Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Тема номера

№42 от 18 октября 2018 года

Правильный градус: законы «разогрева»
Правильный градус: законы «разогрева»

Осенью все жильцы многоэтажек с нетерпением ждут начала отопительного сезона, который приносит в наши квартиры комфорт и уют. Однако не всегда этот момент дает удовлетворение: некоторые с досадой обнаруживают, что их батареи греют слабо или не греют вообще, заставляя доставать из шкафов теплые пледы и включать для обогрева дополнительные источники тепловой энергии. Но электричество нынче не дешевое, да и, в принципе, это не выход…

Пенсионерка Мария Васильевна, проживающая в типовой пятиэтажке в Зеленом Луге, столкнулась с подобной проблемой: после 1 октября долгожданное тепло в ее квартиру так и не пришло.

– Когда включили отопление, в квартире стало немного теплее только в одной комнате. Позвонила в службу 115 – на следующий день утром пришел мастер. К сожалению, сразу исправить неполадку не удалось, но он старался: что-то подкручивал в батареях… Когда я поняла, что все осталось по-прежнему, обратилась повторно, но звонила уже не по телефону 115, а на номер, который был указан на объявлении возле подъезда. На этот раз мастер пришел в тот же день, несколько раз спускался в теплоузел, что-то там с другими мастерами делал, и к вечеру тепло пошло по всем комнатам, спасибо большое. Сказали, что воздух скопился в системе...

Вода против воздуха

Почему же иногда батареи после включения отопления остаются холодными? Существует несколько причин, но основная из них – воздушная пробка в трубах или радиаторах. Естественно, что та часть системы, где остался воздух, не нагревается теплоносителем – он туда попросту не доходит. Что же делают в таких случаях жильцы и работники коммунальных служб? За разъяснениями мы обратились к Илье Евсеенко, главному инженеру КУП ЖЭУ-9 Фрунзенского района Минска.

– Начнем с того, что в жилых помещениях, согласно нормативам, должна поддерживаться температура не ниже 18 градусов. Когда же батарея холодная, жильцы обращаются к нам. Дело в том, что подача теплоносителя в жилые дома осуществляется эксплуатирующими организациями, такими, например, как «Минские тепловые сети». И воздух иногда может поступать уже непосредственно от них – исключить это полностью невозможно, несмотря на все проводимые мероприятия.

Мы стараемся всегда поддерживать заполнение системы и сохранять необходимое рабочее давление в ней – 6 атмосфер. Современный жилой фонд оснащен автоматической системой развоздушивания, которая устанавливается на технических этажах и позволяет вовремя избавляться от воздуха в трубах. В районах-новостройках такой системой оборудовано подавляющее большинство домов. Там же, где ее нет, приходится выполнять развоздушивание вручную.

Жалобы со стороны жильцов неизбежны. Дело в том, что 99% жилых домов оснащены горизонтальной разводкой отопления. Она устроена так, что если в одной из квартир в систему попал воздух, то решить проблему извне не получится – обязательно требуется доступ в эту квартиру. Многие в таких случаях сразу обращаются к нам с проблемой, хотя зачастую могут и самостоятельно с ней справиться: достоточно специальным инструментом отвернуть клапан на отопительных приборах и выпустить воздух. 

Наши работники, конечно же,  помогают жильцам на этапе запуска системы, но если прошло 5 дней после включения отопления, развоздушивание проводится уже на платной основе. При возникновении проблем жильцам рекомендуется обращаться в единую диспетчерскую службу ЖКХ  Минска по телефону 115 или по  мобильному приложению «Мой горад. 115.бел». Однако с началом отопительного сезона поток обращений в службу 115 стал увеличиваться, и мы стараемся ускорить процесс подготовки квартир: на входе в подъезды развешиваем объявления с прямыми телефонами наших служб, ведь единая диспетчерская служба вынуждена тратить некоторое время на обработку и передачу заявок исполнителям.

Отправляемся с Ильей Евсеенко в теплоузел. 

– Поддержание отопления жилого дома на надлежащем уровне – ответственный процесс, который требует постоянного контроля и внимания, – продолжает свой рассказ Илья Геннадьевич. – Для этого существует специальный пульт управления, благодаря которому поддерживается и контролируется необходимая температура в системе отопления и горячей воды.

Исправно должны работать и теплосчетчики, которые учитывают расход тепловой энергии.

Специальные насосы – сердце системы, обеспечивают бесперебойную циркуляцию теплоносителя по всему дому.

Существует и дополнительный резервный насос, который должен срабатывать в непредвиденных ситуациях.

Здесь открывается подача теплоносителя извне, от тепловых сетей. Желтый кран – один из самых главных, отвечает за подачу теплоносителя в квартиры. Непременное условие – поддерживать рабочее давление не менее 6 атмосфер, иначе воздушных пробок в системе не избежать.

Для сброса избыточного давления в системе существуют специальные резервуары.

И, наконец, тот самый клапан, который автоматически, по мере необходимости, выпускает вредоносный воздух из общей системы. Он скрывается в темноте технического этажа, под крышей многоэтажки.

Где теплее?

Недавно в редакцию обратился минчанин Александр Семичасный с вопросом: «Почему у меня на первом этаже холоднее, чем у соседей на этажах выше?» Подобного рода проблемой озабочены и некоторые другие жильцы многоэтажек, поэтому прокомментировать такую ситуацию мы попросили Тимофея Кремеза, заместителя генерального директора по производственным вопросам ГО «Минское городское жилищное хозяйство».

– Существующий стандарт температуры в жилом помещении – 18 градусов. Сегодня температура наружного воздуха доходит до 17, а  система автоматического регулирования эффективно работает при температуре до 8 градусов. В случаях высоких наружных температур автоматическая система переводится в режим так называемого протапливания: количество подаваемого теплоносителя в дом уменьшается, интенсивность циркуляции снижается. В домах с вертикальной разводкой отопления теплоноситель поднимается на самый высокий этаж и затем по трубопроводам медленно возвращается вниз, идет теплоотдача. В таком случае может быть заметно, что батареи на верхних этажах несколько теплее, чем на нижних. Но это может быть именно в период протапливания, когда температура наружного воздуха довольно высокая. Как только автоматика выходит на свой обычный режим и вся система отопления в доме начинает работать на полную мощность, – таких проблем не будет. Речь не идет о большой разнице, которая вызывает дискомфорт, но отклонение в несколько градусов может быть. Надо иметь в виду, что причиной именно существенного падения температуры в квартире могут быть разные: от грязевых засоров в радиаторах до несанкционированных изменений системы отопления у соседей, вызывающих нарушение должной циркуляции теплоносителя. Все это можно определить только на месте, в конкретной квартире. Для решения таких проблем следует обращаться в службу 115 или по телефонам обслуживающих организаций, указанных в объявлениях возле подъездов.

Ремонт и тюнинг доверим специалистам 

Как отметил Илья Евсеенко, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда владельцы квартир самовольно устанавливают оборудование, которое не предназначено и не рассчитано для конкретной системы отопления: радиаторы, несоответствующие по диаметру трубы, теплые полы, полотенцесушители, запорную арматуру и т.п. Все подобного рода кустарные работы приводят к тому, что в квартирах, следующих за жилыми помещениями с такими «переделками» или находящихся на общем стояке системы отопления, ухудшается циркуляция теплоносителя. В итоге производительность и мощность приборов отопления падает, температура воздуха значительно уменьшается. Следует помнить, что ответственность за последствия неправильно подобранного элемента системы отопления несут сами жильцы. Замена радиаторов, трубопроводов и других деталей системы должна производиться после согласования таких работ с обслуживающими организациями, в чьем ведении находятся компоненты этой системы.

На ЖЭС надейся, но сам не плошай

На примере среднестатистической минской многоэтажки мы познакомились с функционированием современной системы отопления. Но существуют и старые добрые правила, выполнение которых  позволит жильцам, не обращаясь за помощью к специалистам, подольше сохранять тепловую энергию в своих квартирах. Для этого совсем не обязательно сразу покупать современные высокоэффективные электрические обогреватели: достаточно для начала проверить, не закрыты ли радиаторы мебелью, широкими подоконниками, плотными шторами. Такие препятствия существенно снижают теплоотдачу и приводят к затрудненной циркуляции теплого воздуха. Очень важный момент: окна. Современные и профессионально установленные окна, особенно в сочетании с энергосберегающими стеклами, способствуют сохранению тепла. И если нет возможности сразу установить такие окна, хотя бы утеплите старые – эффект будет явным.

Знай свои права

В жизни могут возникать и спорные вопросы. Например, жительница Орши Алеся Гиренок задала редакции вопрос: «Должна ли я оплачивать отопление в полном объеме, если температура в квартире не соответствовала норме определенное время? Если нет, то каким образом необходимо зафиксировать такой факт?». За консультацией мы обратились к юристу Александру Харько.

– Минимальная температура в жилом помещении в отопительный сезон – 18°С. Если этот показатель ниже, можно смело действовать. Сначала  должным образом зафиксируйте этот факт. Для измерения температуры рекомендуют поместить термометр в центре комнаты на расстоянии около 60 см от пола, то есть его можно положить на табурет.

Доскональный метод конт-роля описан в ГОСТ 30–494–96. В документе, в частности, указано, что замер нужно производить при температуре наружного воздуха не выше –5 градусов в светлое время суток, при этом небо не должно быть безоблачным.

И если температура в помещении ниже нормы, то  согласно статье 12 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» будете иметь право на бесплатный ремонт и перерасчет оплаты за отопление. Заявление в ЖЭС можно предоставить как письменно, так и устно, например по телефону. Но лучше сделать это письменно: заявление должны зарегистрировать, присвоить и сообщить вам его порядковый номер, а также фамилию и должность лица, принявшего претензию. Сотрудник эксплуатирующей организации должен явиться к вам в срок, указанный в договоре на оказание услуг, или во время, согласованное с вами. Обязательно будьте дома в оговоренное время – в противном случае в дальнейшем вы теряете право пожаловаться на неустранение неполадок вовремя.

Работник эксплуатирующей организации обязан:

  • осмотреть радиаторы отопления и установить причину их плохого функционирования. Если, например, в них окажется воздух, он должен их сразу развоздушить. Когда решить проблему не получится, то согласно части 8 статьи 20 закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» № 405-3 от 16.07.2008 она должна быть решена в максимально короткий и технически необходимый срок, но не более чем в 1 месяц;
  • согласно приказу Минжилкомхоза №41 от 09.06.2015 года, составить претензионный акт, в который вы можете добавить свои замечания. Также вы вправе не подписывать этот документ – это будет отражено в нем соответствующим образом.

Как показывает практика, проблемы устраняются быстро, но если вы получили отказ или в квартире по-прежнему холодно, то на основании части 5 пункта 10 Инструкции, утвержденной приказом Минжилкомхоза № 62 от 22.05.2014 года можно обратиться в местный исполком с заявлением о проведении независимой экспертизы. Необходимо будет предоставить копию претензионного акта и оплатить экспертизу.  Она, как правило, проводится в течение 5 рабочих дней: вы получите заключение о ее результатах. Если установят, что отопление в вашу квартиру не подается или подается не в должной мере, эксплуатирующая организация будет обязана:

  • устранить все недостатки и нормализовать отопление;
  • произвести перерасчет за услуги;
  • возместить расходы на проведение независимой экспертизы.

Если и после независимой экспертизы вы будете не удовлетворены результатом, то останется обращаться только в суд, но, будем надеяться, до этого не дойдет.


Фото автора  

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.