Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Давайте разберемся!
>>>
Конкурс
>>>
Малая родина
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№43 от 25 октября 2018 года

Лужки
Лужки

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок. В современных Лужках и окрестностях привлекателен для туристов исторический архитектурный ансамбль, состоящий из усадьбы графов Плятеров, церкви, костела, водяной мельницы и синагоги, построенной в середине XIX века и недавно получившей статус историко-культурной ценности.

Наше путешествие по Витебской области продолжается.

Лужки

Костел Михаила Архангела.

Костел Святого Архангела Михаила строился с 1744 по 1756 год. Первоначально он входил в комплекс монастыря, который был основан здесь в 1741 году. После восстания 1830 года этот монастырь, как и многие другие католические монастыри, был закрыт. А в 1843 году костел был передан православной церкви, немного перестроен и переоборудован. После Первой мировой войны, когда деревня Лужки вошла в состав Польши, храм вновь перешел к католикам. В 1949 году костел был закрыт советской властью. Позже здание храма было переоборудовано и использовалось как склад минеральных удобрений. В конце 1980-х годов храм возвращен католической церкви и отреставрирован.

Костел – яркий образец архитектуры виленского барокко. Этот старинный и очень необычный храм выделяется тем, что производит впечатление, будто фасад вогнут внутрь. Такой эффект достигается за счет того, что две четырехъярусные башни главного фасада расположены не в одной плоскости с ним, а повернуты под углом.

В деревне есть еще один старинный храм – церковь Рождества Богородицы. Построена она в 1794 году. Территория вокруг церкви огорожена каменной оградой. Центральный вход украшает брама. Брама и ограда датируются концом XIX века. Церковь расположена на центральной площади деревни Лужки. В Лужках неплохо сохранилась кирпичная водяная мельница конца XIX века.

Водяная мельница.

Синагога была построена в деревне в середине XIX века из кирпича и бутового камня на высоком склоне реки Мнюты. При синагоге до 1930-х годов действовал хедер – начальная еврейская религиозная школа. В этом хедере учился уроженец Лужков Элиэзер Бен-Иегуда (настоящее имя Лейзер-Ицхок Перельман, 1858–1922) – основатель гербаизма, человек, посвятивший свою жизнь возрождению иврита в качестве современного разговорного языка. Бен-Иегуда умер в Иерусалиме, где в честь него названа одна из центральных улиц.

Бушики

Покровская церковь.

Покровская церковь живописно располагается на самом высоком холме над озером Белое. Официальной датой строительства храма являются 1860-е, хотя некоторые специалисты утверждают, что церковь могла существовать на этом месте уже в XVIII веке.

Городец

Усадебный дом.

Достопримечательность деревни – усадебный комплекс Плятеров конца XVIII века. Центральное место в нем занимает усадебный дом, до наших дней сохранились также несколько амбаров, ограда с въездной брамой, бровар, водяная мельница, жилые дома для рабочих, придорожная часовня, а также еще несколько других построек хозяйственного назначения.

Все эти здания расположены по всей территории деревни Городец, хотя и относительно недалеко друг от друга. Второстепенные усадебные постройки сильно «разбавлены» современными жилыми домами и другими зданиями, поэтому уже не создают впечатления единого ансамбля.

В одной из бывших хозяйственных построек расположился физкультурно-оздоровительный центр. В здании часовни размещается небольшой музей культуры и быта. А вот прекрасный пейзажный парк, к сожалению, утратил черты первоначального великолепия, и сегодня его территория густо заросла дикой растительностью.

Вверх от моста через речушку Мнюту напротив съезда на Лужки располагается придорожная часовня XVIII века. Она выстроена из кирпича, хотя ее нижний ярус украшают крупные камни и раздробленный гранит. Высота ее примерно десять метров. Часовня состоит из трех ярусов и построена в форме квадрата. Два нижних яруса абсолютно глухие, а верхний имеет хорошо обозримый арочный проем, где стоит скульптура Христа. Углы часовни украшены полуколоннами, а завершает композицию крыша с крестом.

Залесье

Конюшня.

Усадьба Молли в Залесье была полностью сформирована в середине XIX века. Территория ее делится на две части: восточную, где располагались усадебный дом, водяная мельница, конюшня, хозяйственные постройки, и западную, которую занимает пейзажный парк площадью около 8 гектаров. Усадебный дом был построен в ретроспективно-готическом стиле, значительно пострадал во время Второй мировой войны и окончательно был разобран в 1982 году.

Зубки

Каменный крест.

На католическом кладбище деревни сохранилось несколько старинных каменных крестов.

Забелье

Крестовоздвиженская церковь.

В деревне находится деревянная церковь Воздвижения Креста Господня. Построен храм в 1922 году в стиле народного зодчества.

Заборье

Николаевская церковь.

Храм возведен на месте более старой святыни в 1904 году. Освящен в честь святого Николая.

Клиновое

Часовня.

У дороги стоит католическая часовня. Дата ее строительств – конец XIX – начало XX века.

Черневичи

Костел Иоанна Крестителя.

Православный храм Святой Параскевы Пятницы в деревне был построен в 1887 году в псевдорусском стиле. Католический храм Святого Иоанна Крестителя возвели в довоенное время, когда Черневичи входили в состав Польши. В послевоенное время в здании был склад, в 1990-х храм вернули верующим, после чего к нему была пристроена башня.

Легенда от автора проекта

Вишни на меже

Межа была очень узкой и всегда пустой. Та трава, которая весной с радостью тянулась к солнцу, спустя какое-то время увядала и превращалась в пожухлые пучки. Ее корни, окрепнув и немного углубившись в землю, срезались плугами с одной и с другой стороны. Земля подрезалась настолько, что межа становилась все тоньше, а в некоторых местах прерывалась: размытая дождем почва выравнивала ее бровку. Межа эта разделяла два соседних поля, два хозяйства, два семейства. Она была разделительной полосой двух миров. Она была границей раздора между этими мирами.

Возникали ссоры в основном ранней весной и поздней осенью, когда распахивались поля. Каждый хозяин считал, что его сосед незаконно отпахивает от общей межи землю, и межа из-за этого якобы перемещается на его поле. Встревали в перебранку хозяйки, бабушки и дедушки и даже старшие чада становились на сторону своих отцов.

Но были в этих семьях младшие дети: в одной семье девочка, во второй – мальчик. Дружеские отношения между ними завязались случайно. Мальчик забрался за клубникой в соседний огород, и девочка это видела, но матери своей не сказала. Мальчишка в благодарность подарил ей коробку с цветными карандашами и несколько кусков разноцветного пластилина.

Вместе открыто играть не стоило им и думать – родители запретят. Встречаться тайно для них было даже интереснее. Спустя год они пошли в школу. А за школой был небольшой сад, по периметру обсаженный вишнями. Среди взрослых деревьев было много маленьких молодых побегов вишни.

Кому в голову пришла эта идея, мы вряд ли узнаем. Но однажды дети выкопали по пять–шесть молодых деревцев вишни и тайно осенью посадили их на меже. Тонкие прутики вишенок никто и не заметил. Весною на диво все саженцы принялись. Но что было дальше?

Каждый ребенок своим родителям рассказывал, что это он посадил саженцы, и тут же обращался с просьбой не говорить об этом соседям, чтобы те не сломали вишенки и не подрыли плугом их корни. Так родители каждый со своей стороны, думая, что это их ребенок высадил молоденькие деревья на меже, стали немного отступать, вспахивая землю, расширяя границу. И вот спустя три-четыре года межа настолько расширилась, что на ней вольготно заколосилась трава, закачались на ветру желтые корзинки пижмы. А вишни распустили свои кроны и дружно подняли к солнцу ветки, усыпанные белыми цветами.

Ссоры как-то сами собою улеглись, взрослые по утрам даже здороваться стали, а дети вместе бегали в Дом культуры в кино и на танцы.

Время бежало без оглядки. Мальчик и девочка окончили школу. Его забрали в армию, она уехала учиться в большой город. Семья мальчика вначале получала письма от сына из далекой Азии, а потом и из Афганистана.

...Похоронка пришла в следующую осень. Хоронили солдата всей округой. Была на похоронах и приехавшая из города девушка. А к весне по комсомольской путевке она уехала очень, очень далеко.

Спустя год в появившейся в деревне незнакомке – красивой стройной женщине – односельчане с трудом узнали то самое милое дитя, горько плакавшее на похоронах молодого солдата. Друзья и одноклассники разъехались по свету, не было уже в живых родителей с той и другой стороны, и только за гумнами среди поля, поросшего травой, горела на солнце межа, усеянная желтой пижмой, над которой рядком, соприкасаясь ветками, как руками, росли под высоким солнцем здоровые и крепкие вишни.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Этот выпуск и следующий посвящены древнему прекрасному городу, – колыбели нашей истории, культуры, письменности, городу, который должен посетить каждый из нас, чтобы понять себя и осознать свою причастность к белорусскому народу, его истокам.

Теперь эта деревня носит название Пламя, а раньше – Белица. Она известна с 1533 года. Позже поселение разделилось на несколько: Малая Белица, Старая Белица и Новая Белица.

Игнат Буйницкий родился в семье мелкого шляхтича в 1861 году. Окончил землемерное училище и некоторое время работал землемером. Объезжал окрестные деревни, мерил наделы, но не только. Он еще увлеченно записывал народные песни, танцы, обычаи. Вскоре у него накопилось много материала. В 1907 году Буйницкий решил создать в фольварке Поливачи любительский театральный коллектив.

Храм в деревне Сарья был построен как костел и освящен во имя Пресвятой Девы Марии. Автор сооружения в неоготическом стиле – прусский архитектор Густав Шахт.