Человек на своем месте

№19 от 10 мая 2018 года

Воспитание классикой
Воспитание классикой

Завершается учебный год. Через неделю-другую выпускники школ выберут дело по душе – пойдут учиться в вузы, колледжи, лицеи, на курсы. А в сердцах останутся образы тех, кто посеял в души «разумное, доброе, вечное» – учителя. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что для многих выпускников особенно запомнятся учителя литературы, внесшие неоценимый вклад в духовное развитие личностей молодых людей. Именно таким наставником жизни стала для своих подопечных учитель русского языка и литературы СШ №11 г. Витебска Анна Дубровская. Сегодня она гость нашей газеты.

– Анна Олеговна, среди преподавателей литературы людей случайных не бывает. Как вы пришли в профессию?

– Шансов оказаться вне ее у меня не было. Хотя, признаюсь, попытки свернуть на путь бизнеса были. Правда, в 90-е годы. Мы с подругами-старшеклассницами, чтобы занять в жизни серьезные материальные позиции, подтягивали на подготовительных курсах технологического университета математику, физику, информатику.

Но у меня была замечательная классная – учитель русского языка и литературы Галина Петровна Главацкая. И ее увлеченность, и атмосфера 15-й школы (будущей гимназии №1), а также желание родителей, простых рабочих, видеть меня в белом халате либо учителем, сделали свое дело. В медицину не пошла – боялась крови, поэтому мне, победителю республиканской олимпиады по русскому языку и литературе, оставался один путь – литература. Могла выбрать любой профильный вуз. Остановилась на Витебском педагогическом институте им. С. М. Кирова, который к пятому курсу стал Витебским государственным университетом им. П. М. Машерова. И вот уже 20 лет преподаю в СШ №11.

Университет дал идеальную методическую базу, а руководитель практики Марина Леонидовна – образцовую технологию ведения уроков. Она поделилась искрой, способной зажечь интерес учеников... Работая в школе, училась в магистратуре, но от научной карьеры отказалась. Реальная жизнь намного интересней!

– В каком возрасте дети больше интересуются литературой?

– Если у ребенка есть интерес к чтению художественной литературы, то он будет в любом возрасте. Сложно сказать, можно ли воспитать такой интерес, но пяти- и шестиклассники на моих уроках очень любят играть, фантазировать. Они охотно читают, непосредственно и эмоционально обсуждают героев и сюжеты. У десяти- и одиннадцатиклассников – сознательный выбор того или иного предмета, в том числе языка и литературы. На эмоции они более скупы, сдержанны и категоричны: им либо что-то нравится, либо нет.

Мне всегда везло с детьми – в каждом классе есть контакт. Какой бы он ни был – сильный или слабый, математический или обычный, – всегда есть дети, которые читают и по программе, и вне ее. С такими ребятами интересно обсудить не только школьные задания, но и произведения внеклассного чтения, такие как «Властелин колец» Толкинена и «Бойцовский клуб» Чака Поланека, романы и повести культового писателя Виктора Пелевина.

– Школьная программа сегодня более интересна, чем 20 лет назад?

– Она не сильно изменилась. Когда я пришла преподавать, в программе так же были «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В прошлом году появилось новое потрясающее произведение Анатолия Алексина – автора книг для детей и юношества – «А тем временем где-то…». В формате внеклассного чтения – Жюль Верн «Дети капитана Гранта», Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех», Марк Твен «Принц и нищий», Кир Булычев, братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Стажеры», – их дети читают, в основном, во время школьных каникул.

Кстати, именно с целью пропаганды классической литературы у нас в районе в этом году стартовал литературно-образовательный проект «Многоточие». Это совместная программа Центральной городской библиотеки им. М. Горького, кафедры литературы ВГУ им. П. М. Машерова и отдела образования Октябрьского района, позволяющая открывать для себя неизвестные страницы биографии и творчества русских и белорусских писателей. С моими олимпиадниками мы уже с удовольствием посетили литературные  встречи, посвященные Корнею Чуковскому и Максиму Горькому. На очереди проект о судьбе Ирины Одоевцевой – «Маленькая поэтесса с огромным бантом».

– Анна Олеговна, какое влияние оказывает художественная литература на нравственные ценности подрастающего поколения? Чем отличаются нынешние школьники от детей 90-х?

– Раньше, нужно признать, литература имела более серьезное влияние на общество. Советские люди были самой читающей нацией. В 60-80 годы в парке, трамвае все были с книгами, газетами и журналами в руках. Тем не менее, литература остается источником опыта и хранителем ценностей общества и сейчас, она очень важна тем, что может еще научить людей жить... К сожалению, сейчас, когда становится меньше читающих детей, очень тяжело влиять через книгу. Сейчас все в телефонах… Но умные дети продолжают читать…

К тому же нужно признать, что молодое поколение умнее нас, у него больше возможностей получить нужную информацию. Дети стали более свободными, раскрепощенными, понимающими выгоду. Даже в школе. Язык выгодно – буду изучать, физика не пригодится – не стану напрягаться... Раньше ребята были более ответственными, сознательными, берущими многое на веру...

– Недавно наша практикантка из Казахстана готовила статью о впечатлениях студентов-соотечественников про Беларусь. Двое из трех отметили не-уважительное отношение молодых белорусов к старшим: в метро и автобусах старики стоят, а парни и девушки их не замечают.

– Витебск – небольшой город и, по моим наблюдениям, школьники уступают место, даже уже мне... Я не исключаю безразличного отношения части школьников и молодежи. Бешеный ритм жизни, гипердоступность информации: в интернете через один-два клика можно найти ответ на любой вопрос, и им кажется, что в жизни все легко и просто, и так будет всегда. Дети часто не способны спрогнозировать, что также будут пожилыми, что и у них появятся проблемы с возрастом и здоровьем...

Я оптимист по натуре и предпочитаю видеть в школьниках только хорошее, поэтому не согласна, что у нас плохая молодежь. А может, мне просто попадаются хорошие ребята?

– Анна Олеговна, вы организатор и ведущий интеллектуальных игр, которыми знаменита средняя школа №11. Что дает ребятам участие в них – много ли учеников проходит в играх обучение коммуникативным навыкам?

– Игры «Что? Где? Когда?», когда за минуту команде нужно дать ответ на поставленный вопрос, и «Брейн-ринг», где отвечать вообще нужно на скорость, – здесь за доли секунды необходимо найти решение, безусловно, воспитывают в ребятах коммуникативные навыки, умение работать в команде, а также дают важные знания. Если до «ринга» ребята о чем-то не знали, то потом многие запоминают информацию, полученную во время игры… Я это поняла, когда сама «поварилась» в котле интеллектуальных игр, куда меня привлек на тот момент ученик нашей школы Сергей Янукович: вначале в команде «Янус», потом в знаменитой «Гранд провинция». С ними я получила титул вице-чемпионки Республики Беларусь по «Брейн-рингу».  Сейчас иногда играю за команды «Нео» или Golden Medium. Интеллектуальные игры в нашей школе проходят дважды в год – осенью и зимой, в Дни науки. Иногда у нас проводятся городские и даже областные турниры для взрослых. За это отдельное спасибо администрации, которая уже 20 лет поддерживает интеллектуальное движение в школе.

– Какой главный совет вы бы дали родителям своих учеников и из других школ?

– Читайте. С книгой в руках дети должны видеть в первую очередь родителей. Если маме с папой не до чтения, чему тогда удивляться, что их ребенок не тянется к книге? Мои родители, простые рабочие, имеющие семиклассное образование, находили время для любимых произведений литературы...  Мы, учителя, смогли многих учеников убедить в том, что обладать красивой речью, высокой культурой и эрудицией – это выгодно.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

День учителя – тот самый праздник, когда тысячи учеников искренно благодарят своих наставников, тех, о которых говорят: «Это педагог от Бога».

Валерий Полянский – один из самых ярких деятелей культуры России, а также настоящий любимчик фортуны. Почему?

Самое страшное в работе спасателя – это терять товарищей и детей, которым не успел помочь.

...Мне кажется, что я еще многое мог бы сделать. Лет-то мне уже прилично, но есть ощущение, что у меня еще очень много творческих сил в качестве хореографа. Реализовать бы их еще...