Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Малая родина
>>>
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>



Давайте разберемся!

№29 от 18 июля 2019 года

Не тормози – КИКни!
Не тормози – КИКни!

Для начала – разберемся в понятиях. Слово «кикшеринг» происходит от английского kick – «пинать, ударять ногой». Новый сервис – прокат электросамокатов – делает доступным удобный вид городского транспорта. Особенно когда речь идет о небольших расстояниях. Взял двухколесник – и покатил с ветерком в нужном направлении! Естественно, не по проезжей части. А только по тротуарам и специально оборудованным велопешеходным дорожкам!

В Минске уже три фирмы занимаются шерингом самокатов. Две из них работают в основном с корпоративными клиентами, а одна, открывшаяся в конце апреля, – со всеми желающими. Причем ребята заявили сразу же о своем проекте как о белорусском стартапе. На то были веские основания: всю технологическую платформу они разработали сами. На это ушло более полугода работы большой команды. Скажем, для подобного рода самокатов нужна «умная начинка», которая изначально не заложена в данное средство передвижения. Чтобы обычный самокат стал кикшеринговым, из него необходимо сделать автономное устройство, которое взаимодействует с платформой – получает от нее команды (например, разблокироваться до начала поездки, заблокироваться по завершении, включить фару и так далее) и передает информацию (о местоположении, заряде батареи, о том, лежит самокат или стоит, не пытаются ли его тащить в заблокированном состоянии и так далее). Чтобы это реализовать, сделали собственный модуль управления самокатами и написали для него софт.

Придуман был и бэкенд – набор алгоритмов, которые обрабатывают всю информацию от устройств, пользователей, платежной системы и т.д. Благодаря им в любое время видно, что происходит с каждым самокатом.

Ребята, по сути, создали то, что уже давно есть в столицах крупных европейских городов. И тут понеслось! На форумах о кикшеринге не высказался разве что ленивый: «цены заоблачные», «на самом деле самокат стоит 80 рублей и окупает себя за 45 часов аренды», «сервис годится только для хипстеров и мелких, которые не считают родительских денег», «вот-вот бизнесмены прогорят и фирма закроется»… В общем, любят наши люди поставить подножку в самом начале пути. Встанешь потом на ноги – твоя удача, а не повезет – спишут на отсутствие бизнес-жилки.

Между тем кикшеринг набирает обороты по всему миру и завоевывает целые города: Париж, Таллинн, Вена, Рига. Кстати, и в Гродно планируют в ближайшие дни начать тестирование самокатов. Международный сервис Bolt констатирует: это дело дает очень неплохой бизнес-результат.

В минской компании по кикшерингу рассказали, что в последнее время пользователи готовы даже бронировать самокат. Это и правда полезная фича (на жаргоне программистов – дополненная возможность. – Прим. автора). Например, вы видите на карте самокат в 5 минутах ходьбы от вас и хотите быть уверены, что успеете им воспользоваться раньше других.
«Возможность брони самоката появится в одном из ближайших обновлений. А они у нас происходят регулярно, – сообщила Юлия, представитель сервиса. – Что касается ценовой политики, о которой постоянно спрашивают, то мы, безусловно, над ней думаем. Надеемся со временем сделать тарифную линейку более комфортной».

Николай Пузевич, клиент кикшеринга:

«У меня есть обычный самокат, механический. Практичен в использовании: сложил – и покатил за собой. Хотя услугой кикшеринга тоже пользуюсь. Это несколько другие ощущения, когда едешь на электросамокате и не прикладываешь дополнительные усилия. Это очень удобно. Встал утром, настроение плохое. Сел, поехал – классно! И сразу настрой изменился! Да, немного дороговато: за 45 минут – 17 рублей. Но надеюсь, что со временем тарифы понизятся. Конечно, есть еще шероховатости в непривычном для нас сервисе. Вот, скажем, сегодня были нелады с оплатой. Ехал на самокате, периодически приостанавливал аренду, а у меня почему-то не сняли деньги с карты. Но это вовсе не моя вина, что платеж где-то завис. А потом я снова катался и захотел остановиться. Но не смог блокировать аренду. Потому что кнопка была выключена. Неприятные ощущения: стоишь, а «таксофон» тикает, деньги набегают. Понимаю, что ребята таким образом хотят обезопасить себя от неплательщиков. Но мне как пользователю это неудобно. Я написал в техподдержку. Извинились, все объяснили… Как бы то ни было, я искренно желаю ребятам успеха в их деле. Они молодцы, не побоялись, рискнули! Обидно видеть на форумах не слова поддержки в их адрес, а злопыхательства, порой даже оскорбления. Видимо, таков наш менталитет… Друг приехал из Штатов и говорит, что там самокаты на каждом шагу. Они экологичны, демократичны и отвечают духу свободы любого большого города. Думаю, что и у нас перспективы для подобного бизнеса прекрасные».

Алгоритм работы:

Скачиваете приложение, ищете на карте ближайший свободный самокат. Затем сканируйте QR-код на руле самоката, убираете подножку, отталкиваетесь и нажимаете рычаг газа. После окончания поездки ставите самокат на подножку в удобном для вас месте. Нажимаете кнопку «Завершить». Хорошо бы сфотографировать самокат через приложение, чтобы служба поддержки компании знала, что у вас все в порядке.

Где лучше парковаться?

На городских велопарковках (там самокат никому не будет мешать, и следующий пользователь легко сможет его найти). Можно и в других общественных местах, главное – чтобы самокат не блокировал автомобили, не мешал прохожим, транспорту и коммунальным службам. Для этого приспособлены парки, велопарковки торговых центров.

Нельзя парковаться на частной территории, на закрытых парковках, в узких проездах и проходах, в подъездах домов, в подземных переходах, под мостами.

ТАРИФЫ:

В Беларуси старт поездки – 2 рубля, каждая последующая минута – 30 копеек. В Вашингтоне – 9$ в час. В Москве действует два тарифа: почасовой и дневной. Час проката электросамоката обойдется в 100 российских рублей, весь день – в 450 российских рублей. Кстати, у соседей-украинцев подобного сервиса еще нет.

Интересные факты

  • Сейчас на улицах города 350 самокатов – на старте было всего 100.
  • 64 поездки – абсолютный рекорд, который за месяц поставил один из пользователей. Больше, чем по две в день! Ребята «в шоке»!
  • А вот еще один рекорд: 2 часа 31 минута 23 секунды – столько длилась самая долгая поездка.
  • Дача за 40 километров от Минска – самое необычное место, откуда команде зарядчиков пришлось вызволять самокат.

Лайфхаки кикшеринга

  • Если самокат не едет, скорее всего, вы забыли оттолкнуться. Сделайте это и только после нажмите рычаг газа (плавно, чтобы не было резкого старта).
  • Всегда держите мобильник заряженным, в противном случае не сможете оплатить услугу кикшеринга и деньги будут списываться даже после окончания поездки.
  • От катания по траве и песку лучше воздержаться. Иначе самокат сломается и придется возвращаться домой пешком.
  • Поездку обязательно нужно завершить через приложение, иначе самокат не заблокируется и с вас продолжится взиматься плата.

Семь «НЕЛЬЗЯ»:

  1. Пользоваться электросамокатом тем, кому не исполнилось 18 лет.
  2. Ездить вдвоем на одном самокате.
  3. Управлять одной рукой.
  4. Отвлекаться на телефон. Самокат развивает большую скорость (25 километров в час!), потерять управление, отвлекаясь на телефон, проще простого.
  5. Вешать тяжести на руль – дисбаланс может привести к мини-аварии. К тому же самокаты имеют весовое ограничение – до 110 кг.
  6. Становиться за руль в нетрезвом виде.
  7. Кататься там, где это запрещено правилами дорожного движения.

Одинокий самокат

Если самокат стоит в гордом одиночестве, это еще не значит, что он ничейный. Неужели кто-то думает, что столь дорогостоящие вещи могут валяться, как камешки на дороге? Кстати, цена такого чуда техники – от 900 рублей и выше.

В Минске в последнее время участились случаи хищения подобного транспорта.

«Только за два дня – 5 и 6 июля – зарегистрировано семь краж электросамокатов на улицах», – отметили в Следственном комитете.

Как известно, все эти взрослые «игрушки» оборудованы GPS-антенной, которая передает информацию о местоположении службе поддержки организации. То есть ее работники всегда видят, где находится самокат. Поэтому воровать их бессмысленно.

«Из 7 украденных самокатов 4 найдены. Люди будут привлечены к уголовной ответственности. Остальных ищут и, не сомневаюсь, вскоре найдут», – пояснила Юлия, представитель сервиса.

Следователи предлагают арендодателям размещать на самокатах информацию об их принадлежности и правила пользования.

«Это позволило бы гражданам сразу узнать о том, что данное средство передвижения является собственностью конкретной организации», – подчеркивают в СК. Готовится представление в адрес организации, оказывающей услуги кикшеринга.

«Фиксируются случаи, когда в ходе разбирательства выясняется, что ответственные граждане, в основном пожилые люди, забирают «найденную» вещь, чтобы уберечь от похищения. В таких ситуациях уголовные дела не возбуждают, однако следственно-оперативные группы выбывают на места по этим сообщениям. В результате на установление всех обстоятельств затрачиваются значительные ресурсы, в том числе человеческие и временные», – считают в СК.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

– Ой, – только и успевает воскликнуть мама, выхватывая маленького сынишку из-под колес бесшумно пролетающего мимо электросамоката.

Мириться с накрывающим деревни запашком их жители не собираются.

Многие минчане уже успели обнаружить в своих почтовых ящиках договоры с районными предприятиями ЖКХ на оказание услуг по обустройству придомовых территорий элементами озеленения, их благоустройству и дальнейшему содержанию.

Зимняя пора – настоящее испытание для дорожных и коммунальных служб.