Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>
Малая родина
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№11 от 14 марта 2019 года

Сарья
Сарья

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Храм в деревне Сарья был построен как костел и освящен во имя Пресвятой Девы Марии. Автор сооружения в неоготическом стиле – прусский архитектор Густав Шахт. Костел построили по заказу владельца имения Игнатия Лопатинского в память о его рано умершей жене Марии.

За не санкционированную официальными властями постройку католического храма помещик едва не угодил в Сибирь. Храм из красно-бурого кирпича сегодня является одним из лучших памятников «пламенеющей готики» в Беларуси.

Продолжаем путешествовать по Витебщине.

Сарья

Успенская церковь.

В 1857 году в деревне возвели Успенскую церковь. Здание храма строилось как костел, но почти сразу же после окончания строительства было передано православным верующим. После этого храм существенно не реконструировался. В советское время здание церкви использовалось как склад, а в начале 1990-х его вернули верующим. В храме хранятся иконы святых Петра и Февронии с частицами их мощей. Неподалеку от церкви установлено два памятника, первый – это место захоронения местных землевладельцев, которые и построили храм, второй – памятник святым Петру и Февронии. В деревне в XIX веке располагался усадебный комплекс. К сожалению, от него сохранились только фрагменты парка и въездная брама, которая недавно была отреставрирована.

Бигосово

Железнодорожная станция.

Поселение возникло в 1866 году при строительстве Риго–Орловской железной дороги и первоначально называлось станцией Георгиевской. Здесь тогда построили деревянное здание вокзала, пакгауз и жилой дом. В 1904 году станция Георгиевская Сушковской волости насчитывала 3 двора и 23 жителя. В 1901‑м были построены новые дома для персонала станции. Железнодорожный вокзал, памятник архитектуры стиля модерн возведен в 1924–1926 годах.

Балины

 Часовня.

Здесь на местном кладбище стоит часовня Наисвятейшей Троицы в стиле классицизма, возведенная в XIX веке.

Верхнедвинск

Церковь Святого Николая.

Старое название города, которое использовалось до 1962 года, – Дрисса. Верхнедвинск расположен как раз там, где река Дрисса впадает в Западную Двину. В городе есть несколько небольших архитектурных достопримечательностей.

Костел Рождества Девы Марии, скорее всего, был построен в 1809 году и несколько перестроен в 1867 году. Храм отреставрирован и находится в хорошем состоянии. Также в городе есть церковь Святого Николая, построенная в 1819-м. В Верхнедвинске есть еще несколько исторических строений, их можно отнести к рядовой городской застройке XIX – начала XX века. Эти небольшие архитектурные памятники дополняют туристическую атмосферу города.

Леонполье

Троицкая церковь.

Основная архитектурная достопримечательность деревни – усадебный комплекс середины XVIII века. До наших дней сохранилось главное здание комплекса – небольшой дворец и несколько других жилых построек, относившихся к усадьбе. Все эти здания находятся в плохом состоянии. Центральный корпус сохранился хорошо и используется под костел.

Есть в деревне Леонполье и другая интересная достопримечательность – деревянная Троицкая церковь в стиле барокко 1782 года постройки. Храм находится в отличном состоянии.

В Леонполье стоит мемориальная колонна в честь принятия Конституции Речи Посполитой 1791 года, поставленная в том же году. И наконец, здесь сохранилось здание бывшей школы, построенное в 1930-х. Школ такого плана было много в первой половине XX века по всей Беларуси, но до наших дней дошли единицы.

Росица

Троицкий костел.

Троицкий костел возведен в 1911 году в неороманском стиле. Первоначально у храма были две высокие башни, которые можно видеть на старых фото, однако в 1934 году эти башни снесли.

В межвоенный период здание костела использовалось как молодежный клуб. В Великую Отечественную войну, в феврале 1943 года, деревня Росица попала в зону проведения немецкой карательной операции «Зимнее волшебство». Нацисты планировали создать 40-километровую зону без людей и населенных пунктов. Для выполнения этой задачи они сожгли более 300 деревень на территории Беларуси и еще несколько сотен на территории России. Многих жителей этих деревень сожгли вместе с их домами, остальных отправили в концлагеря.

Эта страшная участь постигла и Росицу. Местных жителей собрали в костеле, где они почти пять дней ожидали фашистского «суда». Затем молодых и крепких людей отправили в лагеря, а пожилых, слабых, беременных и больных сожгли в самых больших хатах и конюшне на противоположном от костела берегу озера. Всего тогда погибло 1528 человек. Тем страшным событиям посвящено оформление главного алтаря храма. На месте, где погибли жители деревни, установлен большой крест, а на въезде в деревню стоит небольшой памятник с мемориальными надписями.

От Свято-Евфросиниевской церкви (1866) в Росице остались лишь руины.

Опытная

Главный корпус усадьбы.

Дворцово-парковый комплекс Нитославских построен во второй половине XIX века. Центральным объектом комплекса стало здание дворца, возведенное в стиле позднего классицизма. Дворец представляет собой одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с двумя боковыми выступами. В советское время в нем располагался ветеринарный техникум, сейчас здание и весь комплекс в упадке.

Освея

Руины дворца.

В Освее сохранились руины дворца Гильзенов, который был построен здесь в 1782 году. Это фактически единственное, что осталось от величественного и роскошного дворцово-паркового комплекса, который, помимо прочего, включал также и костел (от этого костела сохранился лишь фундамент). Есть в городке еще несколько небольших архитектурных памятников. Во-первых, это деревянная церковь Святого Георгия, построенная в XIX веке. Во-вторых, монастырский корпус 1759 года, в котором долгое время был госпиталь.

Боровка

Евфросиниевская церковь.

Церковь Святой Евфросинии Полоцкой построена в 1846 году.

Узмёны

Николаевская церковь.

Церковь Святого Николая Чудотворца из красного кирпича построена в 1875 году.

Легенда от автора проекта

Береза у храма

Скромные, утонченные черты храма четко вырисовываются под легкими облаками высокого неба. В большинстве своем культовые постройки издавна обрамлялись деревьями. Возраст которых и красота иногда восхищают не менее, чем стоящие под их сенью архитектурные памятники.

Но у этого храма, кроме невысокой ограды из бутового камня, стоит только одно дерево. Старая, доживающая свой век, береза. Она и храм были похожи друг на друга своим стремлением к небу, силуэтными чертами без излишеств, тонким выражением скромности. Хоть и соседствовали они буквально в десятков шагов друг от друга, но и в храме, и в березе явно читалось одиночество и не каждому открывающаяся глубокая тоска.

Как гласит рассказанная местными жителями история, которая со временем, скорее всего, превратится в красивую легенду, сразу где-то после Первой мировой войны стал в храме служить молодой священник, присланный церковными властями издалека. И, согласно истории, влюбился он в дочь здешнего старосты. Неизвестно, взаимны ли были их чувства, знала ли девушка о любви священника, но у отца ее были совсем другие планы на ее замужество.

В зятья к нему набивался хозяин огромной мельницы, стоящей на берегу полноводной реки. Очень, говорят, он был богатым. Несколько раз был женат, но жены его по различным обстоятельствам уходили из жизни. Вот и на этот раз мельник, похоронив жену, спустя какое-то время снова решил жениться и намекнул старосте о своих намерениях посвататься к его дочери. Как ни была девушка против, говорят, что даже несколько раз сбегала из дома, но отец был непреклонен. Неравный брак состоялся.

Венчание будущих супругов проходило именно в этом храме. Буквально сразу после церемонии молодой священник на углу церковной ограды посадил маленькую березу.

Дальше события развивались стремительно. На смену старой власти приходит новая, жестокая, с воинствующими атеистами, с высылками целыми семьями в Сибирь «враждебных элементов». Староста погибает в тюрьме буквально в первые дни прихода Советов. Мельник умудряется откупиться, передав мельницу и дом в колхоз. У его жены от потрясений последнего времени случаются преждевременные роды, но без медицинской помощи и она, и ребенок умирают.

От мельника требуют сдать в пользу власти якобы хранящиеся у него драгоценности, и он решается на побег. Обращается к настоятелю храма с просьбой похоронить его жену и ребенка.

Отложилось в памяти людей, что похороны те проходили поздно вечером на местном кладбище. Хоронили женщину и дитя в одном закрытом гробу. Спустя совсем небольшое время в углу ограды при храме, у березы появляется небольшой, искусно вырезанный крест, и всегда у его подножья были живые цветы. Понимая, что скоро и за ним придут, священник просит местного церковного сторожа похоронить его под березой, рядом с крестом. Возможно, сторожу было рассказано еще что-то важное, сокровенное, и на этом родилась история о молодом священнике и его любви.

Настоятель храма вскоре трагически погибает, сторож хоронит его рядом с дубовым крестом, под которым, вероятно, в тайне была захоронена дочь старосты.

Время не пощадило ни могилу священника, ни крест, но храм и береза по-прежнему тянутся к высокому небу.


 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Этот выпуск и следующий посвящены древнему прекрасному городу, – колыбели нашей истории, культуры, письменности, городу, который должен посетить каждый из нас, чтобы понять себя и осознать свою причастность к белорусскому народу, его истокам.

Теперь эта деревня носит название Пламя, а раньше – Белица. Она известна с 1533 года. Позже поселение разделилось на несколько: Малая Белица, Старая Белица и Новая Белица.

Игнат Буйницкий родился в семье мелкого шляхтича в 1861 году. Окончил землемерное училище и некоторое время работал землемером. Объезжал окрестные деревни, мерил наделы, но не только. Он еще увлеченно записывал народные песни, танцы, обычаи. Вскоре у него накопилось много материала. В 1907 году Буйницкий решил создать в фольварке Поливачи любительский театральный коллектив.

Ушачи известны с XVI века как великокняжеский городок при замке. Безусловно, поселение на этом месте было основано гораздо раньше.