Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Тема номера

№6 от 07 февраля 2019 года

Уловки упаковки
Уловки упаковки

Все уже давно привыкли, что на полках магазинов и супермаркетов в основной массе лежат продовольственные товары, упакованные производителями, скажем так, по весьма странным правилам.

Например, молоко – 900, 930, 950 миллилитров, творог – 180 граммов, сливочное масло – 160–180 граммов, подсолнечное масло – 0,8–0,9 литра, пакеты гречки и риса – 0,7–0,9 килограмма, кофе – 95, 450 граммов и т. д. Напитки тоже в большей массе представлены в нетипичных для покупателя объемах: 0,9, 1,45, 1,9 литра вместо привычных 1, 1,5 и 2 литра. Это касается не только продуктов питания: на лаках, красках, технических средствах и жидкостях, бытовой химии, парфюмерии и многих других потребительских товарах можно встретить этикетки со «странными» весами и объемами. Многие скажут: вроде примерно как и было, да и ладно… Но зачем такая «точность» и почему вес и объем, как правило, смещаются только в сторону уменьшения?

И щи были кислее, и колбаса вкуснее

Времена тотального дефицита давно прошли: канули в лету годы относительной стабильности советской эпохи, когда неискушенный покупатель быстро опустошал полки продовольственных (и не только) магазинов и особо, как говорят, не заморачивался упаковкой, развесовкой, ассортиментом и т. д. – все было вкусно и натурально. Кстати, о натуральности. Многие ностальгируют по вкусу и полезности советских продуктов, мол, вот тогда умели делать, не то что сейчас… Знаете, умеют и сейчас.

По мнению Марины Дьяковой, заместителя начальника отдела общественного питания ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома», рецептуры и техпроцесс производства любимых многими продуктов советской эпохи специалистами не забыты: мясокомбинаты, молокозаводы и кондитерские фабрики в состоянии сегодня выпускать и «Докторскую» колбасу, и торт «Киевский», и много-много еще вкусного, без всяких «Е» и, не дай бог, ГМО. Почему же этого не происходит?

Не стоит забывать, что мы давно живем не по законам Госплана СССР и его распределения, а в условиях потребительского рынка, который жестко диктует свои законы. Сколько было, например, у нас мясных, молочных и кондитерских производств во времена советской Белоруссии и сколько их насчитывается сейчас? Добавилась масса частных и акционерных предприятий с высокими мощностями, и всем надо жить: зарабатывать, выплачивать зарплаты работникам, развиваться и работать на экспорт. В советское время вопрос хранения продуктов не стоял – они не успевали портиться, так как особо не залеживались на прилавках.

Сегодня ситуация иная: рынок перенасыщен. Для сохранения потребительских качеств производители вынуждены использовать консерванты, красители, усилители вкуса, регуляторы кислотности и прочие «прелести» современного производства – никто не знает, как скоро твоя продукция попадет на прилавки супермаркета, торговля сегодня в буквальном смысле избалована поставщиками. Все эти факторы не могли не сказаться на вкусе любимых продуктов – он, естественно, стал иным для тех, кто помнит давние времена. Ничего не поделаешь, сегодня для производителя главное – успешно продать свою продукцию, а для покупателя – приобрести полюбившийся и качественный товар по привлекательной цене. Вот на этом «фронте» и разворачиваются основные баталии между производителем и потребителем: как говорится, кто кого…

Законы жанра

Истоки иллюзий известны: технология уменьшения объема или веса продукта без снижения его стоимости downsizing (англ. «уменьшение размера») пришла к нам с Запада – там давно и успешно она применяется в розничной торговле, заставляя покупателей приобретать более дорогие товары.

Создается иллюзия, будто товар более дешевый по сравнению с другими. Также это является эффективным способом не дать заметить покупателю увеличения стоимости. Скажем сразу главное: в том, что производители зачастую обозначают на упаковке товаров «странные» веса и объемы, юридически прямого обмана покупателя нет. Но, будем откровенны, хитрость маркетологов здесь все же есть: все рассчитано на покупателей, которые не заморачиваются в выборе.

Еще с советских времен все привыкли к упаковкам, кратным килограмму, литру и т. д. Даже сегодня многие, покупая продукты, уверены, что упаковки соответствуют привычным цифрам. Но вот здесь и подвох. Маркетологи, стремясь сохранить спрос, придумали уменьшать объем продукции. Это значит, что меньшая упаковка и стоит несколько меньше – для покупателя это зачастую главный аргумент. И действительно, потребитель, который психологически не привык платить большие деньги за привычные товары, выбирает упаковку меньшего размера. Это уже стало феноменом мирового масштаба – даже в прогнозируемые периоды снижения объемов продаж рост реализации товаров в упаковках меньшего объема не только сохраняет прибыль, но и увеличивает ее. Продажи товаров в таких упаковках также выгодны не только производителям, но и торговым сетям, магазинам. Покупатель чаще приходит за покупками, увеличивая оборот.

Доверяй, но проверяй

К сожалению, некоторые производители, уменьшая вес или объем, стоимость соразмерно не уменьшают: прием продать меньше товара за ту же цену в надежде на то, что никто этого не заметит, получил широкое распространение. Но пусть это останется на совести производителей. Опять же, вроде никакого обмана нет: вес и цена указаны, товар налицо. Хочешь – покупай, хочешь – нет, никто же не заставляет. При подобной практике потребитель зачастую чувствует себя в привычных для него ценовых рамках, а если и упаковка по габаритам похожа на ту, где раньше был обычный объем, то можно вообще не заметить подвоха. Что же делать покупателю в момент непростого выбора? Совет таков: внимательно изучайте этикетки и сравнивайте информацию, среди широкого выбора товаров всегда найдутся выгодные варианты как по цене, так и по весу или объему.

Жизнь идет своим чередом: покупатели, набираясь опыта, становятся более внимательными в выборе, а законодатели, изучая реалии и общественное мнение, тоже не остались в долгу: с 21 февраля текущего года все субъекты торговли обязаны указывать на ценниках не только цену за определенную производителем фасовку, но и за привычные для нас килограмм или литр.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.