Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Конкурс
>>>
Малая родина
>>>
Давайте разберемся!
>>>



На заметку потребителю

№18 от 02 мая 2019 года

Ужин для чемпиона
Ужин для чемпиона

Интерес к спортивному питанию растет. Оно в чести у профессионалов и любителей: сильного пола, презирающего пивные животики, и у дамочек, бегающих на пилатес за сексапильной фигурой и осиной талией. Что нужно черпать ложкой и наливать в стакан лучшим на татами, беговых и водных дорожках и т. д., а также ваятелям идеальных фигур? Ответ на этот и другие вопросы знает начальник отдела питания Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию
кандидат биологических наук Валерий Шилов.

– Валерий Викентьевич, сейчас много разных видов питания для спортсменов и любителей фитнеса. Насколько оно эффективно?

– На первый взгляд, это обычная пища, только в очень концентрированном виде. Но ее состав точно выверен и научно обоснован физиологами и диетологами. Он реально компенсирует энергозатраты, восстанавливает работоспособность, снабжая организм незаменимыми витаминами, микро- и макроэлементами.

Спортивное питание делится на группы по составу: углеводы (смесь углеводов различной степени растворимости); протеины (белковые вещества); чистые аминокислоты; гейнеры (смешанные в соотношении 1:3 белково-углеводные смеси); витаминно-минеральные комплексы (непрямые регуляторы обменных процессов). Основой подавляющего большинства (60%) продуктов питания являются протеины. Их потребляют 85% спортсменов.

– Бодибилдеры и чемпионы должны сказать спасибо за победы протеину?

– Эффект набора мышечной массы протеином, а не за счет силовых тренировок остается предметом споров. Согласно одних исследований, спортсмены, употребляющие сывороточный протеин, достигают лучших результатов, чем те, кто тренировался и отказывался от такого рода белковых добавок. Однако другие исследования показали, что протеин не дает большого эффекта в спорте.

Тем не менее сегодня предлагается большой выбор протеинсодержащих продуктов. Это коктейли, причем как в порошках, так и в готовом виде, с множеством разных вкусов, а также супы, энергетические батончики, блинные смеси, сухие завтраки, белковое печенье, шоколад и пасты, ореховая халва. Но, как говорится, тренировок до седьмого пота никто не отменял...

– Что готов предложить белорусский рынок нашим со-отечественникам, стремящимся к спортивным результатам и идеальной фигуре?

– Все зависит от того, какие цели вы преследуете. Для наращивания мышц нужны одни виды, для снижения веса – другие, для быстрого восстановления организма после тяжелых физических нагрузок – третьи, для предохранения мышц и суставов от повреждений – четвертые, для общего укрепления организма – пятые.

Например, линейка зарубежных спортивных продуктов включает в себя протеины, аминокислоты, гейнеры, витамины, жиросжигатели, напитки, средства для суставов, взрывные формулы, питание для мужчин, питание для женщин, батончики и др. Ассортимент представлен в основном американскими и европейскими брендами: XXI Power, MD (Muscular Development), Shaper, Lady Fitness, Artlab, Junior, Strimex, Scitec Nutrition и др.

В нашей стране не так много предприятий, выпускающих продукты для спортсменов. Это Березовский сыродельный комбинат, Щучинский масложирзавод, «Беллакт», «Биофон», «Миконик Технолоджис», «Малкут», «ИзоЛайфэкспорт», которые изготавливают протеины (концентрат сывороточного белка), гейнеры, витаминно-минеральные комплексы, креатин, стероидные гормоны растительного происхождения, спортивные напитки.

Цена белорусской продукции на порядок ниже зарубежной. Однако, по опросам людей, занимающихся фитнесом и спортом, спрос на нее невысок. Причина – наши пока уступают мировым брендам в качестве. По мнению потребителей, отечественное отличается от иностранных брендов низкой чистой нутриентной составляющей, плохой растворимостью, непонятным, часто неприятным вкусом, нехарактерными включениями, наличием в составе продуктов, содержащих протеин, обычного сухого молока.

– Сможет ли потребитель рассчитывать на то, что ситуация с провиантом для людей спорта, фитнеса и здорового образа жизни кардинально изменится?

– Безусловно. Наш Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию не остался в стороне от решения проблемы. Специалистами разработан ряд таких продуктов.

Во-первых, это изотонические напитки (концентрированные и сухие). Они помогают организму восстанавливать потерю жидкости и солей, нормализуют осмотическое давление плазмы крови, восполняют энергию после интенсивных физических нагрузок.

Во-вторых, это  протеиновые мучные изделия (блинные смеси и макароны). Они предназначены для поддержания, роста и восстановления мышечной массы.

В-третьих, нами разработаны сухие смеси для приготовления белковых коктейлей на основе изолятов и гидролизатов протеинов. Обладая повышенной биологической ценностью, они способны предотвратить потерю белка в мышцах в условиях интенсивных тренировок, а также поднять устойчивость к статическим и динамическим нагрузкам.

В-четвертых, мы разработали рецепты молочных коктейлей на основе сухого козьего молока, содержащего человеческий лактоферрин. Они повышают силу и выносливость, иммунитет, предотвращают чрезмерное окисление липидов клеточной мембраны, нормализуют работу желудочно-кишечной системы.

В ближайшее время запланировано тестирование разработанных составов спортсменами.

– Останется только поставить выпуск отечественных ноу-хау на поток...

– Нам нужны как инновационные продукты, так и достойные аналоги мировых брендов. Выпуск последних пищевая промышленность могла бы организовать по принципу производства дженериков в белорусской фармацевтической промышленности. Еще важнее для нас отечественные инновационные виды с использованием местного сырья и на основе современных пищевых технологий и биотехнологий. Такие можно было бы продавать как на внутреннем рынке, так и в странах Евразийского экономического союза. Важно, чтобы отечественный товар не был слишком дорогим. Если же его цена будет мало отличаться от стоимости популярного иностранного бренда, потребитель отдаст предпочтение последнему. Чтобы этого не произошло, замещение зарубежного спортивного питания отечественным должно быть поддержано на государственном уровне.


Совместный проект газеты «7 дней»
и НПЦ Национальной академии наук Беларуси по продовольствию



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Производители должны указывать на маркировке, как хранить воду и в каких условиях. Открытую бутылку рекомендуется держать в холодильнике. Желательно не более суток.

Продолжение. Начало в предыдущем номере.

Впервые энергетический напиток был выпущен в Японии в 1960 году. В Европе он появился в 1987-м, где быстро стал популярным. В США энергетики попали только через 10 лет. Настоящий бум этих ударяющих в голову напитков начался в середине 2000-х. В США за пять лет, с 2008 по 2012 год, рост продаж энергетиков составил 60%, достигнув годового объема продаж $12,5 млрд!

Ушло то время, когда глаз искал броскую упаковку, привлекательное название, имя фирмы. Многообразие ярких этикеток породило новые вопросы: как выбрать на магазинной полке более полезный продукт, а какой лучше не класть в корзинку?