первый взгляд, смешная история о том, как 65-летний мужик приходит к 61-летней женщине свататься да еще и уговаривает ее переспать. «Придем поржем», – думает молодежь. А затем, находясь в зале, проникшись чувствами и переживаниями героев, молодые люди увидят не только анекдотическую ситуацию, а еще и историю о пожилых людях, которым, несмотря на возраст, хочется любить, радоваться жизни и не страшиться одиночества... А мы часто забываем о близких, о том, что они есть, что они рядом с нами… В этом, на первый взгляд, комедийном произведении звучит глубокая философская и очень современная тема.

Такой драматургии сегодня немного, но она есть. И я уверен, что театр, который издавна воспринимался как нечто волшебное, до сих пор может оставаться притягательным для зрителя. Даже несмотря на то, что сегодня бал правят интернет, высокие технологии и спецэффекты.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Каждый день многократного призера чемпионатов мира и чемпионки Европы по художественной гимнастике, обладательницы бронзовой медали Олимпиады-2012 года в Лондоне Любови Черкашиной буквально расписан по минутам.

Широкому зрителю Владас Багдонас известен благодаря своим фильмам: «Иди и смотри» Элема Климова, «Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Исаев» Сергея Урсуляка, «Дирижер» Павла Лунгина. Снимался на «Беларусьфильме» в фильмах «Гладиатор по найму», «Снайпер. Оружие возмездия».

Недавно Беларусь посетила известная китайская певица, телеведущая и актриса Ван Цзиньхуа.

За неполных три года на приеме у депутата побывало более 200 человек.