Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>
Малая родина
>>>



Культпоход

№15 от 11 апреля 2019 года

Весна печали нашей
Весна печали нашей

Эта весна стала очень грустным временем для всех поклонников советского кинематографа, забрав из жизни двух его ярчайших представителей: 19 марта умер 93-летний Марлен Мартынович Хуциев, а 4 апреля не стало 88-летнего Георгия Николаевича Данелия. Из четырех наиболее выдающихся грузинских режиссеров (в этот список я включаю еще Отара Иоселиани и Тенгиза Абуладзе) именно они перешли из разряда представителей кинематографа национальных республик к творцам всесоюзного масштаба.

Не случайно фильмы Марлена Хуциева и Георгия Данелия стали для всего народа Советского Союза олицетворением эпохи оттепели. Время больших надежд навсегда осталось воплощенным в кадрах хуциевской «Весны на Заречной улице», «Заставы Ильича» (там, кстати, в кадр несколько раз попадают афиши дебютного фильма Данелии «Сережа») и данелиевской картины «Я шагаю по Москве». Объединяла обоих режиссеров и печальная прокатная судьба их фильмов: и «Заставе Ильича», и киноленте «Тридцать три» пришлось полежать на полке… В застойные годы пути двух знаменитых тбилисцев совсем разошлись, Марлен Мартынович снимал очень мало, он был занят в основном организационной работой в Союзе кинематографистов, Данелия же режиссировал много, практически все его ленты периода «развитого социализма» становились кассовыми хитами, растаскивались на цитаты. Хотя, что интересно, в самом «народном» своем фильме «Джентельмены удачи» он всего лишь «художественный руководитель» и соавтор сценария. Режиссировать эту ленту было доверено Александру Серому.

Среди «большой тройки» великих советских комедиографов – Гайдай, Данелия, Рязанов – именно Георгий Николаевич отличался наибольшим разнообразием тем, эмоциональных регистров и жанровых вариаций. Он как никто другой умел показать  эмоциональный подъем – когда все так «на свете хорошо…» и хочется воскликнуть «Не горюй!», а также неизбежную похмельную меланхолию «Афони», двойственность и метания Бузыкина в «Осеннем марафоне», потерянность в жизни героев «Мимино» и «Паспорта», невыносимую серость нищей и нуворишской Москвы 1995 года в «Орле и решке». Фильм «Кин-дза-дза» практически открыл для советского зрителя жанр сатирической антиутопии и расширил восприятие научной фантастики. Кстати, именно анимационный ремейк «Ку! Кин-дза-дза» (2013), сделанный в соавторстве с Татьяной Ильиной, стал последней работой мастера.

Его фильмы всегда отличал потрясающе точный кастинг. Мало того, что лучшие свои роли у Георгия Данелия сыграли такие «зубры» кинематографа, как Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Леонид Куравлев, Юрий Яковлев, так еще сколько актеров он смог открыть широкой публике, начиная от безусого паренька Никиты Михалкова и Вахтанга Кикабидзе до «самого грузинского» француза Жерара Дармона, Романа Мадянова, Левана Габриадзе, Кирилла Пирогова… Кстати, любил маэстро снимать и себя, по примеру Эльдара Рязанова появляясь в неожиданных камео (краткое появление известного человека в эпизодической роли. – Прим. авт.) почти в каждом своем фильме.

Тысяча раз «Ку!», Георгий Николаевич!

N.B.

«На том свете увидимся, там нет границ…». Худ. фильм «Паспорт».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В Минске на площади Победы в выставочном зале LIBRA для всех ценителей живописи и просто любопытных людей открылась уникальная выставка «Пабло Пикассо.

Как же здорово открывать для себя новые писательские имена!

Книгу Фредрика Бакмана «Три новеллы» мне хотелось приберечь на декабрь.

Всегда была уверена, что понимаю большинство книжных метафор.