Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



В центре внимания

№40 от 04 октября 2018 года

Эх, яблочко, куда ж ты катишься…
Эх, яблочко, куда ж ты катишься…

Яблок в этом году – хоть отбавляй. Хозяйства и дачники даже не всегда успевают быстро распоряжаться своим небывалым урожаем. На улицах некоторых деревень в Минской области в прошедшие выходные даже приходилось наблюдать такую картину: вдоль дороги стоят большие корзины с яблоками и табличками «Угощайтесь!». Да, бывает и такое, а на научном языке экономики это называется «кризис перепроизводства». Матушка-земля в этом году постаралась на славу, одарив нас вкусными и красивыми плодами. Как говорится в таких случаях, много – не мало, всем хватит, и еще останется.
Только в этом и вопрос: что делать с тем, что остается?

Кто кого?

После того, как стало понятно, что яблок в этом году в наших садах будет не просто много, а очень много, большинство из нас были уверены, что белорусские плоды в магазинах наконец-то составят достойную конкуренцию импортным. Но не тут-то было: прилавки по-прежнему оккупированы широким ассортиментом сортов заморских собратьев из Польши, Испании, Франции, Чили… В лучшем случае в наших торговых сетях можно увидеть 1-2 сорта отечественных яблок, но это в самом лучшем случае: зачастую не встретишь и одного… Не все всегда понятно и с ценообразованием: не один раз приходилось сталкиваться, когда цена, например, на польские яблоки была ниже, чем на белорусские. В конце концов, зачем продавать импортные яблоки, если своих не перечесть?

В администрации одной их крупных торговых сетей рассказали, что импортные яблоки – сортовые, «крупнокалиберные», которые в Беларуси не выращивают или, во всяком случае, не предлагаются поставщиками. Может, в октябре после сбора позднего урожая такие и появятся, но пока белорусские яблоки – не калиброванные плоды. А у покупателя, мол, должен быть выбор. Вроде все логично: и время конкурентных белорусских яблок еще не настало, и ассортимент должен быть в магазинах… Только у рядового потребителя возникает вопрос: какая разница, каких размеров яблоко? Главное, чтобы оно было вкусным, недорогим и, что немаловажно, – полезным. Многие из нас могут вспомнить, какие тактильные ощущения испытывали, беря в руки красивое, калиброванное и большое яблоко: для того, чтобы оно оставалось таким долгое время, зарубежные производители обрабатывают его далеко не «витаминным» составом…

В Главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома сообщили, что минские магазины, кроме основного поставщика, могут получать яблоки непосредственно от сельхозпроизводителей страны по прямым хозяйственным договорам. В соответствии с решением Мингорисполкома от 30.08.2018 № 2873 «О создании стабилизационных фондов продовольственных товаров на межсезонный период 2018/2019 года» объемы закладки яблок определены на уровне 4 тыс. тонн. По  данным на 3 октября, в стабилизационные фонды уже фактически поставлено 1039 тонн, а закладку в полном объеме планируется завершить к 15 ноября. А в торговой сети Минска реализация яблок отечественного производства осуществляется бесперебойно: ассортимент составляет от 1 до 3 наименований, в зависимости от формата торгового объекта. Розничные цены колеблются в пределах 0,59 – 1,59 рублей за килограмм.

Маленькие, но по 5

Если сельхозпроизводители имеют возможность сдавать свои яблоки прямо в магазины по прямым хозяйственным договорам, то что может сделать со своими излишками урожая сельский житель или дачник? Начальник отдела заготовок и внешнеэкономической деятельности Логойского райпо Розалия Рускевич рассказала, что закупочная цена яблока составляет 5 копеек. Есть возможность сдать и по 40 копеек, но в таком случае речь идет о так называемых товарных яблоках. Только многие заблуждаются: яблоко, снятое с дерева, а не поднятое с земли, не всегда будет считаться товарным. Важно еще качество – плоды должны быть без парши, не мелкими, калиброванных размеров, обладать прекрасными потребительскими качествами. Кроме того, такие яблоки должны быть затарены в ящики или в коробки, но ни в коем случае не в мешки – магазины стараются продавать именно такие фрукты, как говорится, один в один. Это и понятно: ведь каждый из нас, выбирая яблоки в магазине, старается положить в корзину самые красивые и ароматные…

Работа ведется планово: в районной газете, магазинах, на досках объявлений размещается информация о проведении закупок яблок. Люди звонят, интересуются условиями и ценой. Если все устраивает, составляется график поездок: машина с весами и грузчиком подъезжает прямо к месту сбора яблок. Правда, есть единственное пожелание к сдатчикам: кооперироваться с соседями и знакомыми, чтобы грузовой автомобиль использовался максимально рационально. Действительно, гонять многотонный грузовик для доставки нескольких мешков будет абсолютно невыгодным для организации. Как отметила Розалия Федоровна, кто имеет возможность и желание привезти яблоки на своем транспорте в заготовительный пункт, может сдавать и десяток мешков, и килограмм.

Итак, чтобы получить информацию о пунктах и условиях приема, закупочных ценах и предъявляемых требованиях к плодам, необходимо обратиться в магазины и филиалы райпо – это будет, пожалуй, самым надежным способом не только освободиться от излишков урожая, но и получить хоть сравнительно небольшое, но вознаграждение.  

Фото БЕЛТА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси разработал новый метод лечения больных с COVID-19, которые фактически находятся в двух вздохах от ИВЛ и традиционная терапия им не помогает. Он уже прошел клинические испытания.

 В аптеках и магазинах появились белорусские экспресс-тесты на ковид. Рассказываем, как их использовать и признают ли медики их результаты.


 От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».

 


С 1 марта вступят в силу два обновленных кодекса – Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПикоАП).