150 золотых маршрутов моей Беларуси

№16 от 19 апреля 2018 года

Рогачев
Рогачев

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В бронзовом веке в приднепровском регионе нынешнего Рогачевского района, по всем данным, был административный или культовый центр какого-то большого племени среднеднепровской археологической культуры – нигде в Беларуси нет такого обилия объектов этого периода, как на Рогачевщине. Им 3,5–4 тысячи лет.

В период железного века на этой территории появляются городища с земляным валом и глубоким рвом. Это время племен Милоградской и Зарубенецкой археологических культур – 2 тысячи лет назад. Их обычно связывают с балтским населением тогдашней Беларуси.

В VI–VIII веках нашей эры на эти земли постепенно начинают проникать славяне – приходят с запада радимичи и кривичи, с бассейна Припяти расселяются дреговичи. Границей между этими племенами были реки Днепр и Друть.

Первое упоминание о Рогачеве датируется 1142 годом в Ипатьевской летописи. Само название «Рогачев» имеет несколько версий, из которых самая вероятная – из древнелитовского «рогас», что значит «алтарь, святилище, святое место». В те времена недалеко от Рогачева находилось и языческое капище у озера Доброго (нынче – Святого). Говорят, что жители Рогачева долго сопротивлялись введению христианства – так сильны были на этих землях языческие традиции и верования.

Рогачев

Костел Антония Падуанского.

Замковая, или Дворцовая, гора – знаковое для каждого рогачевца место на берегу Днепра. Отсюда когда-то начинался город, а сегодня с возвышения открываются замечательные виды окрестностей.

Благодаря королеве польской и великой княгине литовской Бонне Сфорце в начале

XVI века здесь был построен замок с дворцем, флигель, дом эконома, хозяйственные строения. В комплекс замковых построек входила и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1564 году во время Ливонской войны Рогачевский замок был взят штурмом и сожжен российскими войсками, а город разрушен. Последние остатки каменного замка исчезли в годы Второй мировой войны.

Сохранилась в городе интересная рядовая застройка. Например, дом, построенный на средства купца Беленького в конце XIX – начале XX века из кирпича, реконструирован в 1950 году. Изящный особняк – памятник эклектической архитектуры.

На рогачевском кладбище сохранились три каплицы. Самая старая часовня второй половины XIX века в псевдорусском стиле была возведена Василием Грешнером. Сегодня она находится в полуразрушенном состоянии.

Часовня.

Вторая сохранившаяся часовня была построена в 1905 году дворянином Василием Иолшиным. Третью каплицу установил военный Вержейский для умершей жены.

В 1783 году в Рогачеве был открыт деревянный католический храм, носивший название Непорочного Зачатия Девы Марии. Трудно сказать, кто и когда переименовал его. Возможно, местный настоятель ксендз Бернатович, чьими усилиями был возведен новый костел из красного кирпича в стиле неоготики, освященный летом 1912 года в честь Святого Антония Падуанского. Храм действовал до конца 1930-х годов, а после закрытия пережил много драматических событий. В нем размещались зерносклад и цех по производству напитков и мороженого. В 1940-х страшный пожар уничтожил его кровлю и деревянные конструкции.

Но особенно пострадала святыня во Вторую мировую. В послевоенные годы в здании дежурил пожарный пост, затем работал хлебозавод. С 1970-х годов храм пустовал, и лишь в начале 2000-х был передан местной католической общине, затем началась его реставрация.

В 1886 году в Рогачеве был открыт православный собор Александра Невского. Пятикупольное сооружение имело центральную объемно-просторную композицию. Во время последней войны храм был разрушен.

Барак

Почтовая станция.

В 1846 году рядом с дорогой здесь возводят почтовую станцию.

Городец

Успенская церковь.

Первая деревянная церковь в деревне была построена в 1760 году. Но она не сохранилась до наших дней, на ее месте в 1869-м возвели новый храм – церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Кристополье

Здание бывшей почтовой станции.

С 1848 года здесь сохранились здание бывшей почтовой станции и фрагменты ограждения.

Турск

Святое озеро.

От усадьбы Сеножацких сохранились лишь руины усадебного дома XIX века. Недалеко от деревни раскинулось озеро Святое.

Корма

Усадебный дом.

Строительство униатской церкви в местечке Корма было начато на деньги дворянской семьи Быковских в 1832 году. Из унии церковь передана под православное ведомство в 1836 году.

Храм построен в стиле классицизма, имел две деревянные колокольни. После Октябрьского переворота с него был снят колокол, а само помещение церкви превращено в склад. В довоенное десятилетие здесь разместился Дом культуры.

В конце 1940-х годов церковь переоборудована под хлебопекарню: четыре оконных проема замуровали, к боковым стенам достроили одноэтажные кирпичные пристройки. В начале 1960-х годов в хлебопекарне произошел пожар, после чего здание так и не было восстановлено.

Дворянское семейство Дориа-Дерналовичей имело крупные поместные владения на территории центральной Польши и на белорусских землях. Их усадьба в Корме, по свидетельствам старожилов, сформировалась в конце XIX – начале XX века. В это время имением владел Александр Дерналович. Он построил на территории имения усадебный дом, крахмальный и спиртовой заводы. Этот период – время расцвета комплекса. После революции 1917 года имение и все имущество Дерналовичей передано государству. После Второй мировой войны пришло время окончательного упадка усадебно-паркового комплекса. Дом-усадьба был приспособлен под детский дом, а с 1955 года здесь находилась школа. Промышленные здания использовались совхозом. Проработавший почти 80 лет спиртзавод закрыли, а его здание было переведено в разряд аварийных. Дом-усадьбу приспособили под складские помещения.

Довск

Свято-Покровская церковь.

Главная достопримечательность поселка – Свято-Покровская церковь. В 1864 году в центре деревни на месте старого храма (1836) возвели кирпичную церковь. Рядом с ней до наших дней сохранился интересный жилой дом 1840 года постройки. А через дорогу на углу улицы – еще один старый дом 1849 года.

Ходосовичи

 Кладбище немецких солдат.

Возле этой деревни расположено кладбище немецких солдат, погибших во время Второй мировой войны.

Кистени

Здание бывшей оранжереи.

В XVIII–XIX веках здесь существовало имение, владельцами которого были Верманы. Рядом был разбит парк. В северной его части сохранились остатки регулярной планировки – партер в форме квадрата с кругом внутри, который оформлен двухрядной аллеей из хвои обыкновенной, и искусственно круглая в плане возвышенность. Сохранилось здание оранжереи (предположительно) и водяная мельница XIX века.

Легенда от автора проекта

Пропавшая поляна

Лес подступал к озеру со всех сторон, иногда он так близко подходил к воде, что его корни и ветки касались зеркальной глади. Рядом с берегом взору открывались в этом лесу небольшие полянки, усеянные таким количеством цветов и трав, что издали эти благоуханные уголки леса казались яркими коврами, созданными самой талантливой ткачихой на свете. Но очень-очень давно луга здесь не было, а на его месте лежала просторная лесная поляна, окруженная глубоким рвом, заполненным водой. В центре этой поляны черные густые кроны дубов нависали над огромным валуном, из-под которого сочился тонкой струйкой ручей. Он петлял среди деревьев и исчезал в чаще дремучего леса.

Конечно, вы догадались, что это было старинное языческое капище. Как утверждает легенда, хозяйничала здесь и проводила всевозможные обряды и таинства старая вещунья – ценительница и хранительница этого священного места.

Как мы уже не раз писали, приход новой веры в эти края был через жестокие, иногда кровопролитные противостояния.

Вот и до этих мест дошли слухи, что где-то богов сжигают, где-то рощи священные вырубают, а где уже и храмы возводят веры новой. Было и такое, что целые селения подвергались насильственному отречению от веры старой, а кто сопротивлялся, тот жизни лишался, даже целые села огню предавались.

Предвидя, что и жители окружающих селений могут быть подвергнуты жестоким испытаниям, хранительница священной поляны созывает всех местных на капище. Последняя речь ее была коротка. Жрица объяснила, что силой своих чар постарается спасти людей от жестокого насилия. Милостивые боги именно так повелели ей поступить, она сотрет из памяти пришедших все, что было связано с этим священным местом, и даже сама поляна и что на ней есть – исчезнет, пропадет. На прощание женщина подходила к каждому и возлагала на его голову ладонь. Вернувшись домой, все, кто был на том печальном прощании, забыли напрочь, и где они были, и о чем при расставании поведала им старая вещунья.

Исчезла и поляна не только из памяти людей, но и из самого леса. Так бы, может, и кануло все в темные воды прошлого, если бы не одно, на первый взгляд, совсем незначительное обстоятельство.

А дело в том, что в тот самый прощальный вечер на поляне, когда вещунья обходила людей, возлагая ладонь на их головы, одна маленькая девочка, возможно, испугалась грозного вида колдуньи и спряталась за платье матери.

Так на нее не было возложено заклятие, и она, единственная из всех вернувшихся домой людей, в памяти своей сохранила все, что было связано с этой священной поляной.

Шло время, и милое дитя выросло в стройную красивую девушку. Став взрослее, она часто ходила в лес, пытаясь найти пропавшую поляну. Но невидимые силы водили ее кругами, запутывали, и она возвращалась домой ни с чем. А на те воспоминания, которыми она пыталась делиться, люди убеждали ее, что все это – детские фантазии и что со временем все забудется.

Продолжение в следующем номере.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.