150 золотых маршрутов моей Беларуси

№11 от 14 марта 2019 года

Сарья
Сарья

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Храм в деревне Сарья был построен как костел и освящен во имя Пресвятой Девы Марии. Автор сооружения в неоготическом стиле – прусский архитектор Густав Шахт. Костел построили по заказу владельца имения Игнатия Лопатинского в память о его рано умершей жене Марии.

За не санкционированную официальными властями постройку католического храма помещик едва не угодил в Сибирь. Храм из красно-бурого кирпича сегодня является одним из лучших памятников «пламенеющей готики» в Беларуси.

Продолжаем путешествовать по Витебщине.

Сарья

Успенская церковь.

В 1857 году в деревне возвели Успенскую церковь. Здание храма строилось как костел, но почти сразу же после окончания строительства было передано православным верующим. После этого храм существенно не реконструировался. В советское время здание церкви использовалось как склад, а в начале 1990-х его вернули верующим. В храме хранятся иконы святых Петра и Февронии с частицами их мощей. Неподалеку от церкви установлено два памятника, первый – это место захоронения местных землевладельцев, которые и построили храм, второй – памятник святым Петру и Февронии. В деревне в XIX веке располагался усадебный комплекс. К сожалению, от него сохранились только фрагменты парка и въездная брама, которая недавно была отреставрирована.

Бигосово

Железнодорожная станция.

Поселение возникло в 1866 году при строительстве Риго–Орловской железной дороги и первоначально называлось станцией Георгиевской. Здесь тогда построили деревянное здание вокзала, пакгауз и жилой дом. В 1904 году станция Георгиевская Сушковской волости насчитывала 3 двора и 23 жителя. В 1901‑м были построены новые дома для персонала станции. Железнодорожный вокзал, памятник архитектуры стиля модерн возведен в 1924–1926 годах.

Балины

 Часовня.

Здесь на местном кладбище стоит часовня Наисвятейшей Троицы в стиле классицизма, возведенная в XIX веке.

Верхнедвинск

Церковь Святого Николая.

Старое название города, которое использовалось до 1962 года, – Дрисса. Верхнедвинск расположен как раз там, где река Дрисса впадает в Западную Двину. В городе есть несколько небольших архитектурных достопримечательностей.

Костел Рождества Девы Марии, скорее всего, был построен в 1809 году и несколько перестроен в 1867 году. Храм отреставрирован и находится в хорошем состоянии. Также в городе есть церковь Святого Николая, построенная в 1819-м. В Верхнедвинске есть еще несколько исторических строений, их можно отнести к рядовой городской застройке XIX – начала XX века. Эти небольшие архитектурные памятники дополняют туристическую атмосферу города.

Леонполье

Троицкая церковь.

Основная архитектурная достопримечательность деревни – усадебный комплекс середины XVIII века. До наших дней сохранилось главное здание комплекса – небольшой дворец и несколько других жилых построек, относившихся к усадьбе. Все эти здания находятся в плохом состоянии. Центральный корпус сохранился хорошо и используется под костел.

Есть в деревне Леонполье и другая интересная достопримечательность – деревянная Троицкая церковь в стиле барокко 1782 года постройки. Храм находится в отличном состоянии.

В Леонполье стоит мемориальная колонна в честь принятия Конституции Речи Посполитой 1791 года, поставленная в том же году. И наконец, здесь сохранилось здание бывшей школы, построенное в 1930-х. Школ такого плана было много в первой половине XX века по всей Беларуси, но до наших дней дошли единицы.

Росица

Троицкий костел.

Троицкий костел возведен в 1911 году в неороманском стиле. Первоначально у храма были две высокие башни, которые можно видеть на старых фото, однако в 1934 году эти башни снесли.

В межвоенный период здание костела использовалось как молодежный клуб. В Великую Отечественную войну, в феврале 1943 года, деревня Росица попала в зону проведения немецкой карательной операции «Зимнее волшебство». Нацисты планировали создать 40-километровую зону без людей и населенных пунктов. Для выполнения этой задачи они сожгли более 300 деревень на территории Беларуси и еще несколько сотен на территории России. Многих жителей этих деревень сожгли вместе с их домами, остальных отправили в концлагеря.

Эта страшная участь постигла и Росицу. Местных жителей собрали в костеле, где они почти пять дней ожидали фашистского «суда». Затем молодых и крепких людей отправили в лагеря, а пожилых, слабых, беременных и больных сожгли в самых больших хатах и конюшне на противоположном от костела берегу озера. Всего тогда погибло 1528 человек. Тем страшным событиям посвящено оформление главного алтаря храма. На месте, где погибли жители деревни, установлен большой крест, а на въезде в деревню стоит небольшой памятник с мемориальными надписями.

От Свято-Евфросиниевской церкви (1866) в Росице остались лишь руины.

Опытная

Главный корпус усадьбы.

Дворцово-парковый комплекс Нитославских построен во второй половине XIX века. Центральным объектом комплекса стало здание дворца, возведенное в стиле позднего классицизма. Дворец представляет собой одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с двумя боковыми выступами. В советское время в нем располагался ветеринарный техникум, сейчас здание и весь комплекс в упадке.

Освея

Руины дворца.

В Освее сохранились руины дворца Гильзенов, который был построен здесь в 1782 году. Это фактически единственное, что осталось от величественного и роскошного дворцово-паркового комплекса, который, помимо прочего, включал также и костел (от этого костела сохранился лишь фундамент). Есть в городке еще несколько небольших архитектурных памятников. Во-первых, это деревянная церковь Святого Георгия, построенная в XIX веке. Во-вторых, монастырский корпус 1759 года, в котором долгое время был госпиталь.

Боровка

Евфросиниевская церковь.

Церковь Святой Евфросинии Полоцкой построена в 1846 году.

Узмёны

Николаевская церковь.

Церковь Святого Николая Чудотворца из красного кирпича построена в 1875 году.

Легенда от автора проекта

Береза у храма

Скромные, утонченные черты храма четко вырисовываются под легкими облаками высокого неба. В большинстве своем культовые постройки издавна обрамлялись деревьями. Возраст которых и красота иногда восхищают не менее, чем стоящие под их сенью архитектурные памятники.

Но у этого храма, кроме невысокой ограды из бутового камня, стоит только одно дерево. Старая, доживающая свой век, береза. Она и храм были похожи друг на друга своим стремлением к небу, силуэтными чертами без излишеств, тонким выражением скромности. Хоть и соседствовали они буквально в десятков шагов друг от друга, но и в храме, и в березе явно читалось одиночество и не каждому открывающаяся глубокая тоска.

Как гласит рассказанная местными жителями история, которая со временем, скорее всего, превратится в красивую легенду, сразу где-то после Первой мировой войны стал в храме служить молодой священник, присланный церковными властями издалека. И, согласно истории, влюбился он в дочь здешнего старосты. Неизвестно, взаимны ли были их чувства, знала ли девушка о любви священника, но у отца ее были совсем другие планы на ее замужество.

В зятья к нему набивался хозяин огромной мельницы, стоящей на берегу полноводной реки. Очень, говорят, он был богатым. Несколько раз был женат, но жены его по различным обстоятельствам уходили из жизни. Вот и на этот раз мельник, похоронив жену, спустя какое-то время снова решил жениться и намекнул старосте о своих намерениях посвататься к его дочери. Как ни была девушка против, говорят, что даже несколько раз сбегала из дома, но отец был непреклонен. Неравный брак состоялся.

Венчание будущих супругов проходило именно в этом храме. Буквально сразу после церемонии молодой священник на углу церковной ограды посадил маленькую березу.

Дальше события развивались стремительно. На смену старой власти приходит новая, жестокая, с воинствующими атеистами, с высылками целыми семьями в Сибирь «враждебных элементов». Староста погибает в тюрьме буквально в первые дни прихода Советов. Мельник умудряется откупиться, передав мельницу и дом в колхоз. У его жены от потрясений последнего времени случаются преждевременные роды, но без медицинской помощи и она, и ребенок умирают.

От мельника требуют сдать в пользу власти якобы хранящиеся у него драгоценности, и он решается на побег. Обращается к настоятелю храма с просьбой похоронить его жену и ребенка.

Отложилось в памяти людей, что похороны те проходили поздно вечером на местном кладбище. Хоронили женщину и дитя в одном закрытом гробу. Спустя совсем небольшое время в углу ограды при храме, у березы появляется небольшой, искусно вырезанный крест, и всегда у его подножья были живые цветы. Понимая, что скоро и за ним придут, священник просит местного церковного сторожа похоронить его под березой, рядом с крестом. Возможно, сторожу было рассказано еще что-то важное, сокровенное, и на этом родилась история о молодом священнике и его любви.

Настоятель храма вскоре трагически погибает, сторож хоронит его рядом с дубовым крестом, под которым, вероятно, в тайне была захоронена дочь старосты.

Время не пощадило ни могилу священника, ни крест, но храм и береза по-прежнему тянутся к высокому небу.


 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Ушачи известны с XVI века как великокняжеский городок при замке. Безусловно, поселение на этом месте было основано гораздо раньше.

Через Глубоччину, по которой мы путешествуем на этот раз, проходит дорога из Полоцка на Вильнюс – старый Ольгердов путь. Появился он в результате походов великого князя литовского Ольгерда на Москву в 1368, 1370, 1372 годах. По этой дороге великий князь вел свои войска в поход. Во времена княжения Витовта этот тракт назывался Витовтов путь.

Большинство достопримечательностей Беларуси имеют многовековую историю. О некоторых известны доподлинные факты, а некоторые овеяны тайнами и предположениями. Так и с одной из достопримечательностей Витебской области – валуном-жертвенником в деревне Двор-Торонковичи.

Недалеко от Витебска, в агрогородке Мазолово, стоит усадьба «Милое». Ее хозяин, Игнат Маньковский, был человеком незаурядным, он вошел в историю как публицист и просветитель. С его именем также связана одна интересная история, произошедшая в 1797 году и ставшая известной на всю Российскую империю. Касается она и постройки имения в Мазолово.