Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Наследие

№13 от 29 марта 2018 года

Горький и Богданович были друзьями
Горький и Богданович были друзьями

В год 150-летия классика русской литературы Максима Горького Институт мировой литературы в Москве и Литературный музей Максима Богдановича в Минске при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства реализуют гуманитарный проект «Горький и Богдановичи».

Белорусской стороне будут переданы 314 единиц копий хроникальных документов. Сюда входят многостраничные письма, адресованные отцом нашего классика, выдающимся деятелем науки и культуры, писателем-мемуаристом, ученым этнографом Адамом Егоровичем Богдановичем супруге, Александре Павловне Волжиной-Богданович, ее сестре, Екатерине Павловне Волжиной-Пешковой, жене Алексея Максимовича Горького, литературному секретарю А.М. Горького П.П. Крючкову, самому Максиму Горькому и ответные письма адресатов Адаму Богдановичу.

Заведующая архивом Максима Горького Елена Матевосян рассказала, что наследие автора «Песни о Буревестнике» – самый большой в мире личный писательский архив. Среди его материалов особое место занимает горьковский эпистолярий – деловая переписка, переписка с друзьями и коллегами, начинающими писателями, которую по праву можно назвать «энциклопедией русской и мировой жизни ХХ века».
«Таким образом, на деле осуществляется горьковская идея взаимообогащения культур, развития международного научного и культурного сотрудничества, межкультурного и межнационального диалога, популяризации ценностей русской и белорусской литературы и культуры», – считает исследователь.

Замдиректора института мировой литературы имени А. М. Горького Дарья Московская сообщила, что в рамках совместного гуманитарного проекта при поддержке Посткома Союзного государства планируется юбилейное издание книги-альбома, включающее публикацию эпистолярия А. Богдановича, воспоминания о Максиме Горьком, а также уникальные фотографии из запасников музея.

«Историко-культурная и научная актуальность готовящегося издания обусловлена его новизной, яркостью и культурной значительностью участников переписки, – отметила она. – К публикации предложены прежде не издававшийся эпистолярий и мемуары выдающихся деятелей культуры России и Беларуси – представителей семьи Горького и Богдановича».

Родом из Холопеничей

Адам Богданович родился в крестьянской семье 25 марта 1862 года в местечке Холопеничи Борисовского уезда (теперь городской поселок Холопеничи Крупского района). Здесь же в 1874 году закончил народное училище, с 1879-го по 1882-й учился в Несвижской учительской семинарии, после ее окончания работал учителем: вначале в Игуменском уезде, а затем в 1-м Минском приходском училище.

В 1892 году перешел на службу в Гродненское отделение Крестьянского поземельного банка. В октябре 1896 года после смерти первой жены Богданович переехал в Нижний Новгород, где трудился в отделении банка.

В середине ноября 1896 года Адам Богданович знакомится с Максимом Горьким и его семьей. Прежде всего их объединяет интерес к литературе, любовь к книге. О том, насколько тесной была их дружба, свидетельствует тот факт, что в январе 1897 года Адам Богданович был единственным, кто провожал Горького и его супругу в Крым для лечения писателя. По возвращении семьи Пешковых из поездки отношения возобновились, Адам Богданович был частым гостем молодоженов.

Летом 1898-го в Самаре Адам Богданович знакомится с Александрой Павловной Волжиной, сестрой жены Горького Екатерины Павловны Пешковой, и входит в качестве друга, а потом жениха в семью Волжиных.

А.Е. Богданович является автором мемуаров о Максиме Горьком, которые хранятся в фондах Литературного музея Максима Богдановича в Минске и планируются к изданию в рамках проекта.

Переписка Адама Егоровича с будущей женой, Александрой Павловной Волжиной, хранилась в личном архиве Пешковой, вошедшем в основной фонд архива Горького.

«Культурная и познавательная ценность публикуемого эпистолярия определяется его нетривиальным содержанием, – рассказывает Дарья Московская. – Так, переписка юной Александры с женихом, который был старше ее на 18 лет, приоткрывает глубоко личные, доступные некогда только двоим влюбленным тайны сердечных радостных переживаний, мучительных тревог, восторженных надежд и ожиданий. Имевший опыт семейной жизни, познавший всю полноту счастья общения с любимой женщиной, Богданович столкнулся с целомудренно чистым, детски невинным представлением о любви 18-летней девушки. Увлеченная красотой, умом и талантами взрослого мужчины, она не была готова к браку, узнавала и готовила себя к нему в многостраничной исповедальной переписке с любимым. «Я люблю тебя всю, твою душу, но и тело, понимаешь ли, солнышко? Ты для меня единая и неразделимая. О, если бы ты так меня любила!.. Солнышко, ведь я плакал над твоим письмом, плакал, говорю это не стыдясь. <…> солнышко, я не хочу ангельской любви, когда мы будем ангелами, мы будем любить по-ангельски, а теперь я человеческое существо и душой и телом, и желаю любви настоящей, человеческой, а не какой-то благочестивой фальсификации» – писал А. Богданович любимой 2 июня 1898 г. из Нижнего Новгорода в Саратов».

В письмах к Горькому 1920-х годов заметны не зажившие следы мучительной раны от потери сына: «Сейчас по поводу одной жертвы – моего Максима – сейчас делаю скучнейшее дело, выписываю его статьи из ярославского «Голоса» для Института белорусской литературы. Работа гробокопательская. Между прочим, Максим в 13-14 лет писал Вам и, кажется, послал Вам книжку своих стихов. Не сохранились ли у Вас его письма?.. Белорусы были бы весьма обрадованы».

Переписка с Горьким 1930-х годов, после возращения писателя из Италии в Москву, иного тона. Статус организатора советской литературы, разрекламированная прессой близость Горького к власти накладывают отпечаток на стилистику писем Богдановича к другу. Они приобретают более официальный и неизбежно просительный оттенок. Одно из писем, от 24 июня 1931 г., уточняет дату ареста А. Богдановича в Ярославле: «среди других музейцев был арестован и привлечен к следствию местным отделом ГПУ. <…> я попал в общую массу интеллигенции, заподозренной в своей доброкачественности». Однако стараниями Горького Богданович был вскоре освобожден.

С момента ареста и освобождения положение Богдановича предельно усложняется. Недостает денег, пропитания, нет дров, нет возможности публиковать труды. Переписка показывает, что в течение шести последних лет своей жизни Горький регулярно перечислял через П. Крючкова по 300-400 рублей из личных средств.

Богданович был старше Горького всего на шесть лет, но почему-то был убежден в том, что вскоре умрет. Поздравляя писателя с 68-летием, он просит, чтобы тот позаботился о сохранении его научного наследия: «Не дайте погибнуть без следа этим моим трудам». Однако судьба распорядилась иначе. Он пережил друга на четыре года и стал его мемуаристом, собирателем бесценных крупиц памяти о том, кого Ромен Роллан назвал великим тружеником.

Дарья Московская уверена, что готовящийся к изданию совместный российско-белорусский труд не ограничится публикацией эпистолярия. В планах – представление читателю недавно выявленных воспоминаний о встречах с А. Богдановичем в 20-х годах на краеведческих съездах в Рыбинске, запечатлевших его портрет и образ его мыслей о культурной общности и духовном родстве России и Беларуси.

Елена НИКОЛАЕВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Впервые к реконструкции Новогрудского замка приступили в 1921 году. Тогда развалины взяли под охрану, а через год частично законсервировали. Попутно укрепили контрфорсами стены Костельной башни, чтобы она не рухнула. На том все  и закончилось. Почти 90 лет замок простоял в руинах. В 2012 году главную достопримечательность Новогрудка решили привести в порядок, включив в госпрограмму «Замки Беларуси». Корреспонденты «7 дней» побывали на месте и узнали, что удалось сделать за почти десяток лет.

Музей современной белорусской государственности создан в 2012 году по поручению Президента. Является одним из важных
информационных, презентационных и коммуникационных центров страны.

Что связывало Максима Богдановича с далеким от его родного Минска Нижним Новгородом?

Две семьи, из которых вышли классики русской и белорусской литературы, были связаны родственными узами.