Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Культпоход

№15 от 11 апреля 2019 года

Весна печали нашей
Весна печали нашей

Эта весна стала очень грустным временем для всех поклонников советского кинематографа, забрав из жизни двух его ярчайших представителей: 19 марта умер 93-летний Марлен Мартынович Хуциев, а 4 апреля не стало 88-летнего Георгия Николаевича Данелия. Из четырех наиболее выдающихся грузинских режиссеров (в этот список я включаю еще Отара Иоселиани и Тенгиза Абуладзе) именно они перешли из разряда представителей кинематографа национальных республик к творцам всесоюзного масштаба.

Не случайно фильмы Марлена Хуциева и Георгия Данелия стали для всего народа Советского Союза олицетворением эпохи оттепели. Время больших надежд навсегда осталось воплощенным в кадрах хуциевской «Весны на Заречной улице», «Заставы Ильича» (там, кстати, в кадр несколько раз попадают афиши дебютного фильма Данелии «Сережа») и данелиевской картины «Я шагаю по Москве». Объединяла обоих режиссеров и печальная прокатная судьба их фильмов: и «Заставе Ильича», и киноленте «Тридцать три» пришлось полежать на полке… В застойные годы пути двух знаменитых тбилисцев совсем разошлись, Марлен Мартынович снимал очень мало, он был занят в основном организационной работой в Союзе кинематографистов, Данелия же режиссировал много, практически все его ленты периода «развитого социализма» становились кассовыми хитами, растаскивались на цитаты. Хотя, что интересно, в самом «народном» своем фильме «Джентельмены удачи» он всего лишь «художественный руководитель» и соавтор сценария. Режиссировать эту ленту было доверено Александру Серому.

Среди «большой тройки» великих советских комедиографов – Гайдай, Данелия, Рязанов – именно Георгий Николаевич отличался наибольшим разнообразием тем, эмоциональных регистров и жанровых вариаций. Он как никто другой умел показать  эмоциональный подъем – когда все так «на свете хорошо…» и хочется воскликнуть «Не горюй!», а также неизбежную похмельную меланхолию «Афони», двойственность и метания Бузыкина в «Осеннем марафоне», потерянность в жизни героев «Мимино» и «Паспорта», невыносимую серость нищей и нуворишской Москвы 1995 года в «Орле и решке». Фильм «Кин-дза-дза» практически открыл для советского зрителя жанр сатирической антиутопии и расширил восприятие научной фантастики. Кстати, именно анимационный ремейк «Ку! Кин-дза-дза» (2013), сделанный в соавторстве с Татьяной Ильиной, стал последней работой мастера.

Его фильмы всегда отличал потрясающе точный кастинг. Мало того, что лучшие свои роли у Георгия Данелия сыграли такие «зубры» кинематографа, как Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Леонид Куравлев, Юрий Яковлев, так еще сколько актеров он смог открыть широкой публике, начиная от безусого паренька Никиты Михалкова и Вахтанга Кикабидзе до «самого грузинского» француза Жерара Дармона, Романа Мадянова, Левана Габриадзе, Кирилла Пирогова… Кстати, любил маэстро снимать и себя, по примеру Эльдара Рязанова появляясь в неожиданных камео (краткое появление известного человека в эпизодической роли. – Прим. авт.) почти в каждом своем фильме.

Тысяча раз «Ку!», Георгий Николаевич!

N.B.

«На том свете увидимся, там нет границ…». Худ. фильм «Паспорт».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Его называют человеком-оркестром. Александр Адабашьян великолепен во всем, за что берется.


Говорят, последнее дело – судить о книге по обложке. Но именно так ко мне попал новый бестселлер Джоджо Мойес.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о…». В этот раз речь не о шекспировских героях.

Помните, как о состоянии Буратино судили лекари из сказки «Золотой ключик»: «Пациент скорее жив, чем мертв»?