Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Общий дом

№29 от 18 июля 2019 года

Шедевры и их поклонники
Шедевры и их поклонники

В прошлом году в День Союзного государства в фестивальном Витебске можно было своими глазами увидеть роскошные вологодские кружева – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. В этот же раз, по инициативе и при содействии Постоянного Комитета Союзного государства, витебский Художественный музей принял у себя несколько выставочных проектов: «Ростовская финифть», «Выставка одного дня. Реплика Большой императорской короны» и «Образ Александра Невского в искусстве. К 780-летию венчания князя Александра Невского с витебской княжной Александрой Брячиславной».

Тайны финифти

Не секрет, что украшения лучше смотрятся, к примеру, на изящных женских ручках, чем просто разложенные на выставочных полках. Поэтому всю красоту и роскошь ростовской финифти продемонстрировали во время дефиле модели. Ох, как же сложно оторвать взгляд от мерцающих украшений, тонких витиеватых узоров, переливающихся всеми цветами радуги!  Кстати, финифть в переводе с греческого и означает «мерцание, блестящий камень».

Искусство ростовской финифти широко известно во всем мире. А история создания таких украшений насчитывает более 200 лет. Хотя, глядя на все уникальные изделия, удивляешься тому, насколько современно они выглядят. Это мнение поддерживает и одна из участниц дефиле. «Несмотря на то что серьги немного тяжелые, я бы с удовольствием носила их под вечернее платье, – улыбается девушка. – Только посмотрите, как эти украшения сияют!». 

Гости витебской экспозиции могли увидеть более 260 экспонатов, выполненных в уникальной технике. Это и ожерелья, и серьги, и изящные ювелирные украшения в кружевном обрамлении скани, оклады для иконок, миниатюрные картины, зеркала и флакончики для духов, шкатулки и панно с миниатюрной живописью. «Мы постарались показать наши изделия в разных формах и жанрах», – отметила представительница фабрики «Ростовская финифть» Наталья Конова. –  Очень рады, что у жителей города и гостей фестиваля есть возможность прикоснуться к этой красоте, познакомиться с историей и технологией нашего промысла. Это действительно уникальное производство». 

Большая императорская корона

Ажиотаж среди гостей фестиваля вызвала «Выставка одного дня. Реплика Большой императорской короны». Это главный символ власти российских монархов, им короновались все российские императоры – от Екатерины II, специально для которой она и была создана в 1762 году, и до Николая II. Десятки посетителей спешили к выставочному залу, где хранился шедевр, что вполне можно было объяснить: корона переехала из Смоленска в Витебск всего на сутки.

«Побывать в Алмазном фонде удастся далеко не каждому. Поэтому мне очень приятно представлять реплику короны в самом близком по географии и культурным связям к Смоленску городе – Витебске, – отметил генеральный директор ювелирной группы «Смоленские бриллианты» Дмитрий Кунцев. – К 250-летию Большой императорской короны в 2012 году ювелирная группа «Смоленские бриллианты» создала реплику главного экспоната Алмазного фонда музеев Московского Кремля, который никогда не покидает его стен. Думаю, что на следующий год мы тоже подготовим сюрприз для фестивального Витебска».

Реплика главного символа власти российских монархов выполнена из белого неродированного золота 585 пробы, усыпана 11 тыс. 426 бриллиантами круглой формы, 74 крупными морскими жемчужинами. В центре обруча корону венчает большой бриллиант, а вместо оригинальной шпинели представлен рубеллит – красный камень турмалин. Высота короны с крестом 35 сантиметров, длина нижней окружности 63 сантиметра. Масса короны – 2 тыс. 312 граммов. Стоимость ее оценивается в $15 млн.  «Когда мы делали корону, то ставили перед собой задачу сотворить объект, который будет в первую очередь интересен эстетически и вызовет гордость за страну», – отметил Дмитрий Кунцев.

780-летний союзный договор

Очень символично, что проект «Образ Александра Невского в искусстве. К 780-летию венчания князя Александра Невского с витебской княжной Александрой Брячиславной» реализовали в год 20-летия Союзного государства. Ведь в 1239 году перед их свадьбой был заключен первый союзный договор между Витебско-Полоцким князем Брячиславом Васильковичем и Александром Невским.  Помолвка прошла в Витебске, венчание – в Торопце. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что истоки нерушимого союза между нашими странами насчитывают столетия.

Как рассказала во время экскурсии по выставочному залу  кандидат исторических наук Галина Ананьина, одна из представленных картин проекта – это детище современного художника Филиппа Москвитина. На картине изображен Александр Невский и его супруга с Торопецкой иконой Божьей Матери. Это копия картины Федора Моллера 1865 года из Александровского зала Большого Кремлевского дворца.

Кстати, в витебском музее были представлены и копии Торопецкой и Федоровской икон Божьей Матери, которыми был благословлен союз Александра Невского с витебской княжной. Примечательно, что спустя столетия иконы сохранены в подлиннике. Также во время выставки посетители могли детально рассмотреть ростовые куклы княжьей четы в полном облачении.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Автопробег Брест – Иркутск – Брест, который получил название «Содружество: от Буга до Байкала», наверняка станет самым протяженным в этом году. Более 15 тыс. километров, 43 дня в пути, остановка в 22 городах обеих стран Союзного государства. В каждом из них передана на вечное хранение капсула со священной землей из Брестской крепости. В город над Бугом участники автопробега вернутся 21 июня, накануне 80-й годовщины начала войны.

Каково жить в квартире без центрального отопления?

В 1970 году авторы «Хатыни» получили самую престижную и самую высокую в СССР награду – Ленинскую премию. Юрию Градову было тогда 36 лет, его коллегам – на 2-3 года меньше.

В нынешнем году одна из премий  Союзного государства в области литературы и искусства  присуждена авторскому коллективу в составе Ирины Марголиной, Оксаны Черкасовой, Елены Петкевич и Ирины Кодюковой за цикл анимационных фильмов «Сказки старого пианино».
Ирина Марголина призналась: «Это особенная и очень важная награда. Она отражает совместный творческий труд представителей двух государств. Эта награда уникальна, она  выражает смысл объединения творческих людей  Беларуси и России».