Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Тема номера
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№12 от 22 марта 2018 года

ЧЕЧЕРСК
ЧЕЧЕРСК

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Храм Преображения Господня в Чечерске был возведен в конце XVIII века по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева. По мнению московского историка архитектуры И. Слюньковой, он построен в 1779 году. А вот белорусский исследователь В. Чантурия утверждает, что храм возведен в 1783-м. Он был построен в ансамбле с тремя другими, которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Согласно сведениям могилевского губернатора 80-х годов XIX века А. Дембовецкого, автором чечерских храмов являлся известный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, что, конечно же, маловероятно. В 1774 году, когда Екатерина II подарила Чечерск З.Чернышеву, великого зодчего уже не было в живых, он скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Еще одна гипотеза говорит о том, что автор проектов чечерских церквей известный русский архитектор Василий Баженов. Историки И. Слюнькова и В. Пилявский приводят сведения, что автор проекта храма Преображения Господня – известнейший архитектор-итальянец Джакомо Кваренги..

Чечерск

Спасо-Преображенская церковь.

Ратуша ХVIII века – символ местного самоуправления города – сохранилась до наших дней. В ней размещается историко-этнографический музей. Спасо-Преображенская церковь построена в 1763 году по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева, является памятником эпохи классицизма республиканского значения. Это каменный двухъярусный храм-ротонда (в плане круг с внутренним диаметром около 15 метров), увенчан полусферическим куполом на ступенчатом барабане. Над бабинцем (прямоугольный в плане объем с фронтоном на главном фасаде) построена восьмериковая башня-колокольня, покрытая граненым куполом.

Замковая гора – еще одна достопримечательность города – памятник археологии. Материалы археологических исследований свидетельствуют, что здесь уже в неолите существовало поселение, в бронзовом и железном веках городище тоже не пустовало.

Ратуша.

В XVI–XVIII столетиях в Чечерске существовал замок, который занимал мыс коренного берега реки Чечеры. Площадка возвышалась над поймой на 14 метров. От города замок был отделен рвом шириной 20–25 метров и глубиной 7 метров. Деревянные рубленые стены замка были обмазаны глиной, что сводило к минимуму возможность зажечь их специальными выстрелами и сохраняла от гниения.

В XVII столетии на замковой горе находилось восемь башен, одна из которых являлась башней-воротами в три этажа и была увенчана куполом. В 1802 году там на месте старого замка был построен большой дворец графини Анны Родионовны Чернышевой, крестной матери Александра I. Но сведений о дворце практически не сохранилось. Согласно описанию 1884‑го, его место уже занимали разные посадки.

Винодельческий завод в городе был открыт в 1937 году на базе существовавшей винокурни.

Дворцово-парковый ансамбль (бывшее имение Чернышевых-Кругликовых) сложился в первой половине XIX века. Здание дворца перестраивалось многократно, а свой окончательный вид получило в 1860 году. В этот период в архитектуре господствовал эклектизм – упор был на внешнюю декоративность фасада, архитекторы часто произвольно объединяли в здании формы готики, ренессанса, барокко и создавали конгломерации архитектурных форм и стилей, которые тяжело определить. В годы Великой Отечественной войны постройка была сожжена, перестроена и преобразована в конюшню.

После Великой Отечественной войны тут размещались детская библиотека, Дом пионеров и вечерняя школа. С 2002 года здание передано отделу культуры райисполкома и снова достраивалось. 

Синагога в Чечерске была построена в 1800 году из камня и сохранилась до наших дней.

Бердыж

Один из курганных могильников.

Бердыжская стоянка – памятник эпохи каменного века доледникового периода, известна не только в Беларуси. И таких селищ палеолита, бронзового и железного веков в Чечерском районе несколько десятков. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что здешние места находились в самом центре земель радимичей. Возможно, какое-то из чечерских поселений было одной из древних столиц этого племени.

Ветка

Дом купца Грошикова.

Город основан в 1685 году старообрядцами на землях мозырского воеводы Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы.

В 1740-е годы на Ветковщине проживало около 40 тыс. человек. Царские карательные войска дважды (в 1735 и 1764 годах) сжигали Ветку, большинство жителей было насильно выселено в восточные губернии России. Тем не менее здесь сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы по дереву. И до наших дней сохранилась в городе уникальная деревянная рядовая застройка с резьбой.

В ноябре 1987 года в историческом здании – доме купца Грошикова – был открыт Ветковский музей народного творчества. В его основе – личная коллекция ветковчанина Федора Шклярова, выходца из старообрядческого рода.

Старообрядческое кладбище в Ветке существует с момента основания города, однако не считается историческим наследием, а потому не охраняется государством и не облагораживается. Самые старые надгробия и памятники из сохранившихся относятся к концу XVIII – началу XIX века, большая часть – к середине XIX. Жители Ветки вспоминают, что еще полсотни лет назад памятников и плит было значительно больше, однако в советские годы их растащили для строительства и отделки.

Хальч

Усадебный дом.

На северной окраине деревни, на высоком холме находится бывшая помещичья усадьба, построенная в начале XIX века Казимиром Халецким. С середины того же столетия и до революции 1917 года усадьбой владели представители рода Войнич-Сеножецких. Сохранились фрагменты комплекса: двухэтажный усадебный дворец, дом управляющего, фруктовый сад, парковые насаждения, протянувшиеся на 2 километра вдоль реки.

Хальчанский дворец построен в стиле позднего классицизма в 1822 году. Его архитектура является оригинальной и не имеет аналогов среди памятников усадебного зодчества 1-й половины – середины XIX века на территории Беларуси, Украины и Литвы.

Рогинь

Здание спиртзавода.

Здесь в XVIII веке было имение Дерноловичей. Но до наших дней дошел лишь частично сохранившийся парк и заброшенное здание бывшего спиртзавода (конец XIX – начало ХХ века).

Первомайский

Усадебный дом.

Поселок находится в зоне отчуждения. Здесь сохранились руины усадебного дома. Он построен в начале XVIII века из кирпича в стиле классицизма. Фольварк был во владении венгерского рода Горваттов, пользовавшегося польским гербом «Побог».

Столбун

Церковь Святого Николая.

В 1789 году здесь была построена Свято-Николаевская церковь в ретроспективно-русском стиле. Рядом можно увидеть сохранившееся одноэтажное здание церковно-приходской школы. В Столбуне был когда-то завод по производству железа, руда для которого привозилась с Украины, там работала винокурня.

Демьянки

Дом Герардов.

В летописи деревня попала в  XVI веке, и тогда она называлась Демьяновичи. В 1751 году Демьянки принадлежали Михаилу Чарторыйскому.

В середине XIX века деревня становится владением Герардов. Ими был построен во второй половине XIX века усадебный дом в псевдорусском стиле. Он сохранился до наших дней. Дом занимает высокий холм с крутым склоном, который рассечен поперечным оврагом. Площадь усадьбы вместе с парком составляет 7 гектаров. Уникальный природный ландшафт позволил создать парковую композицию, размещенную на двух уровнях. Верхний и нижний ярусы парка соединялись лестницей.

Железники

Свято-Никольская церковь.

Деревня Железники известна с XVI века. В инвентаре Чечерского староства 1704 года обозначена как боярский поселок с 15 дымами. Очевидно, именно поэтому там долгое время не было ни одного храма. Благодаря уроженцам этих мест, братьям Короткевичам, которые на свои средства в 1896 году начали строить для местных прихожан храм, в деревне появилась своя каменная церковь, которая была открыта в 1900 году.

В 1920–1930-х годах храм был закрыт. В здании церкви устроили зерносклад, потом хранилище для удобрений. Позже оно было и вовсе заброшено, безвозвратно утрачены внутренние фрески и росписи.

В 2004 году в храме начались реставрационные работы. В мае 2006-го состоялось торжественное открытие восстановленной Свято-Никольской церкви.


Легенда от автора проекта

Письмо в прошлое

(Продолжение. Начало в № 10)

Поползли слухи, что в округе появились советские войска. Ночью семья хозяина имения с небольшой поклажей уехала в сторону границы. Следом отправилась и подвода управляющего. Прощались второпях. Обнимая Костуся, Мирра со слезами на глазах скороговоркой лепетала:

– Не забывай того, чему я тебя учила. Пиши больше. Книги, какие хочешь, в отцовской библиотеке возьми. Ты мне письмо напиши. Отец говорит, что мы скоро вернемся. Вернемся – и я его почитаю, ошибки исправлять буду. Так что ты старайся. Обещаешь?

А уже во второй половине этого дня двор имения заполнили чужие люди, обозы, солдаты с оружием…

– Не вярнуліся яны,  – немного помолчав, продолжал дед Костусь. – Ніхто не вярнуўся, але, як бачыш, ліст гэты я ўсё ж напісаў. На той паперы, што мне яшчэ Міра пакінула.

И опять полились воспоминания грустно и тяжело.

Дядю забрали сразу, в тюрьму передачу понесли, а там сказали, что его уже в Сибирь отправили. Оттуда он уже не вернулся. Отца тоже забрали, держали долго, кровью кашлять стал. К зиме и его не стало. Жили впроголодь. Всех загоняли в колхозы, раскулачивали, потом – война. Был постоянный страх, что за тобой тоже придут.

– Не памятаю, ці плакаў. Толькі часта глядзеў у вочы гэтых прышлых людзей. Спытацца баяўся, за што такая нянавісць, а вось у вочы глядзеў. Па-дзіцячаму спадзяваўся ў іх убачыць адказ. А за гэта мяне часта білі па твары. Усё хадзілі, вынюхвалі: хто з кім быў, што сказаў. Вось тады я і схаваў гэты ліст. І жыў надзеяй, што вернецца Міра, што ўсе вернуцца.

Но до деревни докатилась страшная весть, что всех беглецов имения поймали у границы и там же  расстреляли.

– Вось тады плакаў вельмі. У гумно забраўся, глядзеў на гэтых чужых  людзей і плакаў доўга...

Перед войной Костусь женился, только дом построил и на фронт ушел. Вернулся с тяжелыми ранениями. Но выходила солдата его жена Зоська. На ноги, можно сказать, поставила. О том, что Мирра жива, бывший фронтовик услышал случайно. Из города приехали знакомые, вот они и рассказали, что когда управляющего с женой расстреливали, Мирра с братом в лес убежали. Но голод их из леса выгнал, в городок пришли. Жили в подворотнях, от облав прятались. Так Мирра в городе и осталась, замуж вышла. Дед Костусь, закончив рассказ, замолчал. Это затянувшееся молчание прервал я:

– А давайте, дедушка, я ваше письмо Мирре в город отвезу.

И опять дед долго, очень долго молчал. Глядел то на меня, то в окно, а то, вздыхая, опускал глаза в пол.

– А ведаеш... Вязі. А спытае пра мяне, раскажаш. Калі яна жывая, а калі не, то ў людзей спытай, дзе пахаваная, і гэты ліст на яе магілцы каменьчыкам прылажы ды пяском прысып, каб ветрам не знесла. Але толькі тады да мяне не вяртайся.

И я не вернулся… 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.