Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Малая родина
>>>
Давайте разберемся!
>>>
Конкурс
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№17 от 25 апреля 2019 года

СТАРАЯ БЕЛИЦА
СТАРАЯ БЕЛИЦА

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Теперь эта деревня носит название Пламя, а раньше – Белица. Она известна с 1533 года. Позже поселение разделилось на несколько: Малая Белица, Старая Белица и Новая Белица. Белица принадлежала нескольким знаменитым белорусским шляхетским родам: Глебовичам, Сапегам, Святским.

Сначала хозяйкой имения была Анна Барташевич, жена канцлера Великого Княжества Литовского Яна Глебовича. После оно перешло к каштеляну полоцкому Николаю Богуславу Зеновичу, затем – к Павлу Яну Сапегу, гетману ВКЛ. При нем в Белице воздвигнут костел и доминиканский монастырь (закрыт в 1832-м). В 1718 году Сапеги продали деревню и, сменив еще несколько хозяев, имение в середине XIX века попало к Иосифу Святскому, маршалку Сенненского уезда. Представители этого рода владели деревней до самой революции.

Старая Белица

Руины имения, построенного Святскими, сохранились в Белице до наших дней. Но турист сперва увидит краснокирпичные руины хозяйственных построек, расположенные прямо у дороги.

Вот сам панский дом находится чуть дальше, если перейти мостик над искусственным водоемом. Усадьба «Старая Белица» в стиле позднего классицизма построена в начале XIX века и перестраивалась во второй половине XIX – начале XX века.

А хорошо заметная восьмигранная башня в левом крыле появилась здесь только в 1907–1911 годах. В ней размещались постирочная, ванная комната. На втором этаже расположил свою скульптурную мастерскую Станислав Святский. Увлекался он и оружием, у него была богатая коллекция, и орнитологией – в трех специальных шкафах хранил яйца перелетных и местных птиц.

Святские имели богатую библиотеку. В оформлении покоев использовали множество картин, были даже работы Валентия Ваньковича (художник приходился родственником жене первого хозяина Белицы, Иосифа Святского).

Парк окружал дом со всех сторон, в нем росли липы, каштаны, ели, березы. Неподалеку от дома располагались теплицы и оранжереи.

В хозяйственный комплекс имения входили хлева, бровар, постройки для производства масла и сыра, обдирания крупы, валяния сукна, корчма, кирпичный завод, скипидарный завод, ветряная и водяная мельницы.

Святские покинули свое имение в конце 1918 года, выехав в Польшу.

Застодолье

Здесь в руинах стоит Свято-Троицкая церковь. Существует предположение, что возводился храм в XVIII веке (возможно, 1748 год) как костел. После восстания 1863–1864 годов он был переосвящен в церковь. И в этом случае памятник архитектуры является единственным каменным сооружением культового зодчества католической конфессии на Сенненщине.

Мощены

Возле деревни сохранилась в полуразрушенном состоянии водяная мельница 1886 года постройки. Проезжающие по дороге Витебск – Сенно могут ее увидеть. Построена мельница при помещике Сандригайло и, по воспоминаниям старожилов, работала еще в 1940-х.

Пурплево

Здесь можно увидеть производственный корпус усадьбы Мощинских (1911).

Рямшино

Сохранилось здание подворья Свято-Троицкого Маркова мужского монастыря начала XX века. Возможно, это его бывшая лечебница.

Сенно

Еще в начале прошлого века туристам в Сенно было что посмотреть: несколько православных церквей, костел. Храмы были разрушены не войнами, а в мирное время советскими властями. Красивый собор 1867 года разобрали на кирпичи в 1934-м, церковь 1907 года развалили в 1939-м, старинный костел 1772 года разрушили в 1962-м.

Здание из красного кирпича на Советской улице построено в 1914 году. Дом с балконом, украшенным коваными решетками, предназначался для земской управы. Теперь здесь работает Сенненский историко-краеведческий музей. Возле музея лежит найденная в 2011 году у деревни Большой Озерецк плита с родовыми гербами Ходкевичей – «Костеша» и Зборовских – «Ястребец». Вероятно, мемориальная плита весом около тонны была установлена в честь Яна Кароля Ходкевича, военного и политического деятеля Великого Княжества Литовского, чья мать была из рода Зборовских.

В XVI веке Сенно становится местечком Витебского повета, принадлежавшим князьям Видницким-Любецким и Сенненским-Грибовским. В первой половине XVII века переходит к Сапегам. По приглашению хозяев в город приезжают монахи-францисканцы и строят монастырь, при нем открывают школу для бедных. Уцелело двухэтажное здание монастыря францисканцев, построенное у храма в 1809 году.

Во второй половине XVII века Сенно принадлежит роду Огинских, а в начале XIX века переходит графу Сераковскому. Пережив эпидемию холеры и восстановившись после страшного пожара, городок начинает расти. К концу XIX века через Сенно проходит телеграфная линия. Здесь работают кожевенные и гончарные заводы, фабрика по изготовлению папиросных гильз, многочисленные мастера – портные, башмачники, слесари, столяры, кузнецы. К началу ХХ века число предприятий выросло: в местечке работали типография, почта, салон фотографии, библиотека, аптека, 2 больницы, 6 школ, 2 церкви, 1 костел, 6 молельных домов, 54 ремесленнических мастерских, паровая и три водяные мельницы, 6 оте-лей. Рыночную площадь формировали 82 магазина, 5 раз в год здесь устраивались ярмарки.

Историческая застройка Сенно сильно пострадала в XX веке. На пересечении улиц Витебской, Мичурина и Красноармейской (бывшая Голынка) сохранилось старое еврейское кладбище с каменными надгробиями.

Туристам советуем зайти в музей Заира Азгура – скульптор родился на Сенненской земле.

Оболь

Деревянная Успенская церковь построена, предположительно, в 1840-е. Как утверждал этнограф начала XX века Кирилл Аникиевич, церковь перенесли в Оболь из поместья Лускиных, которые переехали жить в Варшаву. В 1929 году храм закрыли и использовали как складское помещение для хранения зерна.

Погребенка

В этой почти вымершей деревне стоит типовое здание почтовой станции (1832). Камень, лепнина, сводчатые окна, ковка и общий стиль указывают на то, что оно строилось с использованием элементов неоготики. Во внутреннем дворике сохранилось еще несколько построек, все они еще недавно использовались.

Ходцы

В Ходцах в 1900–1913 годах действовала суконная мануфактура фон Рентелей. От нее осталось лишь несколько хозпостроек начала XX века.

Легенда от автора проекта

Милая моя гаёвка

Вот еще одна легенда от старого лесника Семена.

Очень давно жила в деревне вдова, и сколько было у нее детей – все они покинули свет этот от болезни или от голода. Бог уберег только одного сына Костуся. Рос мальчик тихим, нелюдимым, а с такими, как водится, малышня деревенская не дружит, и часто ребята его обижали и дразнили. Со временем не стало у паренька и матери. Окончательно замкнулся Костусь в себе. Хата, двор и сад – все пространство, в котором он жил и чувствовал себя защищенным. А из людей разве что с бабушкой Паланьей, соседкой своей, он мог поговорить с доверием и открытостью, наверное, потому, что хорошо помнил, какими добрыми подругами они были с его матерью.

А еще Костусь любил лес, часто там и пропадал.

Случилась эта история осенью. Парень на зиму дрова заготавливал. Но по неопытности вовремя не отскочил, и большая сосна привалила к земле, острым суком пропоров его буквально насквозь. Очнулся бедолага в шалаше. Рана его была обложена листьями и присыпана каким-то серым порошком. Рядом с ним сидела девушка, а у ног ее – огромный волк. Незнакомка успокоила Костуся, сказала, что она с волком оставит его, а он уже к вечеру может подняться и идти домой. Парень неожиданно для себя попросил ее остаться, но та, тихо рассмеявшись, позвав за собой зверя, исчезла.

Рана и правда к заходу солнца затянулась буквально на глазах, и еще не спустились на землю осенние сумерки, как парень был уже дома. Пошел он к своей соседке, рассказал все, как было, что случилось с ним в лесу. Осмотрев затянувшуюся рану, старая Паланья помрачнела, долго молчала и все же решилась поведать Костусю, что это была лесная фея. Гаёвкой ее среди людей кличут.

– Это хорошо, что она тебя от неминуемой смерти спасла, – сказала женщина. – Но все это из памяти своей постарайся выбросить, забыть, что с тобой приключилось. Так для тебя же лучше. Послушай меня, старую.

Но где там…

И эту ночь, и все последующие долгие ночи не спалось парню, закрыв глаза, он как наяву все вспоминал ту короткую встречу с лесной феей. Прокручивал в памяти каждое мгновение, каждое движение незнакомки, каждый жест. А ее тихий, нежный смех так и слышал он…

В лес Костусь стал ходить зимой намного чаще обычного. Все заверял Паланью, что делает это по хозяйственной надобности. Но старуха понимала причину, почему зачастил Костусь в лес и пропадает там днями напролет, невзирая на холод лютый, на вьюги страшные.

Но сколько зиме не господствовать, пришел и ей срок передавать землю-матушку теплой и ласковой весне. От Масленицы до Купалья время пробежало в заботах.

С какой радостью готовились в деревне к волшебному празднику Купалья! И только мудрое сердце бабушки Паланьи ждало летнюю ночь с большим опасением и тревогой.

Продолжение следует



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В 1825 году представитель знатного рода Александр Скирмунт женится на Гортензии Орде, дочери Михаила Орды и Юзефы Бутримович.

Нынешний наш маршрут пролегает по Брестской области.


Па-над Полацкам вежы стромкія,Па-над Полацкам звоны бомкіяЗвонам-голасам будзяць-просяцца:Слова Божае ды не зносіцца!Хлеб узрошчаны будзе скошаны,Госці добрыя будуць прошаны,Душы ветлыя не зачыняцца,Беды розныя не прычыняцца.                Горад над Дзвіной. Надзея Салодка


Этот выпуск и следующий посвящены древнему прекрасному городу, – колыбели нашей истории, культуры, письменности, городу, который должен посетить каждый из нас, чтобы понять себя и осознать свою причастность к белорусскому народу, его истокам.