Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Искусство

№52 от 27 декабря 2018 года

Двенадцать из десяти в 2018-м
Двенадцать из десяти в 2018-м

Подводить итоги киногода в формате списка лучших фильмов всегда тяжело, ведь взгляд любого кинообозревателя субъективен, а тут еще и неизбежная невозможность посмотреть всю палитру мирового кино за год.

Но конкретно уходящий 2018-й даже в условиях этих ограничений выдался удивительно мощным и разнообразным, чем весьма облегчил мою работу. Итак, десятка лучших фильмов года, где каждый сможет найти себе что-то свое.

10. Блокбастер года. «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Вообще, прорывов в мире «аттракционного» кино в 2018-м почти не было, несмотря на мегаломанских «Мстителей» и сорвавшей в американском прокате огромный куш «Черной пантеры». Все эти штучки от Marvel мы видели не раз и, объективно говоря, на этом поле нужна революция, подобная той, которую совершил Кэмерон с «Аватаром», или сами марвеловцы, когда только создавали свою вселенную. И на этом фоне крайне выигрышно смотрится ностальгический аттракцион Стивена Спилберга. Да, фильм отчетливо играет на чувствах повзрослевших детей 1980–90-х, но делает это виртуозно.

9. Пляска смерти года. «Экстаз» Гаспара Ноэ и «Суспирия» Луки Гуаданьино. Удивительно, что два фильма, в которых работа хореографа играет важнейшую роль, оказались в нашем прокате так близко друг к другу, причем в каждом из них танец является частью чего-то большего, несравненно более страшного.

8. Вестерн года. «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэн и «Братья Систерс» Жака Одиара. Первый фильм, вышедший лишь в интернете, в своей калейдоскопической структуре исследует разные грани почтенного жанра, человеческой глупости и подлости, в чем братьям Коэн по-прежнему мало равных. Второй – это неожиданный выход на американскую сцену певца французских иммигрантов и отщепенцев Одиара с превосходным актерским дуэтом Хоакина Феникса и Джона Си Райли.

7. Смутное предчувствие года. «Закат» Ласло Немеша. Пожалуй, самый недооцененный фильм года, особенно на фоне громкого успеха дебюта Немеша. Размышления на тему того, как пожары 1913 года бросают свой отблеск на 1918-й. Очень хотелось, чтобы игру Юли Якаб оценили европейские киноакадемики, но не срослось.

6. Тарантино года. «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Дрю Годдарда. Макабрическая и смешная история семи незнакомцев, «случайно» оказавшихся в отеле на границе Невады и Калифорнии. Великолепный актерский состав во главе с ветераном Джеффом Бриджесом погружает нас в атмосферу поздних 60-х, а выныривать оттуда, понятно, не хочется, несмотря на кровавую круговерть сюжета.

5. Классика года. «Холодная война» Павла Павликовского. Фильм, недавно отхвативший все важнейшие «еврооскары», кажется, снимался с расчетом стать мгновенной классикой. И, как ни странно, у него это получилось. История «токсичных» (слова года по версии оксфордского словаря) отношений на фоне разделенной Европы 1940–60-х прошлого века. Отдельные кадры этого фильма очень хочется сохранить и сверстать из них фотоальбом.

4. Нарцисс года. «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Триер, который чем дальше, тем больше снимает свои метафорические автопортреты, дошел, кажется, до края, сняв огромное полотно о творческих импульсах художника, уподобив их жажде маньяка убивать. Фильм, который содержит множество, безусловно, отвратительных моментов, продолжает линию «Нимфоманки», содержа в себе массу отступлений, а в конце приводя зрителя в ад. Ну что ж, это Ларс, ему можно.

3. Фэнтези года. «На границе миров» Али Аббаси. Шведский режиссер иранского происхождения снял самую интересную и вызывающую притчу года о том, что значит человеком зваться. Сказочные тролли вполне органично вписываются в мир современной мультикультурной Швеции, но застарелые травмы и вражда дают о себе знать.

2. Рок-клуб года. «Лето» Кирилла Серебренникова. Байопик о Цое и Майке Науменко. Создание фильма сопровождали множественные скандалы с рок-бомондом советских времен, но он оказался на поверку нежным мюзиклом о дружбе, творчестве и закате советской империи. Смотр молодых актеров московского «Гоголь-Центра» и приз Канн за лучший саундтрек.

1. Фильм года. «Рома» Альфонсо Куарона. Куарон, мексиканец, ставший своим в Голливуде, триумфально возвращается на родину, взяв в руки камеру (буквально его соратник, оператор Эммануэль Любецки оказался занят), смотрит на свое детство в престижном районе Мехико Рома через призму восприятия главной героини, няни-индианки Клео. Множество скрытых рифм и метафор настолько плотно и естественно вплетаются в повествование, что цельность этого фильма по-настоящему завораживает.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Знаменитый белорусский художник-декоратор «Беларусьфильма» Иван Рогатень за 50 лет работы в кино помог создать более 35 фильмов и сериалов.

Исполнитель класса Чезаре Сьепи – так зарубежные критики называют народного артиста Беларуси Владимира Петрова. Легендарный оперный певец в этом году отмечает 35-летний юбилей на сцене, а 3 февраля ему исполнилось 65 лет. О семье, необычных увлечениях и самых ожидаемых премьерах
он рассказал в эксклюзивном интервью газете «7 дней».

Сын Юлий нашел ее в небольшой варшавской квартире, лежащей на кровати. Она так и не дотянулась до лекарств на прикроватной тумбочке. Юлий просидел рядом с матерью еще несколько часов – ее смерть потрясла его. Ведь еще вчера они, смеясь, обсуждали по телефону какие-то планы. Так в канун Нового 1988 года ушла из жизни Янина Жеймо, легендарная и непревзойденная Золушка советского кинематографа, родившаяся в Волковыске. Даже сегодня, бывая на могиле актрисы на Востряковском кладбище, можно увидеть, как люди восхищенно шепчутся: «Это та самая Золушка» – и кладут букеты...

Мелодия настолько завораживала слух, что хотелось зайти под своды святыни, чтобы внимательнее прислушаться. Из таинственной глубины храма звучал орган!