Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Малая родина
>>>
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>



Культура

№11 от 14 марта 2019 года

Про таких, как Я
Про таких, как Я

Если книга (даже на очень маленькое время) дает человеку ощущение, что он не один, – значит, все не зря. Так считает российская писательница лауреат премии всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» Нина Дашевская, книгами которой зачитываются наши дети. Секретами взаимопонимания с подрастающим поколением литератор поделилась с корреспондентом газеты «7 дней».

Литература не для предмета «литература», она для жизни

– Нина Сергеевна, говорят, что школьники и молодежь перестали читать, а если и берут в руки книгу, то не ту... Может, виноваты не слишком хорошо подобранные учебные программы по литературе?

– Взрослые часто думают, что дети читают не то, что им бы хотелось. Вот и говорят – дети не читают... Конечно, их не так много – но они есть. И современные дети умеют очень хорошо и интересно говорить о книгах – я в их возрасте так не умела.

А иллюзий по поводу «самой читающей страны» у меня нет. Раньше у нас других развлечений было не так много, вот и читали все подряд, лишь бы занять время... По-настоящему читающих людей никогда много не было.

А если говорить о школьной программе, то не думаю, что возможно составить программу по литературе, которая устроила бы всех. И тут очень важно оставлять выбор. Выбор для школы, для учителя, для ученика. Что читать, о чем говорить, что выучить наизусть – и учить ли.

Литература и история – те предметы, где «знания», количество информации не так важно... Зато можно поговорить об устройстве мира, человека... Проговорить ситуации, которые, может, никогда и не возникнут в жизни... Но о многом лучше прочесть в книге, чем почувствовать на собственном опыте. В истории можно быть полным двоечником, не знать дат и конкретных событий (тем более, их трактовка постоянно меняется) – но это возможность для всех, не только для будущих историков, понять, какие механизмы включаются, как двигается общество, что к чему приводит...

И в литературе – не вижу катастрофы в том, что человек вместо одного классика прочел другого; а вместо третьего читает современную книгу, которая либо станет классикой, либо нет. Литература не для предмета «литература», не для сдачи экзамена – она для жизни... ну и всегда есть надежда, что кто-то из учеников почувствует радость чтения не самого простого текста, и это как раз то, ради чего вообще стоит учиться читать.

Конечно, эту радость от чтения проще получить через современный текст, написанный про «таких, как я» – хотя всегда бывают исключения. Так что в школьной программе нужны и классики, и современники, и главное – свободный выбор.

Подростки, которые живут прямо сейчас

– О чем вы рассказываете подросткам в своих произведениях, какую истину хотите донести до их сердец?

– У меня есть сказочные повести, но главным своим делом я считаю говорить о самих подростках, какие они сейчас. В издательстве «Самокат» можно найти мои книги «Тео – театральный капитан» (история про мышь в оперном театре); и две книги для этой же аудитории – «Я не тормоз», про очень быстрого мальчика, и «День числа Пи», тоже про не совсем обычного подростка. В издательстве «КомпасГид» есть книга «Вилли» (про говорящий велосипед), и два сборника рассказов для ребят – «Около музыки» и «Второй».

Я всего лишь рассказываю истории. Мои герои – подростки, которые живут прямо сейчас, и они как раз и будут что-то такое делать с нашим миром дальше. И мы никогда не знаем будущего – но, учитывая, как быстро все меняется, должно получится интересно.

И мне удивительно, что мои истории откликаются, резонируют и попадают в самых разных читателей; кто-то видит там себя, кто-то – своих детей; кто-то, наоборот, совсем не похож...

Если книга (даже на очень маленькое время) дает человеку ощущение, что он не один – значит, труд писателя не зря.

– Что вы думаете о судьбах наших библиотек, городских и сельских, есть ли у них будущее, как им вернуть читателя к книжным полкам?

– Будущее – безусловно. И здесь очень велика роль личности в истории. Потому что иногда я оказываюсь в совершенно удивительных библиотеках, которые становятся центром культурной жизни. Все детские писатели знают библиотеки Ленинградской области – в Вырице, в маленьком рабочем городке Сланцы... В Выборге библиотека – вообще главное место в городе. Или в Красноярском крае – у меня была большая поездка именно по небольшим библиотекам, вдали от больших городов, очень впечатляющая.

Конечно, все эти работники библиотек совершают маленький подвиг на рабочем месте, а хотелось бы, чтобы у них было меньше поводов для героизма. Без грамотной государственной поддержки существовать библиотекам очень тяжело. Но если ждать помощи «сверху» – можно не сдвинуться с мертвой точки никогда. Думаю, тут очень важна открытость, обмен опытом между коллегами – сейчас, к счастью, уже не нужно неделями ждать письма. Есть интернет-ресурсы, позволяющие быть в курсе происходящего. Библиотекам можно устраивать онлайн-встречи с писателями... В общем, возможностей больше, чем кажется на первый взгляд.

Читатели бумажных книг не пропали

– Что думаете о конкуренции электронной книги и традиционной, в бумажном переплете?

– Я сама часто читаю с телефона. И это никак не мешает мне любить бумажные книги. Ну и есть факты – книга, текст которой лежит в открытом доступе в интернете, покупается лучше. Это старая история – сначала думали, что фотография убьет изобразительное искусство; кино перейдет дорогу театру, а изобретение звукозаписи ставит под удар музыкальные концерты. Как мы видим – ничего никуда не делось. На международную ярмарку интеллектуальной литературы Non/Fiction в Москве стояли длинные очереди. И уличный книжный фестиваль в Минске, на котором я была в прошлом году, доказывает – читатели бумажных книг не пропали.

Это в очередной раз засвидетельствовала и XXVI Минская книжная выставка-ярмарка.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

На завершившемся открытом российском кинофестивале «Кинотавр» председателем жюри основного конкурса был народный артист России Константин Хабенский.

Каждый раз после провала на экзаменах в театральный плакала, но была уверена, что на следующий год поступлю. Сомнения не мешают тому, чего сильно хочешь.

Елена Малышева – доктор настоящий: окончила с красным дипломом Кемеровский медицинский институт, факультет лечебного дела. Затем – аспирантуру Московской академии медицинских наук. В 2007 году защитила диссертацию на соискание степени доктора медицинских наук. Но мы ее знаем как ведущую программы «Здоровье» на «Первом канале», которая выходит в эфир вот уже 22 года.

Есть люди, которые не верят, что понятие «вечный двигатель» – бессмысленно. Потому что вся их жизнь это опровергает. Один из таких примеров – Валентина Козлова.