Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Тема номера

№6 от 07 февраля 2019 года

Уловки упаковки
Уловки упаковки

Все уже давно привыкли, что на полках магазинов и супермаркетов в основной массе лежат продовольственные товары, упакованные производителями, скажем так, по весьма странным правилам.

Например, молоко – 900, 930, 950 миллилитров, творог – 180 граммов, сливочное масло – 160–180 граммов, подсолнечное масло – 0,8–0,9 литра, пакеты гречки и риса – 0,7–0,9 килограмма, кофе – 95, 450 граммов и т. д. Напитки тоже в большей массе представлены в нетипичных для покупателя объемах: 0,9, 1,45, 1,9 литра вместо привычных 1, 1,5 и 2 литра. Это касается не только продуктов питания: на лаках, красках, технических средствах и жидкостях, бытовой химии, парфюмерии и многих других потребительских товарах можно встретить этикетки со «странными» весами и объемами. Многие скажут: вроде примерно как и было, да и ладно… Но зачем такая «точность» и почему вес и объем, как правило, смещаются только в сторону уменьшения?

И щи были кислее, и колбаса вкуснее

Времена тотального дефицита давно прошли: канули в лету годы относительной стабильности советской эпохи, когда неискушенный покупатель быстро опустошал полки продовольственных (и не только) магазинов и особо, как говорят, не заморачивался упаковкой, развесовкой, ассортиментом и т. д. – все было вкусно и натурально. Кстати, о натуральности. Многие ностальгируют по вкусу и полезности советских продуктов, мол, вот тогда умели делать, не то что сейчас… Знаете, умеют и сейчас.

По мнению Марины Дьяковой, заместителя начальника отдела общественного питания ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома», рецептуры и техпроцесс производства любимых многими продуктов советской эпохи специалистами не забыты: мясокомбинаты, молокозаводы и кондитерские фабрики в состоянии сегодня выпускать и «Докторскую» колбасу, и торт «Киевский», и много-много еще вкусного, без всяких «Е» и, не дай бог, ГМО. Почему же этого не происходит?

Не стоит забывать, что мы давно живем не по законам Госплана СССР и его распределения, а в условиях потребительского рынка, который жестко диктует свои законы. Сколько было, например, у нас мясных, молочных и кондитерских производств во времена советской Белоруссии и сколько их насчитывается сейчас? Добавилась масса частных и акционерных предприятий с высокими мощностями, и всем надо жить: зарабатывать, выплачивать зарплаты работникам, развиваться и работать на экспорт. В советское время вопрос хранения продуктов не стоял – они не успевали портиться, так как особо не залеживались на прилавках.

Сегодня ситуация иная: рынок перенасыщен. Для сохранения потребительских качеств производители вынуждены использовать консерванты, красители, усилители вкуса, регуляторы кислотности и прочие «прелести» современного производства – никто не знает, как скоро твоя продукция попадет на прилавки супермаркета, торговля сегодня в буквальном смысле избалована поставщиками. Все эти факторы не могли не сказаться на вкусе любимых продуктов – он, естественно, стал иным для тех, кто помнит давние времена. Ничего не поделаешь, сегодня для производителя главное – успешно продать свою продукцию, а для покупателя – приобрести полюбившийся и качественный товар по привлекательной цене. Вот на этом «фронте» и разворачиваются основные баталии между производителем и потребителем: как говорится, кто кого…

Законы жанра

Истоки иллюзий известны: технология уменьшения объема или веса продукта без снижения его стоимости downsizing (англ. «уменьшение размера») пришла к нам с Запада – там давно и успешно она применяется в розничной торговле, заставляя покупателей приобретать более дорогие товары.

Создается иллюзия, будто товар более дешевый по сравнению с другими. Также это является эффективным способом не дать заметить покупателю увеличения стоимости. Скажем сразу главное: в том, что производители зачастую обозначают на упаковке товаров «странные» веса и объемы, юридически прямого обмана покупателя нет. Но, будем откровенны, хитрость маркетологов здесь все же есть: все рассчитано на покупателей, которые не заморачиваются в выборе.

Еще с советских времен все привыкли к упаковкам, кратным килограмму, литру и т. д. Даже сегодня многие, покупая продукты, уверены, что упаковки соответствуют привычным цифрам. Но вот здесь и подвох. Маркетологи, стремясь сохранить спрос, придумали уменьшать объем продукции. Это значит, что меньшая упаковка и стоит несколько меньше – для покупателя это зачастую главный аргумент. И действительно, потребитель, который психологически не привык платить большие деньги за привычные товары, выбирает упаковку меньшего размера. Это уже стало феноменом мирового масштаба – даже в прогнозируемые периоды снижения объемов продаж рост реализации товаров в упаковках меньшего объема не только сохраняет прибыль, но и увеличивает ее. Продажи товаров в таких упаковках также выгодны не только производителям, но и торговым сетям, магазинам. Покупатель чаще приходит за покупками, увеличивая оборот.

Доверяй, но проверяй

К сожалению, некоторые производители, уменьшая вес или объем, стоимость соразмерно не уменьшают: прием продать меньше товара за ту же цену в надежде на то, что никто этого не заметит, получил широкое распространение. Но пусть это останется на совести производителей. Опять же, вроде никакого обмана нет: вес и цена указаны, товар налицо. Хочешь – покупай, хочешь – нет, никто же не заставляет. При подобной практике потребитель зачастую чувствует себя в привычных для него ценовых рамках, а если и упаковка по габаритам похожа на ту, где раньше был обычный объем, то можно вообще не заметить подвоха. Что же делать покупателю в момент непростого выбора? Совет таков: внимательно изучайте этикетки и сравнивайте информацию, среди широкого выбора товаров всегда найдутся выгодные варианты как по цене, так и по весу или объему.

Жизнь идет своим чередом: покупатели, набираясь опыта, становятся более внимательными в выборе, а законодатели, изучая реалии и общественное мнение, тоже не остались в долгу: с 21 февраля текущего года все субъекты торговли обязаны указывать на ценниках не только цену за определенную производителем фасовку, но и за привычные для нас килограмм или литр.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Жилой комплекс «Грушевский посад» расположен в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Грушевка». В состав комплекса входят четыре каркасно-блочных дома высотой от 18 до 23 этажей. Возводит его крупный столичный застройщик – «Жилстройкомплект» (ЖСК).

Хорошие урожаи черники, брусники, голубики и клюквы прогнозируются в Витебской области. Если погода будет благоприятной, то и на Гродненщине черники также ожидается много. На Могилевщине  – ниже среднего уровня, а в других областях  – средняя урожайность.

Столичные организации всерьез обеспокоены проблемой нарушения парковок во дворах жилых домов, ведь проплешины на зеленых зонах не украшают город. Для их защиты устанавливают делиниаторы, столбики, которые препятствуют парковке автомобиля в запрещенном месте. Используются и бетонные полусферы.

За два последних месяца нет роста обращений в службы занятости. В апреле их число даже снизилось  по отношению
и к марту, и к апрелю 2019 года.