Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№5 от 31 января 2019 года

Мнюто
Мнюто

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Через Глубоччину, по которой мы путешествуем на этот раз, проходит дорога из Полоцка на Вильнюс – старый Ольгердов путь. Появился он в результате походов великого князя литовского Ольгерда на Москву в 1368, 1370, 1372 годах. По этой дороге великий князь вел свои войска в поход. Во времена княжения Витовта этот тракт назывался Витовтов путь. Позже состоянием этого тракта очень был озабочен король Речи Посполитой Стефан Баторий, который также проходил войной на Псков по этой дороге. В 1920–1930-е, когда Западная Беларусь была под Польшей, по указанию польских властей Ольгердов путь начали мостить. Фрагменты этого мощения сохранились до сих пор.

Выходец из этой местности художник Язеп Дроздович в 1923 году работал над созданием альбома «Голубичская пуща». Одна из его работ называется «Витовтовы мосты». Мастер стремился оставить на бумаге то, что память народная сохранила с XV века. Количество дорог Витовта на землях Витебщины даже трудно подсчитать. Они вели от столицы Великого Княжества Литовского в сторону Полоцка, Витебска, Лукомля. На рисунке Дроздовича – обычная лесная дорога через небольшой сосновый бор. Только старые курганы возле нее напоминают о прошлых событиях.

Мнюто

Костел Девы Марии.

В 1910 году в деревне возвели костел Девы Марии. Храм живописно расположен рядом с большим озером, которое, как и деревня, называется Мнюто.

Костел – типичный образец  неоготики. В нем был крещен Вацлав Ластовский – белорусский писатель, общественный и политический деятель, историк, филолог. Уже в советское время он получил звание академика и стал директором Белорусского государственного музея. В начале 30‑х годов XX века  был обвинен по сфабрикованному делу о так называемом Союзе за освобождение Беларуси», приговорен к высылке и позже, в 1938 году, расстрелян.

Усадебный дом Перковских.

Рядом с деревней когда-то была расположена усадьба Перковских. Деревянный усадебный дом начала XX века в наши дни используется под жилье. Также от усадьбы сохранились амбар, конюшня и фрагменты парка.

Бобруйщина

Церковь Святого Иоанна Предтечи.

Здесь сохранилась каменная православная церковь Святого Иоанна Предтечи 1873 года постройки. Еще одной достопримечательностью деревни до 2011 года был деревянный католический храм Святого Антония Падуанского. Костел был заброшен и не действовал, а несколько лет назад здание рухнуло.

Бывшая мельница.

Но в деревне сохранилась водяная мельница (конец XIX – начало XX века), недавно ее перестроили в коттедж.

Зябки

Мельница.

История деревни начиналась с железнодорожной станции. Располагалась она на железнодорожной ветке Бологое – Седлецкая, которая прокладывалась в 1902–1907 годах. В Зябках в то время был построен по типовому проекту вокзал. Он сохранился до наших дней. На станции когда-то был целый комплекс помещений: казармы для железнодорожных служащих, учеников и преподавателей железнодорожного училища. Здание училища размещалось рядом, но оно не сохранилось. В то же время была построена и товарная железнодорожная станция.

Другая достопримечательность деревни – мельница. Вернее, ее руины. Построена мельница была по немецкому проекту под руководством двух инженеров, которые специально для этого приезжали из Германии. Это был четырехэтажный дом с хранилищем и балконом, а рядом стояла кузница.

Плиса

Храм Параскевы Пятницы.

В 1887 году в Плисе была построена православная церковь. Говорят, раньше здесь стоял и униатский храм. Церковь возведена в ретроспективно-русском стиле, освятили ее в честь святой Параскевы Пятницы. В 1960-х храм закрыли. Из него сделали сельский клуб, алтарь превратили в сцену. Сейчас храм возвращен верующим.

Плиса –  древнее местечко. Здесь до Второй мировой жило много евреев, была в Плисе и синагога. На окраине деревни остались старые еврейские могилы.

Протасы-Кукровские

Вознесенская церковь.

К югу от озера Поречское, между деревнями Протасы-Кукровские, Артемы и Кукры стоит Вознесенская церковь. Построена она во второй половине XIX века.

Прошково

Костел Святого Яна.

Здесь от усадьбы Дубошинских сохранился усадебный дом и фрагменты парка. В деревне в конце XIX века был построен деревянный костел Святого Яна.

Дом Дубошинских.

Селище

Руины костела Святой Вероники.

Основной местной достопримечательностью являются руины монастырского комплекса начала XVIII века. Центральное место в нем занимал костел Святой Вероники, построенный в 1726 году. Костел и бывшие монастырские корпуса теперь находятся в полуразрушенном состоянии.

Монастырь бернардинцев в Селище основан в 1674 году надворным хорунжим ВКЛ Жигимонтом Адамом Слушкой. В 1726–1728 годах на пожертвования полоцкого подчашего Яна Рогозы  бернардинцы начинают строительство каменного монастыря и костела Святой Вероники. Стройка продолжалась вплоть до начала XIX века. Однако жить в построенном монастыре монахам довелось недолго – после восстания 1830–1831 годов монастырь был закрыт, а здание костела частично перестроено и приспособлено под православную церковь.

Легенда от автора проекта

Жеребенок

(Окончание. Начало в №51 за 2018 год).

Не проходило и дня, чтобы она не подначивала мужа. Убеждала конюха, что Жеребенок и есть причина всех бед, которые могут если не сегодня, так завтра обрушиться на их семью. А тут как раз произошло несколько событий, на первый взгляд, не предвещающих ничего плохого. Но озлобленная женщина использовала их в свою пользу, чтобы лишний раз убедить супруга, что она права в  предположениях.

Граф, вернувшись из поездки в Среднюю Азию, привез необыкновенно красивого белого жеребца, который был так хорош, что невозможно глаз отвести. Но животное это никогда не было под седлом. Хозяин имения поставил  задачу перед слугами объездить жеребца в самое ближайшее время.

Но увечья и переломы стали результатом тщетного старания работников конюшни достичь поставленной графом цели. Пострадал и сам старший конюх. Однако спустя несколько недель работники двора с великим удивлением увидели, как на строптивом жеребце спокойно разъезжает юная девушка – Жеребенок. Когда и как усмирила она коня, никто не знает.

Граф на радостях одарил девушку несколькими серебряными монетами. «Вот, – шипела жена конюха, – ты здесь лежишь со сломанными ребрами, а эта соплячка ходит с серебром в карманах».

И еще произошел один случай... Накануне местного праздника граф решил организовать конные скачки, а победителей потом наградить. Сам граф не рискнул сесть на коня. Но на празднике все собравшиеся с удивлением увидели в шеренге участников соревнований на белом молодом скакуне Жеребенка. Как потом выяснилось, девушка обратилась к хозяину с просьбой разрешить ей принять участие в скачках именно на этой лошади. В результате она скачки и выиграла.

И эта ее победа стала последним «доводом» в цепочке наговоров жены конюха. Она все же убедила мужа в том, что нужно любыми способами избавиться от Жеребенка. Он, послушав жену, идет на преступление: поджигает конюшню.

Сбежавшиеся работники спасают лошадей и не дают огню нанести большой урон. Приезжает на пожар и граф. Конюх и его жена, стоя на коленях, божатся, что видели своими глазами, как Жеребенок подожгла конюшню.

Бедная девушка пытается оправдаться, говорит, что она никогда бы не навредила лошадям. Но хозяин имения поверил конюху и его жене, и девушку до приезда полиции сажают под замок. 

...Может, Жеребенок сама сбежала, может, ей кто помог, но девушки не обнаруживают на следующий день. Мало этого, выясняется, что ускакала она на белом жеребце.

Граф был в бешенстве, приказал поймать беглянку. Но тут ему докладывают, что нашлись свидетели того, что конюшню поджег старший конюх. Под угрозой пыток конюх и его жена признаются во лжи. Их выгоняют из имения. Граф сменяет гнев на милость  и просит найти девушку, передать, что ей ничего не угрожает.

Но, как говорит легенда, ее не нашли. «Ускакал Жеребенок, – шептались работники конюшни, – мать свою искать. Если, конечно, она жива. Будем Бога молить о том, чтобы они встретились. А Он милостивый, нас услышит».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.