Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Давайте разберемся!

№4 от 24 января 2019 года

Соль белорусских дорог
Соль белорусских дорог

Зимняя пора – настоящее испытание для дорожных и коммунальных служб. Обеспечить должное состояние проезжей части и пешеходных зон в снегопад, мороз и гололед – дело непростое.

Надо не только оперативно расчищать улицы и дворы от снега, но и быстро реагировать на погодные изменения: не успел вовремя обработать антигололедным составом дорогу – смотри вечером сводки о многочисленных ДТП по телевизору. Все давно привыкли, что для обработки наших улиц, внутридомовых территорий и автомагистралей традиционно используют соль (хлористый натрий) и песок.

Если песок не вызывает опасений: почва, какая от нее опасность, то с солью сложнее. Насколько безопасно ее использование на дорогах? Таким вопросом озадачился Анатолий Иванович Григорьев, обратившись в электронном письме к руководству Белорусского телеграфного агентства с просьбой рассмотреть его на страницах СМИ. В частности, он недоумевает: «Но что происходит теперь на дорогах? Регулярно наблюдаю такую картину: посыпали солью – дорога мокрая от талого снега под воздействием соли. В 4–5 часов утра снова проезжает больше-
грузная спецмашина и СНОВА!!! вываливает на мокрую (вчера посыпанную солью дорогу) очередные десятки тонн чистейшей соли! Хоть караул кричи. Бедная наша минская земля! Бедная наша минская растительность! Бедные и безразличные водители данных спецмашин – им приказало начальство!..»

Как это работает

За разъяснениями мы обратились в ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» – организацию, которая поддерживает состояние столичных дорог  на должном уровне. Заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства Олег Лукашенко рассказал, что обработка противогололедными составами проезжей части улиц и тротуаров зимой неизбежна: это делается в соответствии с правовыми актами и нормативной документацией для предупреждения возникновения зимней скользкости, обеспечения беспрепятственного и безопасного движения автомобильного транспорта и пешеходов.

Решение об обработке противогололедными материалами принимается на основании прогноза погоды, получаемого от Белгидрометеоцентра, а также фактически складывающейся метеорологической обстановки. За три часа до прогнозируемого начала осадков (снег, мокрый снег, переохлажденный дождь), понижения температуры до -1°С
и ниже для предупреждения образования скользкости проводится профилактическая обработка покрытий материалами, разрешенными к использованию и прошедшими соответствующие лабораторные испытания: применяется галит марки А (технический хлористый натрий) и песчано-соляные смеси на его основе.

Когда выпадают осадки, для предупреждения налипания снега и образования снежно-ледяного наката на проезжей части улиц и тротуарах, для безопасного движения автомобильного транспорта и предотвращения травматизма пешеходов улицы обрабатываются противогололедными материалами согласно техническому кодексу и технологическим картам.

В снегопад старший мастер всегда находится на объезде территории и, исходя из складывающейся дорожной ситуации, принимает решение о  повторной обработке противогололедными материалами всего участка, если есть такая необходимость, либо локально, в выявленных местах с повышенной опасностью (гололедица, образование снежно-ледяного наката, наледи, снежные заносы).

Ничего в этом абсурдного, как показалось Анатолию Ивановичу Григорьеву, нет: повторная обработка проводится не просто так, а с учетом конкретных погодных условий и метеорологических прогнозов. Более того, в конце смены старший мастер передает своему сменщику задание для людей и техники, обозначает проблемные участки и указывает время их обработки противогололедными материалами: похоже, именно момент повторной обработки и попал в поле зрения автора письма…

Дешево и сердито

А что думают об обработке улиц солью и песком ученые? Директор Центра экологических решений руководитель программы по химической безопасности и отходам Евгений Лобанов предлагает этот вопрос рассматривать с двух сторон.

С одной стороны – обработка дорог противогололедными материалами решает задачу безопасности дорожного движения и пешеходов, с другой – смесь воздействует на окружающую среду и это, мягко скажем, не лучшим образом отражается на экологии. Повышенное содержание соли в почве делает ее менее плодородной и менее пригодной для жизни растений. После обработки дорог и автомагистралей антигололедными составами соль из-за интенсивного движения автомобилей неизбежно оседает на деревьях, растущих вдоль автомагистралей, что приводит к нарушению их нормального роста и даже гибели.

Есть еще очень важный аспект: не существует никаких нормативов по количеству и концентрации соли для посыпки дорог и тротуаров. Например, многим приходилось наблюдать, как работники коммунальных служб на внутридомовых территориях рассыпают ее на дорожках, как говорится, «на глазок» и «от души».

Снег с улиц, как правило, вывозят либо на плавильные пункты, либо на специальные площадки-снегохранилища. Он впоследствии на этих площадках тает, а соль в почве остается. Жители близлежащих домов обеспокоены: соль, скапливаясь в почве, губит растительность.

Ну а с белыми «разводами» на обуви и одежде знаком каждый – избавиться от них, особенно на обуви, весьма непросто.

Еще один момент. Практически все автолюбители, кроме самых неискушенных, знают, что десятилетний автомобиль, который эксплуатировался в ближайших европейских странах, будет выглядеть намного лучше, чем такой же, но пробежавший аналогичный срок в Беларуси. Нет, водители там не лучше, просто в Европе дороги солью не посыпают, поэтому и кузова автомобилей не ржавеют так быстро.

Согласитесь, такие побочные эффекты от применения песчано-солевых смесей в итоге весьма ощутимы для белорусов: портится обувь, одежда, автомобили, наносится урон экологии. 

Что делать?

Многие государства давно отказались от использования песчано-солевых смесей и применяют такие средства, как, например, гранитную крошку, мелассу (побочный продукт свеклосахарного производства). В таких случаях сцепление с дорогой улучшается не за счет растапливания льда до асфальта, как это делает соль, а создания абразивной поверхности для лучшей «сцепки» с дорогой автошин и обуви пешеходов. Понятно, что применение соли на наших дорогах пока экономически оправдано – запасов хлористого натрия на солигорском комбинате еще более чем достаточно. Но, может быть, уже стоит задуматься и об альтернативных вариантах на перспективу? Ведь терпение природы не бесконечно...

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Что изменится в школьных столовых Минска после массового отравления учеников.


На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!


Биометрические паспорта и ID-карты начнут выдавать уже в 2021 году.  О том, какие у них преимущества и кто сможет получить новые документы в первую очередь, говорим с начальником Департамента по гражданству и миграции МВД Алексеем Бегуном.