Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Акцент

№17 от 25 апреля 2019 года

Брак по «Дружбе»
Брак по «Дружбе»

Белорусские НПЗ бьют тревогу: российская нефть, поступающая к ним по знаменитому нефтепроводу «Дружба», в последние дни не соответствует требуемым стандартам качества.

Для Новополоцкого и Мозырского заводов это очень некстати. Они сегодня находятся на заключительном этапе модернизации и реконструкции, и последствия работы с некачественным сырьем могут быть весьма плачевными для современного оборудования. В итоге может возникнуть серьезная опасность не только для отрасли, но и для крупных иностранных инвестиционных проектов.

Что же пошло не так с российской нефтью? Уровень хлорорганических соединений в ней в десятки раз превышает допустимый. Такой продукт и перерабатывать сложнее, и полезных нефтепродуктов на выходе получается значительно меньше. Для оборудования это смертельно: чтобы уберечь его от коррозии, одну из дорогостоящих установок в Мозыре пришлось отключить, а «Нафтан» пока работает на старых запасах, увеличив количество реагентов, используемых для защиты технологического оборудования.

Идет посевная – горячая пора, и чтобы полностью обеспечить ее топливом, было принято решение ограничить экспорт белорусского бензина и дизельного топлива. Поставки за рубеж таких продуктов, как битум, газойль и мазут, продолжаются. Для оценки ущерба, нанесенного Мозырскому НПЗ из-за поставок загрязненной нефти, привлечены независимые эксперты и специалисты БелТПП. Как сказал заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов, говорить о масштабах ущерба, нанесенного поставкой нефти с измененными характеристиками, пока рано: многие вещи еще скрыты, так как производственный процесс герметичен. Внутреннее состояние реакторов и трубопроводов можно будет оценить только после капитального ремонта. Для того чтобы  обеспечить внутренний рынок в полном объеме, приостановлены контрактные обязательства по экспорту светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии.

Генеральный директор предприятия «Гомельтранснефть Дружба» Олег Борисенко на заседании оперативного штаба по контролю за ситуацией по поставкам нефти 21 апреля высказал предположение, что белорусские НПЗ смогут получать качественную нефть не ранее, чем через 8–10 дней. А в настоящее время уровень превышения загрязнения нефти от нормативного значения составляет почти  в 20 раз!

Сегодня «Гомельтранснефть Дружба» располагает более 700 тыс. тонн нефти, которая не соответствует качественным показателям, прорабатываются различные варианты действий с этой партией сырья, в том числе и возврат. Ситуация на внутреннем рынке остается стабильной. Учитывая пиковое потребление топлива, обусловленное посевной кампанией, было принято решение создать необходимый внутренний резерв нефтепродуктов. Вот как бывает: текла и текла качественная нефть по «Дружбе», а потом — раз, и загрязненная хлорсоединениями пошла… Как так вдруг могло все поменяться? В конце концов, существует же определенный выходной контроль у российских партнеров, который показывает, какого качества продукт отправится в дальний путь по нефтепроводу?

Думается, это тема для отдельного разговора, а сегодня уже важнее не кто виноват, а что делать. Жизнь в очередной раз подтвердила неизменную аксиому торговли: поставщиков продукции должно быть несколько. Так как поставщик имеет объективное свойство – иногда подводить. Умышленно или нет – пусть это останется на его совести, но у добросовестного покупателя есть свои интересы и обязательства, которые он привык соблюдать.

Заместитель гендиректора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб 23 апреля заявил журналистам, что Беларусь рассчитывает до конца года начать импорт нефти, альтернативной российской, через порты стран Балтии или Украины. Время пришло – нельзя зависеть от одного поставщика. Это, как показывает ситуация, Беларуси очень дорого обходится.

Да, не все так просто, но при должном подходе вопрос решается: белорусские НПЗ могут перерабатывать 18 сортов нефти, а это поставки из Азербайджана, Саудовской Аравии, Нигерии и других стран. Многое будет зависеть от условий по транспортировке, которые предложат поставщики, но свою логистику и конкретные маршруты доставки можно будет выстроить. Балтийские порты, Одесса либо их комбинация – все можно рассматривать и анализировать.

Российская сторона обещала исправить ситуацию за 1–2 дня, белорусские эксперты прогнозируют 8–10. Руководство «Транснефти» заверило вице-премьера Игоря Ляшенко, что предпринимаются все действия для откачки нефти с повышенным содержанием хлоридов, подмешивая более качественную нефть. Обещают, что в ближайшее время ситуация стабилизируется. А может, лучше в дальнейшем все-таки изначально поставлять качественную нефть, а не подмешивать ее неизвестно во что? Мы, конечно, понимаем, что недра земные бывают порой непредсказуемы, но чтобы в 20 раз… 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Храм Всех Святых в агрогородке Пиревичи Жлобинского района – уникальное строение. Сочетает в своей архитектуре московский стиль и древнерусское зодчество – больше в Беларуси такого нигде не встретишь. Изразцы и орнамент на фронтонах, особая форма наличников на окнах, молитвенный зал с парапетом из кокошников, увенчанный двухъярусным купольным барабаном. Здесь действительно есть на что посмотреть! Правда, имеется одно «но»: церковь, признанная историко-культурной ценностью, постепенно разрушается. В скором времени мы можем потерять святыню.


Уже в начале 2020-го белорусские врачи-инфекционисты знали: появление у нас первого зараженного COVID-19 – только вопрос времени. Поэтому год назад, ночью 27 февраля, главврач Городской клинической инфекционной больницы Николай Юровский, услышав в телефоне голос министра здравоохранения, сразу понял: ковид пришел! Вызвал такси и через несколько минут был на работе. 


В прошлую пятницу Президент провел в Витебске совещание по развитию АПК области.

Не первый год экологи бьют тревогу: на планету наступает пластик, активно распространяясь в виде упаковки, тары и во многом другом.