Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Человек на своем месте

№12 от 21 марта 2019 года

500 тысяч километров судьбы
500 тысяч километров судьбы

Володя Мучинский мечтал о море. Безбрежными голубыми просторами, чудесами загранки его увлек «морской волк» – брат Александр из Керчи. Но когда настала пора подавать документы в мореходку, брат не вышел на связь. То ли в море был, то ли подвела телефония 1970-х… Отец Владимир Федорович утешал: «Можа, так яно будзе i лепш. Iдзi, сыне, на чыгунку – там не прападзеш!». Парень послушал совета. С тех пор ни разу об этом не жалел.

Честь мундира

У Мучинского-страшего, как говорят в народе, была «чуйка» на стоящее дело. Работая на торфопредприятии «Березинское», в 1960-е он перевез семью из Воложинского района в деревню Носилово под Молодечно. Тогда в этом городе стали строить завод металлоконструкций. Более того, Владимир Федорович отправился в Челябинск – учиться на разметчика, сварщика, слесаря. Назад вернулся на все руки мастером.

Понимание того, как важно быть профессионалом, отец передал сыну. Так что Владимир-младший, как и Владимир-старший, никогда не искал легких путей. Владимир Владимирович успевал хорошо учиться, быть помощником отцу с матерью и оставаться веселым, компанейским хлопцем для друзей:

– Возвращаясь за полночь с танцев, на зорьке вставал с отцом на сенокос.

Не дождавшись звонка из Керчи, Володя вместе с одноклассником Леней поехал в Минск – учиться на помощника машиниста тепловоза.

– Когда началась реальная работа в депо, понял, что нужно учиться дальше, и поступил в Даугавпилсский железнодорожный техникум, – рассказывает Владимир Мучинский.

Получив достойную профессию и став машинистом Молодечненского локомотивного депо Минского отделения Белорусской железной дороги, Владимир сделал предложение красавице Татьяне.

...1980-1990-е стали временем дальнейшего профессионального становления машиниста Мучинского. Он водил грузовые и пассажирские составы по маршрутам Молодечно–Полоцк, Молодечно–Вильнюс, управлял пассажирским поездом «Полоцк–Минск».

Философия перемен

Мы стоим у «именного» локомотива. На правом боку машины значится имя нашего героя: «Мучинский В.В.» и его напарника: «Пусько Р.Ч.». Именную машину нужно заслужить!

– Вся моя жизнь с «чыгункай» связана. Она для меня – все! – говорит, волнуясь, ветеран Белорусской железной дороги, то и дело переходя с русского на белорусский. Чувствуется, что оба языка для него родные.

До беседы со мной Владимир Мучинский одинаково легко «отработал» кино- и фотосъемку. И своей доброжелательности и общительности не растерял.

Внимание прессы к остающемуся в строю ветерану не случайно. Указом Президента №90 от 25 февраля 2019 года он награжден медалью «За працоўныя заслугi». Труд знатного машиниста отмечен знаками: «500 тысяч километров безаварийного пробега», «Выдатнiк Беларускай чыгункi», многочисленными грамотами, в том числе Миноблисполкома. Его фото неоднократно размещалось на Доске почета депо. Большинство наград вручены уже в новом тысячелетии. Однако Владимир Владимирович добросовестно и честно служил избранному делу и в 1970–1980-е, и в 1990-е.

Лучшей наградой для машиниста тепловоза в те годы стало выдвижение его в кандидаты членов КПСС. Будущий член компартии собирал в свободное время материалы для Книги боевой и трудовой славы музея Молодечненского депо, которая сегодня хранит память о тех, кто раньше служил на Белорусской железной дороге. Вспоминая СССР, Владимир Владимирович не забывает того, что потеряли, но и четко знает, что приобрели:

– Тогда люди были другими, более дружескими. Сейчас, как говорят, деньги правят бал... Вместе с тем раньше были проблемы с продуктами, а теперь купить можно все. Калi не гультай, заробiш. А еще в числе плюсов нового времени мне нравится свобода передвижения. Раньше, несмотря на то, что Польша входила в социалистический лагерь и СЭВ, отцу было непросто увидеться с троюродным братом, который там жил. Теперь – делай визу и езжай. С другой стороны, чрезмерная свобода разрушительна для молодежи. Она хочет всего, что называется, здесь и сейчас, и жить – как на Западе. А ведь экономика капстран создавалась столетиями!..

Как видим, жизнь сделала нашего героя философом, способным четко разделять, что такое хорошо, а что такое плохо.

...Как-то в начале 2000-х, когда Россия запросила помощи у белорусских железнодорожников, машинисту Мучинскому пришлось поработать на одной из сортировочных станций в Подмосковье. Ему доверили маневровый тепловоз в депо Люблино. Россияне с благодарностью вспоминают братскую поддержку белорусских коллег, и командированные остались не внакладе. Московские заработки нашего героя, например, пошли на строительство гаража и ремонт квартиры.

У такого деда не забалуешь

Служба в армии – в числе лучших воспоминаний ветерана отрасли. Перед призывом он успел поработать токарем, отучился и получил корочки водителя-механика тягача и тракториста. С таким «портфолио» легко влился в ряды вооруженных сил. Служил в Карелии (Беломорск) в радиотехнических войсках, электромехаником. Два года пролетели как один день. Отдав долг Родине, вернулся домой. Теперь Владимир Владимирович не понимает пацанов, косящих от призыва:

– Раньше девчата замуж не шли за таких!

У него нет сыновей, но растут внуки. У такого деда они точно не забалуют, более того, пойдут на армейскую службу с радостью. И профессию выберут по душе. Десятилетний Иван, как дед, мечтает водить поезда. Четырехлетний Роман пока мал и с профессией не определялся.

Вот и дочери Мучинских Анастасия и Наталья не росли белоручками. Старшая Анастасия окончила Гомельский  университет транспорта, работает экономистом на трубопрокатном заводе. Младшая Наталья после Витебского технологического вернулась в Молодечно. Так как в городе нет обувных производств, ее знания дизайна пригодились в магазине обоев.

Сейчас старейшина рода Мучинских – мать Антонина Францевна, разменявшая девятый десяток. Поскольку Владимира Федоровича уже нет, сын Владимир – ее надежда и опора, хозяин: он ведет родительское хозяйство, для процветания которого закуплена на подворье современная техника: мини-трактор, мотоблок, картофелесажалка.

Но, как говорится, не хлебом единым жив человек, поэтому рядом с домом появился пруд, построена узкоколейка, по которой движется мини-паровозик на ручной тяге. Со звездой и советским гербом. Паровозик Владимир Мучинский смастерил на досуге – из металлолома. На нем катаются не только дети. Недавно староста класса Володя Мучинский пригласил отметить 40-ю годовщину окончания школы одноклассников и свою любимую классную Ирину Леонидовну Бубен. Было весело.

 Фото Геннадия ЖИНКОВА

Ссылка на видео 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О лучших кадрах, сложностях профессии и главных принципах в работе поговорили с победителем национального конкурса «Золотая литера» – фотокорреспондентом отдела по подготовке и выпуску фотоинформации редакции визуальной информации по Брестской области УП «БЕЛТА» Вадимом Якубёнком.

День защитников Отечества считается мужским праздником.

Выбирая будущую профессию, мало кто задумывается о том, насколько она тяжела. Ну что, казалось бы, сложного быть учителем, археологом или милиционером?

«Золотой человек!» – так оценила одного из лучших работников отдела социальной службы ТЦСОН Заводского района Минска инспектор Тамара Давыдовская.