Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Малая родина
>>>
Давайте разберемся!
>>>
Конкурс
>>>



Мозг в режиме off

№10 от 07 марта 2019 года

Их стоимости НЕ удовлетворяют
Их стоимости НЕ удовлетворяют

Начну издалека. В 1951 году вышла чудесная такая книжка Николая Носова. «Витя Малеев в школе и дома». Там всяко-разно про будни школьников. Многое из нее, конечно, сейчас ребятишкам покажется архаичным. Чернильницы те же. Или переживания из-за арифметики и классических задач. Про бассейн с выливающейся водой и поездами из точки А в точку Б. Старшее поколение меня поймет. Я сама эти задачи помню со школьной поры и вздрагиваю, ибо гуманитарий. Но, поверьте, это были цветочки… Ягодки явно кушают уже наши детки.

Показать какое-нибудь задание из современного учебника 1-го класса семилетке из 1950-х, он потерял бы дар речи. Возможно, навсегда. С одной стороны – логично. Время не стоит на месте. Предметов школьных становится больше, программы усложняются. Нарекание вызывает другое. Нынешние семилетки учатся по пособиям, которые, мягко говоря, вызывают недоумение. Хотя, знаете, очень хочется как раз таки выразиться грубо.

Все психологи трубят – не приучайте ребенка делать домашние задания совместно с родителем. Потом можно, дескать, проверить. Но решать и разбираться – сам, сам, дружочек. Я честно стараюсь следовать этому правилу. Не «наседничать». Но получается плохо. Совсем.

Ко мне подошла растерянная дочь с задачей про бабочек и божьих коровок. «Зачеркни лишние рисунки, слова и числа в условиях задач. Было пять (первый рисунок бабочек), прилетело столько же (второй рисунок уже непонятно кого. Бабочек? Мотыльков? Молей? Редких видов колорадских жуков, занесенных в Красную книгу?) Прилетело пять (рисунок божьих коровок). Сколько было бабочек? Реши задачу» Во-первых, что значит лишние рисунки? Не нужны? А как тогда над задачей размышлять, если первым делом зачеркивать надо что-то и потом уже решать? Во-вторых, совершенно непонятно, кто изображен во втором прилете – бабочки или не бабочки. Если мотыльки или иные чешуекрылые, задача становится из разряда «тупой и еще тупее». Типа было пять бабочек, прилетело пять непоймикого и еще пять божьих коровок. Сколько было бабочек, уже ясно из условия. Что ищем? Если же на втором рисунке бабочки, то непонятно, почему они на первом одни, на втором другие. Это, простите, пособие по математике для первого класса или учебник лепидоптерологии (науки о бабочках)? К чему эта путаница? Ладно, я больше с Пушкиным дружу, чем с Пифагором. Но супруг, имеющий высшее математическое образование, тоже изрядно озадачился. Эта более чем странная задача вызвала настоящий резонанс, когда я попросила помощи в соцсетях. Если вы ожидаете, что я напишу правильный ответ, то напрасно. К единому выводу так и не пришли. Ответ знают только авторы – Г.А. Муравьева и М.А. Урбан.

Гуманитарии, впрочем, недалече ушли. Очередные создатели учебных пособий для первоклассников предлагают расширить орфографический запас детей и провести чудный урок по составлению слов по первым буквам. «Данила, Около, Дом, Ирис, Кот». Составили?! И вот придет кроха с вопросом к отцу, а кто это собственно такой, додик? А значений у слова-то много. От вполне пристойного – худой и тощий – до не самого приличного в воровском жаргоне. К чему, спрашивается, детей готовим?!

Пугают сленги? Надо бы поинтеллигентней чего? Политературней? Нате. Подруга, которая помогала разгадывать ребус с насекомыми, в свою очередь поделилась наболевшим. Ее сын в прошлом году участвовал в математическом конкурсе. Она зачитала мне условие одного задания. Напоминаю, это первый класс! Вчерашние детсадовцы! «Наташа купила в магазине 4 игрушки. Их стоимости удовлетворяют следующим равенствам...» Я не поверила. Троллишь, да? Она выслала мне скриншот, где русским по белому внизу пропечатано, что конкурс проводится Академией последипломного образования при поддержке Министерства образования Республики Беларусь. Составители мои дорогие! Взять бы каждого из вас за руку, подвести да пускай и к одаренному математически шести/семилетке и произнести: «их стоимости удовлетворяют следующим равенствам». И посмотреть на реакцию ребенка. К чему этот выхолощенный громоздкий официоз?! Вот, правда, авторы, ау, вы неповоротливо-казенный язык для школьников младших классов откуда берете? Из дипломных? Кандидатских? Докторских?

…В общем, психологи, давайте с рекомендациями в другой раз. Попозже зайдем.

Фото автора



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

…Крошечный малыш сидит в своем стульчике и широко улыбается беззубой открытостью белому свету. Увидев родное лицо, тянется ручонками и ждет.

Вот вам загадка: у кого-то есть, кому-то не досталась, кто-то с кроватью, а кто-то без. Ладно, не гадайте. Родители первоклассников поймут меня сразу же.

О том, что грамотность современных юношей и девушек оставляет желать лучшего, писано-переписано.

Ну что, родители первоклассников и первоклассниц, все собраны к 1 сентября? Мы тоже готовимся к линейке и пышным бантам, а заодно запасаемся платочками для слез умиления.