Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Малая родина
>>>
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№41 от 11 октября 2018 года

Видзы
Видзы

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый. Существует легенда, что во время войны 1812 года на берегу ручья произошла битва между французскими войсками и российской армией. В итоге было так много убитых и раненых, что вода в ручье на долгое время стала кроваво-красной. Так ручей и получил свое название.

Продолжаем изучать Браславщину.

Видзы

Костел Рождества Девы Марии.

В 1914 году в местечке был построен костел из красного кирпича в неоготическом стиле. Исторически этот храм известен под названием Святой Троицы. Под этим именем он упоминается в Государственном списке историко-культурных ценностей и ряде других источников. Однако в связи с тем, что храм находится в распоряжении прихода Рождества Пресвятой Богородицы, его принято называть именно костелом Рождества Пресвятой Девы Марии.

Костел в деревне строился с 1909 по 1914 год на пожертвования прихожан. Согласно большинству источников, это самый высокий костел Беларуси. Его высота – 61 метр. Рядом с храмом расположено живописное здание приходской администрации XIX века. В поселке находится могила Томаша Вавжецкого (1753–1816) – общественно-политического и военного деятеля Великого Княжества Литовского, активного участника восстания 1794 года.

В Видзах есть и старообрядческая Успенская церковь 1907 года постройки. Старообрядческие церкви – большая редкость в Беларуси, поэтому этот храм может представлять особый интерес для некоторых путешественников.

Водяная мельница.

Еще одна достопримечательность – пустующее здание бывшей водяной мельницы конца XIX века. Также сохранилось около десятка различных небольших каменных и деревянных сооружений, которые можно отнести к исторической рядовой застройке. Все эти дома возведены в конце XIX – начале XX века. Большинство из них расположено в районе центральной площади поселка, неподалеку от костела.

Богино

Свято-Покровская церковь.

Свято-Покровская церковь построена в конце XIX века. Точная дата строительства неизвестна, но предположительно в 1892 году, так как во дворе церкви есть выложенная из камешков дата «1892». Церковь возведена в ретроспективно-русском стиле с влиянием других, более древних стилей, распространенных на белорусской земле в XV–XVI веках. Композицию монументального строения составляют размещенные на продольной оси объемы колокольни, притвора, молитвенного зала и апсиды. В церкви есть старинные иконы: «Матерь Божья с младенцем» (XVIII век), «Георгий Победоносец» и «Иосиф с младенцем» (XIX век). В честь солдат и офицеров русской армии, погибших в годы Первой мировой войны на этих землях, в храме установлены памятные доски.

Видзы-Ловчинские

Усадебный дом.

В деревне сохранился усадебный комплекс. Центральное его здание – усадебный дом Вавжецких – был построен в конце XVIII века. На территории комплекса частично сохранился парк. Рядом с домом расположены хозяйственные постройки. В самой деревне сохранилось здание трактира XIX века.

Далёкие

Костел Святого Станислава.

Деревня впервые упоминается в летописях  с 1582 года. Единого мнения о происхождении названия нет. По одной версии, оно происходит от фамилии пана Далецкого, который здесь жил, по другой – первые жители деревни были переселенцами из далеких земель, по третьей – само поселение располагалось в отдалении от других деревень.

Костел Святого Станислава в деревне – образец памятника архитектуры стиля модерн. Построен он из дерева в 1939 году. Это однобашенный трехнефовый храм. Основной неф украшает высокая крыша, боковые нефы более низкие, зато также имеют собственные крыши. Все это делает архитектуру храма динамичной и уравновешенной.

Дрисвяты

Костел Святых Петра и Павла.

Основная архитектурная достопримечательность деревни – костел Святых Петра и Павла, построенный в 1929 году. Храм возведен из дерева в редком для Беларуси закопанском стиле. Есть в деревне и другая интересная достопримечательность – церковь, которая также освящена в честь Святых Петра и Павла. Она была возведена в 1908-м из камня.

В Дрисвятах любопытные туристы могут увидеть гидроэлектростанцию «Дружба народов», построенную в 50-х годах XX века. Рядом с деревней расположено сразу несколько озер, одно из них тоже носит название Дрисвяты. На этом озере, на одном из островов, когда-то был замок (XVI век). Сейчас от него сохранились только земляные укрепления, которые видны очень отчетливо.

Милюнцы

Костел Святого Якова.

Деревня Милюнцы до недавних пор носила название Пеликаны. Впервые поселение упоминается в XVI веке. Она была известна в первую очередь расположенной вблизи усадьбой «Пеликаны». Усадьба была уничтожена во время Второй мировой войны. Принадлежала Квинтам, Борткевичам, Бжезовским. Сохранилась легенда, которая объясняет появление ее названия: однажды во время войны в усадьбе остановился рыцарь. Однако ночью неожиданно напали враги, и рыцарю пришлось бежать. В его комнате местные жители нашли необычного вида птицу – пеликана.

В деревне сохранился костел Святого Якова. Построен он в стиле неоготики в 1907 году из камня. Храм реставрировался в 1990–1994 годах и сегодня он действующий.

Козяны

Церковь Сошествия Святого Духа.

Здесь когда-то шляхетский род Пацев построил деревянный униатский храм. Позже на его месте воздвигли другую святыню. Церковь Сошествия Святого Духа была построена в деревне не позднее 1895 года в неорусском стиле.

Стародворище

 Часовня.

Здесь сохранилась католическая часовня Святой Ядвиги. Предположительная дата строительства – 1835 год.

Минковичи

Покровская церковь.

В деревне в начале XX века возведена старообрядческая Покровская церковь. Храм – образец деревянного народного зодчества.

Легенда от автора проекта

Багель-мельник

Откуда пришел этот человек – осталось загадкой. Что побудило его стать скитальцем, тоже, скорее всего, останется за плотной пеленой прошлого. Но кое-что мы можем утверждать с большой долей вероятности: создавая сложное инженерное сооружение, такое как водяная мельница, он превосходно владел специальными знаниями и имел определенные таланты.

В доме, где путник остановился на ночлег, он к хозяину обратился с вопросом, почему, имея буквально за огородами такую полноводную реку, жители деревень, лежащих по обе стороны реки, не построили водяную мельницу. Рассудительный и степенный хозяин ответил, что люди сами про это не раз говорили, но в конце концов все к одному сводилось. Была причина, которая заставляла даже не помышлять о постройке, – отсутствие специалиста по такому сложному делу. В конце разговора хозяин добавил: да и народ бедноват в этих краях. Постоялец тотчас предлагает сельчанам собраться на берегу реки и послушать, что он им скажет.

Сохранилось в памяти жителей и имя этого человека – Багель. Но только имя ли это или фамилия – сложно сказать. Так вот этот самый Багель, собрав людей, делает им предложение построить мельницу. «Есть у меня опыт да знания немалые, за работу платить у меня денег нет, но те, кто будет работать на строительстве мельницы, получат право какое-то время молоть зерно бесплатно. И чем дольше человек станет работать, тем дольше продлится срок его бесплатного пользования мельницей. А на жернова и на редукторы железные, может, как-нибудь всей околицей и соберем».

Еще немного посовещавшись, собравшиеся дали согласие на такое доброе и необходимое дело.

Камней нужных на полях вокруг деревень не было, и поэтому решили строить мельницу из дерева. И вот, буквально через год, широкими лопастями водяного колеса мельница славно завертелась, принимая на себя крепкие потоки реки. Зашумели жернова, перемалывая зерно селян в душистую муку.

От чистого сердца жители окрестных деревень предлагают Багелю стать мельником, а из оставшегося леса они готовы на краю деревни построить ему небольшой дом. С благодарностью принял Багель-мельник предложение сельчан и к зимним холодам въехал в свой собственный дом. Поговаривали, что весной намечалось даже сватовство к дочери старосты деревни.

И вот пришла весна, но это была весна 1939 года… Буквально через несколько дней после установления советской власти мельника арестовали. Как строили мельницу всем миром, так и пришли сельчане всем миром просить новую власть отпустить Багеля. Объяснили, что они сами строили мельницу и сами предложили стать ему на ней хозяином. Но люди в кожаных тужурках были уверены, что мельник – кулак и эксплуататор, и не отпустили его. Расстреляли Багеля или отправили в Сибирь – неизвестно. Но просочились слухи, что на мельника донесли те, которые не работали на строительстве мельницы, а потом мололи на ней зерно за плату и поэтому назвали Багеля эксплуататором и мироедом.

Эта деревянная мельница и сегодня стоит на берегу обмелевшей реки, давно потеряв и жернова, и водяное колесо, и только ласточки продолжают вить гнезда под ее крышей, радуя своим неугомонным щебетом.

 

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Этот выпуск и следующий посвящены древнему прекрасному городу, – колыбели нашей истории, культуры, письменности, городу, который должен посетить каждый из нас, чтобы понять себя и осознать свою причастность к белорусскому народу, его истокам.

Теперь эта деревня носит название Пламя, а раньше – Белица. Она известна с 1533 года. Позже поселение разделилось на несколько: Малая Белица, Старая Белица и Новая Белица.

Игнат Буйницкий родился в семье мелкого шляхтича в 1861 году. Окончил землемерное училище и некоторое время работал землемером. Объезжал окрестные деревни, мерил наделы, но не только. Он еще увлеченно записывал народные песни, танцы, обычаи. Вскоре у него накопилось много материала. В 1907 году Буйницкий решил создать в фольварке Поливачи любительский театральный коллектив.

Храм в деревне Сарья был построен как костел и освящен во имя Пресвятой Девы Марии. Автор сооружения в неоготическом стиле – прусский архитектор Густав Шахт.