Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



На заметку потребителю

№4 от 24 января 2019 года

Взрослые ошибки детского меню
Взрослые ошибки детского меню

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, красивыми, умными и по возрасту развитыми. А это напрямую связано с их питанием. О том, какие типичные ошибки делают взрослые в подборе рационального, сбалансированного и правильного питания для детей, рассказывает заместитель генерального директора НПЦ по продовольствию Национальной академии наук кандидат технических наук, доцент Елена Моргунова.

– Правильное питание ребенка – залог его здоровья в будущем, об этом постоянно твердят медики и диетологи. Но порой оказывается, что даже самая усердная, умная и продвинутая мама не всегда может обеспечить своему чаду полноценный рацион. Как правило, по мере взросления ребенка в его тарелке появляется не совсем полезная еда, которая к тому же содержит обилие приправ, всевозможных добавок, красителей и консервантов.

Питание – это то, что нужно нашему организму для построения себя. А берет он аминокислоты (фундамент из белка), жиры (стройматериал для клеток), углеводы (чистая энергия), витамины, микро- и макроэлементы (катализаторы всех обменных процессов в организме), воду. Отсутствие или недостаток тех или иных элементов в питании – и  реакции начинают идти в организме медленно  – замедляется обмен веществ.

– Кто больше ошибается при подборе рациона – детские дошкольные учреждения или родители?

– Те и другие. Если ребенок большую часть времени проводит в организованных коллективах (сад, школа), то его питанием занимаются другие люди, а не родители. Если изучить ежедневное меню в детском саду, то чаще всего на завтрак – каша (углевод); обед: суп (овощи – углеводы), второе (картофель, салат – углеводы), кусочек мяса или рыбы (белок), полдник – молоко и выпечка (углевод). Как мы видим, с углеводами в детском меню перебор.

По дороге из садика сердобольная мама или бабушка покупают тетрапакет сока (200 мл), в котором содержится в среднем 25 граммов углеводов. Это примерно 2 столовые ложки сахара. Никакая мама не даст ребенку такой концентрированный сахарный сироп. А в готовом продукте под названием «сок» – пожалуйста!

Кроме этого, многие дети отказываются от еды, если она не сладкая, не пьют чистую воду, а только сладкую, что нарушает углеводный обмен и готовит почву для сахарного диабета.

– Как это сказывается на детском организме?

– Ребенок становится не-управляемым, плохо запоминает, с трудом концентрирует внимание. Рафинированный сахар, так же как и содержащие сахар кондитерские изделия, является источником исключительно простых углеводов. Он получил определение «добавленный сахар», потому что добавляется в различные блюда и напитки. Потребление значительного количества добавленного сахара приводит к развитию диабета, ожирения, кариеса, сердечно-сосудистых заболеваний.

Неизрасходованные сахара превращаются в жир, создавая предпосылки для ожирения. Избыток глюкозы в крови «засахаривает» белки, выводя их из строя, снижает иммунитет, препятствует работе ферментов, гормонов, ранит кровеносные капилляры. В этом глюкозном сиропе  под названием кровь с  удовольствием растут и развиваются микроорганизмы, потому что им очень комфортно и питательно  в такой среде.

Центральной нервной системе и поджелудочной железе очень сложно справиться с таким огромным количеством углеводов. Глюкоза и фруктоза – очень сильные стимуляторы. Поступая в клетку, эти простые сахара используются ею в качестве источника энергии, которая с успехом выходит наружу в виде гиперактивности ребенка.

Вот вам ответ на вопрос: почему современным детям тяжело даются физические нагрузки и уроки физкультуры? Если ваш ребенок предпочитает питаться  конфетами, соками, печеньками и ничего другого в него не «засунешь», то белок брать неоткуда, антитела не вырабатываются. Ребенок начинает часто и длительно болеть. Другим любителям сладкого, если они и не болеют, тяжело даются физические нагрузки, уроки физкультуры.

Конечно, я не против углеводов, ребенок растет и затрачивает много энергии, ему необходимы углеводы, но во всем нужна мера.

– То есть углеводы важны...

– Функция углеводов в организме человека в основном сводится к снабжению его энергией. Они широко представлены в растительных продуктах в виде сложных углеводов, таких как крахмал, и простых сахаров – глюкозы и фруктозы. Фрукты и овощи содержат как простые сахара, так и крахмал. Все зерновые продукты: мука, крупы и макароны – содержат в основном крахмал.

Углеводы делятся на сложные и простые, и их требуется нашему организму больше всего, так как они служат основным источником энергии. Калорийность углеводов 4 ккал/г.

Сложные углеводы содержатся в крахмалосодержащих продуктах – хлебе, кашах, макаронных изделиях, а также овощах и фруктах. Например, 100 миллилитров молока содержит 1 чайную ложку молочного сахара. Чтобы головной мозг не нуждался в глюкозе, достаточно в сутки 30–45 граммов углеводов, а это всего лишь 2–3 столовые ложки сахара.

Конечно, исключить сладости из меню ребенка очень непросто. Понять же, какие именно продукты полезны, а вот в полезности каких мы ошибаемся – вопрос довольно сложный.

К примеру, в полезной овсяной каше в одной порции массой 60 граммов содержится 30 граммов углеводов (2 ст. л. сахара)! Вывод: с количеством углеводов необходимо соблюдать осторожность, не забывать про белки, витамины, микро- и макроэлементы и воду! Простых углеводов (сахар, а также сладости и напитки на его основе) требуется гораздо меньше, не более 50 граммов в день.

– Какой пищи не хватает в первую очередь  в меню наших детей?

– Белковой. Детям нужно больше есть мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, где содержится основное количество белка. В белке содержатся и незаменимые, и заменимые аминокислоты. Незаменимые аминокислоты – это те, которые в организме не вырабатываются, поэтому должны быть получены с пищей (белок куриного яйца, коровье молоко, сыры (адыгейский, сулугуни), рыба, мясо).

В раннем возрасте ребенка особенно ценны белки молочных продуктов. Они содержат весь комплекс незаменимых аминокислот, легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом. Получая полноценное белковое питание, малыш усвоит необходимое количество жиров, из которых с успехом построит клеточные мембраны, синтезирует гормоны, защитит себя от рахита.

Белок – это главный строительный материал, то, из чего состоят кости, мышцы, сосуды, органы, ткани, кожа. Он очень важен, особенно для растущего организма ребенка. Ему ежедневно нужны ферменты, гормоны, биологически активные амины. Если организм не дополучит их с пищей, то возьмет их из мышц. Не съели норму белка – страдает сначала сердечная мышца, а потом его отсутствие начинает сказываться на других органах. Из белка строятся сосуды. Когда его не хватает, они становятся вялыми, снижается давление, кровь не «добивает» до мозга, клетка не удерживает воду,  организму нечем переваривать пищу (все пищеварительные ферменты – это белки). А еще  это «транспорт». Есть в организме белок – нужная витаминка попадет в нужную клетку. Замкнутый круг!

Недостаток его сказывается на осанке (сутулость, сколиоз), иммунитете  (все гормоны, ферменты, антитела – белки), росте, развитии, в том числе половом.

Продолжение следует.
 
Совместный проект газеты «7 дней»
и НПЦ Национальной академии наук Беларуси
по  продовольствию



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В Беларуси разработана первая группа детских чайных напитков из местных трав, цветов, плодов.

Важно соблюдать питьевой режим. Увлажненные слизистые – первый барьер на пути вируса. Считается, что человеку необходимо не менее 25 мл/кг в сутки. Однако эта цифра может доходить до 60 мл/кг. Все зависит от физического и физиологического состояния, возраста, наличия заболеваний, рациона, привычек.

Производители должны указывать на маркировке, как хранить воду и в каких условиях. Открытую бутылку рекомендуется держать в холодильнике. Желательно не более суток.

Физкультурой и спортом в Беларуси занимается 2,13 млн человек. К их услугам 23,3 тыс. физкультурно-спортивных сооружений: стадионов, клубов, оздоровительных центров и т. д.