Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
Награды
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№49 от 06 декабря 2018 года

Бегомль
Бегомль

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В августе 2011 года в Беларуси на одном маленьком кладбище обнаружили сразу 26 каменных крестов. Невероятно, что в XXI веке, веке информационных технологий, про эти каменные кресты практически ничего не было известно. Одни – около 30 сантиметров в высоту, другие – выше человеческого роста. Ученые гадают, откуда они там взялись. Непонятно даже, являются ли они могильными или же их выбивали для других целей.

Крест – древний знак, который появился задолго до христианства. Удивителен тем, что является результатом перехода от счетного мировосприятия к пространственному. Символизирует пересечение небесного и земного. Семантика этого знака глубока и невероятна. Символ креста использовали во всевозможных ритуалах поклонения силам природы, о чем свидетельствуют раскопки во всех уголках мира: Европе, Индии, Сирии, Персии, Египте, Северной и Южной Америке. Множественные каменные кресты, высеченные из ледниковых валунов, известны и на территории Беларуси.

Для нашей страны они не редкость, поэтому вид этих, без сомнения, величественных памятников истории, археологии, географии, художественной и духовной культуры не вызывает порой подобающего восторга. Однако их большое скопление на маленькой площади выглядит потрясающе. Кресты находятся на старом кладбище около деревни Бабцы Докшицкого района Витебской области.

Бегомль

Церковь Всех Святых.

Впервые Бегомль упомянут в 1582 году как село Волча во владении Минского повета Великого Княжества Литовского. Об этом напоминает памятный знак, расположенный недалеко от руин церкви Всех Святых. Камень поставили здесь в 2012 году в честь 430-летия поселка.

Построенная в ретроспективно-русском стиле в 1876 году на деньги прихожан церковь Всех Святых пришла в упадок в советское время. Как описывает храм Полоцкая епархия, церковь Всех Святых называли одной из самых красивых в Беларуси. Вначале 1930-х святыню закрыли и разграбили, снесли колокольню и разрушили иконостас. После войны в здании открыли спиртзавод. Верующим церковь вернули только в 1991 году.

Корпус спиртосортировки.

Кстати, еще одна достопримечательность Бегомля – это промышленный комплекс 1870–1874 годов: корпус спиртосортировки, спиртохранилище и сторожка.

Бабцы

Большой каменный крест.

Точная датировка создания каменных крестов, найденных на местном кладбище, пока не определена. Скорее всего, они были установлены здесь в качестве надгробных камней примерно в средние века. Есть также версия, что на этом месте находилось языческое капище.

Бересневка

Здание бывшего спиртзавода.

В 1886 году здесь была построена усадьба, работал винокурный завод. С тех пор сохранилось здание старого спиртзавода. Теперь в нем размещается сельский клуб.

Вилейка

Руины костела.

От деревянной униатской церкви начала XIX века, возведенной на средства Пацев, остались лишь руины. На южной окраине деревни стоит памятник (обелиск с литым чугунным крестом наверху). На обелиске надпись: «Здесь ямбургские драгуны … октября 1812 года под командой своего славного полковника Столыпина сокрушили каре французской пехоте и взяли в плен генерала Пуже и его артиллерию». На обратной стороне обелиска написано: «Ямбургские уланы своим славным предкам, 1912 г.».

Докшицы

Покровская церковь.

Главная достопримечательность города – Покровская церковь, которая возводилась с 1900 года по 1903-й. Церковь построена в центре города из бутового камня и кирпича. Является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля. Есть в Докшицах еще несколько небольших достопримечательностей. Одна из них – корпус бывшей усадьбы XIX века. Уцелело здание мельницы и другие исторические строения конца XIX – начала XX веков, которые относятся к рядовой городской застройке.

Тумиловичи

Церковь Святого Георгия.

По письменным источникам, деревня известна с XV века. С 1793 года – в составе Российской империи. В разные времена принадлежала монастырю доминиканцев, Корзакевичам и Садовским.

В 1870-е здесь возвели деревянную церковь Святого Георгия. Храм – памятник деревянного зодчества. Рядом с церковью можно увидеть огромный каменный крест.

Дедино

 Покровская церковь.

Деревня в Докшицком районе. На местном кладбище можно увидеть простой в исполнении деревянный храм – Покровскую церковь. Она была построена в конце XIX века. Рядом с храмом – небольшая деревянная колокольня, возведена, возможно, гораздо позже.

Комайск

Церковь Святого Ильи.

В деревне стоит церковь Святого Ильи. Построена была в XVIII веке.

Вороны

Каменный крест возле часовни.

На местном старинном кладбище кроме скромной деревянной часовни, построенной в 1892 году, сохранилось несколько уникальных каменных крестов.

Легенда от автора проекта

Одинокий дуб

Хутора тянулись по обе стороны старого почтового тракта. С одной его стороны – до самой графской пущи, а с другой – вдоль берега небольшой реки, которую местные хозяйки использовали как место для полоскания белья. Одни хозяйства возникали на голом месте, но были и такие, что земли, лежащие на границах того или иного хутора, принадлежали когда-то предкам нынешних хозяев. Постройки по разным причинам исчезли со временем, остались лишь несколько яблонь от старинных садов да отдельно растущие деревья. Вот и на землях этого хутора возвышался огромный, в три обхвата, кряжистый дуб. Но ничего с ним рядом не росло. Всякая растительность, что пробивалась на свет, гибла без солнца и влаги под тенистой кроной великана. Но глубоко почитали в семье хуторянина этот дуб. Старшие рассказывали детям, что это – все, что осталось от некогда богатого имения их прадедушки, которому принадлежали все земли в округе и даже часть графской пущи. Вот из нее-то и был принесен саженец дуба и самолично посажен предком недалеко от тогдашнего усадебного дома.

Одни соседи, зная эту историю, относились к дубу спокойно, другие завидовали, но были такие, что даже ненавидеть стали и сам дуб, и его хозяев. Особенно после случая, когда во время грозы молния ударила в верхушку кроны великана и испепелила ее. Жители хутора тем не менее были твердо уверены, что он спас их дом от молнии, и с тех пор он стал у них священным деревом. Дети на его ветках навязывали цветные ленточки, загадывая желания, а на религиозные праздники к корням великана складывали кусочки хлеба и даже мелкую монету.

Только от плохих людей зародившиеся сплетни докатились до местного сельсовета. Стали говорить о том, что один из хуторян помнит и открыто чтит свое кулацкое прошлое. Сочиняет всякие небылицы и даже проводит возле дуба языческие обряды. А в это время как раз хутора стали сносить, а их жителей переселять в деревни. Дошла очередь и до хутора с дубом. Потребовали дерево спилить, объясняли, что, мол, земля здесь будет колхозная, а дуб вред наносит, под ним ничего не растет. Хозяин дуб пилить отказался, тогда на спил дуба отправили колхозную строительную бригаду. Через день та вернулась в деревню со сломанными топорами и порванными пилами.

Когда большинство жителей хуторов было переселено в деревни, кто-то из оставшихся хуторян обложил дровами дуб и поджег его. Старожилы вспоминали, что дуб горел всю ночь, а от него по околице разносились будто человеческие стоны. Или это так в огне гудели ветки дерева-великана? К следующей весне обугленный дуб пустил новые побеги.

Вспомнилось и такое. Во время учений в деревне квартировала танковая бригада, и один из работников сельсовета попросил экипаж одного из танков во время занятий выстрелить по дубу. Один из трех выпущенных снарядов расщепил дерево у основания, образовав огромное дупло. Командира после этой истории чуть под трибунал не отправили за то, что он истратил боезапас на какое-то дерево. А того сельсоветчика, который подначил этого танкиста, лишили партбилета.

В 1958 году вся семья с хутора с дубом уехала в Польшу. Видели, как перед отъездом они все вместе ходили к своему великану. Собрали горсть желудей и кусочки рубленой коры.

Сегодня на том месте, где когда-то были хутора, до горизонта тянутся колхозные поля. Посреди одного из них – одинокий, покалеченный, но еще живой дуб. Вспоминает ли он своих хозяев? Возможно, да. Может быть, где-то там, в другой стране, тянутся к небу довольно уже большие его дети – молодые дубки. По крайней мере, так хочется думать.


 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый.