Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Тема номера

№42 от 18 октября 2018 года

Правильный градус: законы «разогрева»
Правильный градус: законы «разогрева»

Осенью все жильцы многоэтажек с нетерпением ждут начала отопительного сезона, который приносит в наши квартиры комфорт и уют. Однако не всегда этот момент дает удовлетворение: некоторые с досадой обнаруживают, что их батареи греют слабо или не греют вообще, заставляя доставать из шкафов теплые пледы и включать для обогрева дополнительные источники тепловой энергии. Но электричество нынче не дешевое, да и, в принципе, это не выход…

Пенсионерка Мария Васильевна, проживающая в типовой пятиэтажке в Зеленом Луге, столкнулась с подобной проблемой: после 1 октября долгожданное тепло в ее квартиру так и не пришло.

– Когда включили отопление, в квартире стало немного теплее только в одной комнате. Позвонила в службу 115 – на следующий день утром пришел мастер. К сожалению, сразу исправить неполадку не удалось, но он старался: что-то подкручивал в батареях… Когда я поняла, что все осталось по-прежнему, обратилась повторно, но звонила уже не по телефону 115, а на номер, который был указан на объявлении возле подъезда. На этот раз мастер пришел в тот же день, несколько раз спускался в теплоузел, что-то там с другими мастерами делал, и к вечеру тепло пошло по всем комнатам, спасибо большое. Сказали, что воздух скопился в системе...

Вода против воздуха

Почему же иногда батареи после включения отопления остаются холодными? Существует несколько причин, но основная из них – воздушная пробка в трубах или радиаторах. Естественно, что та часть системы, где остался воздух, не нагревается теплоносителем – он туда попросту не доходит. Что же делают в таких случаях жильцы и работники коммунальных служб? За разъяснениями мы обратились к Илье Евсеенко, главному инженеру КУП ЖЭУ-9 Фрунзенского района Минска.

– Начнем с того, что в жилых помещениях, согласно нормативам, должна поддерживаться температура не ниже 18 градусов. Когда же батарея холодная, жильцы обращаются к нам. Дело в том, что подача теплоносителя в жилые дома осуществляется эксплуатирующими организациями, такими, например, как «Минские тепловые сети». И воздух иногда может поступать уже непосредственно от них – исключить это полностью невозможно, несмотря на все проводимые мероприятия.

Мы стараемся всегда поддерживать заполнение системы и сохранять необходимое рабочее давление в ней – 6 атмосфер. Современный жилой фонд оснащен автоматической системой развоздушивания, которая устанавливается на технических этажах и позволяет вовремя избавляться от воздуха в трубах. В районах-новостройках такой системой оборудовано подавляющее большинство домов. Там же, где ее нет, приходится выполнять развоздушивание вручную.

Жалобы со стороны жильцов неизбежны. Дело в том, что 99% жилых домов оснащены горизонтальной разводкой отопления. Она устроена так, что если в одной из квартир в систему попал воздух, то решить проблему извне не получится – обязательно требуется доступ в эту квартиру. Многие в таких случаях сразу обращаются к нам с проблемой, хотя зачастую могут и самостоятельно с ней справиться: достоточно специальным инструментом отвернуть клапан на отопительных приборах и выпустить воздух. 

Наши работники, конечно же,  помогают жильцам на этапе запуска системы, но если прошло 5 дней после включения отопления, развоздушивание проводится уже на платной основе. При возникновении проблем жильцам рекомендуется обращаться в единую диспетчерскую службу ЖКХ  Минска по телефону 115 или по  мобильному приложению «Мой горад. 115.бел». Однако с началом отопительного сезона поток обращений в службу 115 стал увеличиваться, и мы стараемся ускорить процесс подготовки квартир: на входе в подъезды развешиваем объявления с прямыми телефонами наших служб, ведь единая диспетчерская служба вынуждена тратить некоторое время на обработку и передачу заявок исполнителям.

Отправляемся с Ильей Евсеенко в теплоузел. 

– Поддержание отопления жилого дома на надлежащем уровне – ответственный процесс, который требует постоянного контроля и внимания, – продолжает свой рассказ Илья Геннадьевич. – Для этого существует специальный пульт управления, благодаря которому поддерживается и контролируется необходимая температура в системе отопления и горячей воды.

Исправно должны работать и теплосчетчики, которые учитывают расход тепловой энергии.

Специальные насосы – сердце системы, обеспечивают бесперебойную циркуляцию теплоносителя по всему дому.

Существует и дополнительный резервный насос, который должен срабатывать в непредвиденных ситуациях.

Здесь открывается подача теплоносителя извне, от тепловых сетей. Желтый кран – один из самых главных, отвечает за подачу теплоносителя в квартиры. Непременное условие – поддерживать рабочее давление не менее 6 атмосфер, иначе воздушных пробок в системе не избежать.

Для сброса избыточного давления в системе существуют специальные резервуары.

И, наконец, тот самый клапан, который автоматически, по мере необходимости, выпускает вредоносный воздух из общей системы. Он скрывается в темноте технического этажа, под крышей многоэтажки.

Где теплее?

Недавно в редакцию обратился минчанин Александр Семичасный с вопросом: «Почему у меня на первом этаже холоднее, чем у соседей на этажах выше?» Подобного рода проблемой озабочены и некоторые другие жильцы многоэтажек, поэтому прокомментировать такую ситуацию мы попросили Тимофея Кремеза, заместителя генерального директора по производственным вопросам ГО «Минское городское жилищное хозяйство».

– Существующий стандарт температуры в жилом помещении – 18 градусов. Сегодня температура наружного воздуха доходит до 17, а  система автоматического регулирования эффективно работает при температуре до 8 градусов. В случаях высоких наружных температур автоматическая система переводится в режим так называемого протапливания: количество подаваемого теплоносителя в дом уменьшается, интенсивность циркуляции снижается. В домах с вертикальной разводкой отопления теплоноситель поднимается на самый высокий этаж и затем по трубопроводам медленно возвращается вниз, идет теплоотдача. В таком случае может быть заметно, что батареи на верхних этажах несколько теплее, чем на нижних. Но это может быть именно в период протапливания, когда температура наружного воздуха довольно высокая. Как только автоматика выходит на свой обычный режим и вся система отопления в доме начинает работать на полную мощность, – таких проблем не будет. Речь не идет о большой разнице, которая вызывает дискомфорт, но отклонение в несколько градусов может быть. Надо иметь в виду, что причиной именно существенного падения температуры в квартире могут быть разные: от грязевых засоров в радиаторах до несанкционированных изменений системы отопления у соседей, вызывающих нарушение должной циркуляции теплоносителя. Все это можно определить только на месте, в конкретной квартире. Для решения таких проблем следует обращаться в службу 115 или по телефонам обслуживающих организаций, указанных в объявлениях возле подъездов.

Ремонт и тюнинг доверим специалистам 

Как отметил Илья Евсеенко, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда владельцы квартир самовольно устанавливают оборудование, которое не предназначено и не рассчитано для конкретной системы отопления: радиаторы, несоответствующие по диаметру трубы, теплые полы, полотенцесушители, запорную арматуру и т.п. Все подобного рода кустарные работы приводят к тому, что в квартирах, следующих за жилыми помещениями с такими «переделками» или находящихся на общем стояке системы отопления, ухудшается циркуляция теплоносителя. В итоге производительность и мощность приборов отопления падает, температура воздуха значительно уменьшается. Следует помнить, что ответственность за последствия неправильно подобранного элемента системы отопления несут сами жильцы. Замена радиаторов, трубопроводов и других деталей системы должна производиться после согласования таких работ с обслуживающими организациями, в чьем ведении находятся компоненты этой системы.

На ЖЭС надейся, но сам не плошай

На примере среднестатистической минской многоэтажки мы познакомились с функционированием современной системы отопления. Но существуют и старые добрые правила, выполнение которых  позволит жильцам, не обращаясь за помощью к специалистам, подольше сохранять тепловую энергию в своих квартирах. Для этого совсем не обязательно сразу покупать современные высокоэффективные электрические обогреватели: достаточно для начала проверить, не закрыты ли радиаторы мебелью, широкими подоконниками, плотными шторами. Такие препятствия существенно снижают теплоотдачу и приводят к затрудненной циркуляции теплого воздуха. Очень важный момент: окна. Современные и профессионально установленные окна, особенно в сочетании с энергосберегающими стеклами, способствуют сохранению тепла. И если нет возможности сразу установить такие окна, хотя бы утеплите старые – эффект будет явным.

Знай свои права

В жизни могут возникать и спорные вопросы. Например, жительница Орши Алеся Гиренок задала редакции вопрос: «Должна ли я оплачивать отопление в полном объеме, если температура в квартире не соответствовала норме определенное время? Если нет, то каким образом необходимо зафиксировать такой факт?». За консультацией мы обратились к юристу Александру Харько.

– Минимальная температура в жилом помещении в отопительный сезон – 18°С. Если этот показатель ниже, можно смело действовать. Сначала  должным образом зафиксируйте этот факт. Для измерения температуры рекомендуют поместить термометр в центре комнаты на расстоянии около 60 см от пола, то есть его можно положить на табурет.

Доскональный метод конт-роля описан в ГОСТ 30–494–96. В документе, в частности, указано, что замер нужно производить при температуре наружного воздуха не выше –5 градусов в светлое время суток, при этом небо не должно быть безоблачным.

И если температура в помещении ниже нормы, то  согласно статье 12 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» будете иметь право на бесплатный ремонт и перерасчет оплаты за отопление. Заявление в ЖЭС можно предоставить как письменно, так и устно, например по телефону. Но лучше сделать это письменно: заявление должны зарегистрировать, присвоить и сообщить вам его порядковый номер, а также фамилию и должность лица, принявшего претензию. Сотрудник эксплуатирующей организации должен явиться к вам в срок, указанный в договоре на оказание услуг, или во время, согласованное с вами. Обязательно будьте дома в оговоренное время – в противном случае в дальнейшем вы теряете право пожаловаться на неустранение неполадок вовремя.

Работник эксплуатирующей организации обязан:

  • осмотреть радиаторы отопления и установить причину их плохого функционирования. Если, например, в них окажется воздух, он должен их сразу развоздушить. Когда решить проблему не получится, то согласно части 8 статьи 20 закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» № 405-3 от 16.07.2008 она должна быть решена в максимально короткий и технически необходимый срок, но не более чем в 1 месяц;
  • согласно приказу Минжилкомхоза №41 от 09.06.2015 года, составить претензионный акт, в который вы можете добавить свои замечания. Также вы вправе не подписывать этот документ – это будет отражено в нем соответствующим образом.

Как показывает практика, проблемы устраняются быстро, но если вы получили отказ или в квартире по-прежнему холодно, то на основании части 5 пункта 10 Инструкции, утвержденной приказом Минжилкомхоза № 62 от 22.05.2014 года можно обратиться в местный исполком с заявлением о проведении независимой экспертизы. Необходимо будет предоставить копию претензионного акта и оплатить экспертизу.  Она, как правило, проводится в течение 5 рабочих дней: вы получите заключение о ее результатах. Если установят, что отопление в вашу квартиру не подается или подается не в должной мере, эксплуатирующая организация будет обязана:

  • устранить все недостатки и нормализовать отопление;
  • произвести перерасчет за услуги;
  • возместить расходы на проведение независимой экспертизы.

Если и после независимой экспертизы вы будете не удовлетворены результатом, то останется обращаться только в суд, но, будем надеяться, до этого не дойдет.


Фото автора  

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Жилой комплекс «Грушевский посад» расположен в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Грушевка». В состав комплекса входят четыре каркасно-блочных дома высотой от 18 до 23 этажей. Возводит его крупный столичный застройщик – «Жилстройкомплект» (ЖСК).

Хорошие урожаи черники, брусники, голубики и клюквы прогнозируются в Витебской области. Если погода будет благоприятной, то и на Гродненщине черники также ожидается много. На Могилевщине  – ниже среднего уровня, а в других областях  – средняя урожайность.

Столичные организации всерьез обеспокоены проблемой нарушения парковок во дворах жилых домов, ведь проплешины на зеленых зонах не украшают город. Для их защиты устанавливают делиниаторы, столбики, которые препятствуют парковке автомобиля в запрещенном месте. Используются и бетонные полусферы.

За два последних месяца нет роста обращений в службы занятости. В апреле их число даже снизилось  по отношению
и к марту, и к апрелю 2019 года.